Православный календарь на 20 декабря 2018 года
Свт. Амвросия, епископа Медиоланского (397); прп. Нила Столобенского (1554); прп. Антония Сийского, иеромонаха (1556).
Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII); прмч. Афинодора Месопотамского (ок. 304);прп. Павла Послушли́вого (Повинника); мц. Филофеи Румынской (1060) (Румын.).
Прмчч. Сергия (Гальковского), иеромонаха, Андроника (Барсукова), иеродиакона (1917); сщмч. Антония Попова, пресвитера (1918); сщмчч. Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского, пресвитеров, Никифора Литвинова, диакона, прмчч. Галактио́на (Урбановича-Новикова) и Гурия (Самойлова), иеромонахов, мч. Иоанна Демидова (1937); сщмчч. Петра Крестова и Василия Мирожина, пресвитеров (1941).
Икона Божией Матери: Владимирская (Селигерская) (1554).
Священное Писание
Евр. X:1-18 (зач. 323). Лк. XXI:5-7, 10-11, 20-24 (зач. 104) — за среду и за четверг: Евр. X:35 — XI, 7 (зач. 326). Лк. XXI:28-33 (зач. 107). Прп.: 2 Кор. IV:6-15 (зач. 176). Лк. VI:17-23 * (зач. 24). * Чтения прп. Нила читаются, если ему совершается служба.
Святитель Амвросий Медиоланский
Святой Амвросий родился в 340 году в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского профекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий – епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко Крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял Крещение и в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.).
Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности.
Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Святой Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.
В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов.
Преподобный Нил Столобенский
Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.
В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.
Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище в углу келлии». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении.
Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.
В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.
Преподобный Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 года.
Много лет спустя на остров озера Селигер, где подвизался святой подвижник, пришел иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе они поселились на острове и построили храм в честь Богоявления с приделом во имя святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Со временем на месте подвигов преподобного Нила возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина монастыря была написана икона преподобного Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления больных. Впоследствии живший в обители святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и Тобольский, решил построить каменный храм вместо прежнего, деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 года, одновременно было установлено празднование преподобному в честь этого события.
Преподобный Антоний Сийский
Преподобный Антоний Сийский, в миру Андрей, родился в семье богатого земледельца в селе Кехта близ Северной Двины. В детстве получил хорошее воспитание, много читал и выучился иконописи. Лишившись родителей, Андрей отправился в Новгород и пять лет служил там у боярина. Затем женился, но жена его через год умерла. Тогда Андрей решил посвятить себя иночеству. Он роздал имущество нищим и как странник пошел на реку Кену в Пахомиеву пустынь. Преподобный Пахомий постриг его с именем Антоний. Вскоре его посвятили в сан иеромонаха, и преподобный с благословения игумена один совершал богослужения. Вместе с иноками обители он выходил лишь на труды для общих монастырских нужд. Из любви к уединению преподобный Антоний оставил Пахомиеву пустынь, выбрав из монастырской братии двух спутников, и поселился на Михайловом острове, с одной стороны омываемом Сией, а с другой – окруженном озерами. В этом суровом краю в дремучих чащах в 1520 году Антонием была выстроена часовня. Но расчищать лес стоило тяжких трудов, и спутники Антония стали роптать на него. И тут неожиданно неизвестный человек стал доставлять им пропитание, жертвуя также и деньги на благоустройство. Сийская обитель стала знаменитой, ее часто посещали жители окрестных селений. И вновь преподобный Антоний, взяв одного ученика, удалился в еще более глухое место на озере Палунь. Там, в уединенной келлии, он прожил три года. Когда игумен Феоктист отказался управлять Сийской обителью, братия упросила преподобного вернуться к ним. Он склонился к просьбе иноков, вновь принял игуменство и благочестно управлял монастырем до своего преставления в 1556 году, когда ему было 79 лет.
Святой мученик Афинодор
Святой мученик Афинодор, из Сирской Месопотамии, с юных лет вел иноческую жизнь. По доносу был схвачен и осужден правителем страны Елевсием на жестокие пытки. Мучениям святого сопутствовали чудеса, которые обратили многих присутствовавших язычников в христианскую веру. Когда решили усечь святого мечом, палач упал, а рука его отделилась от плеча. Святой же предал дух свой с молитвенными воздыханиями к Богу
Святая мученица Филофея Румынская
Родилась в Тырново, возможно около 1206 года. Её отцом был болгарин-земледелец, а мать – валашка. Мать взрастила дочь в истинно христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.
Господь призвал её к себе, когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень, и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. «Спроси дочь твою, что она делает с едой», – сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.
Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог – оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.
Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш, тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная, где их встретили румыны – духовенство и миряне во главе с митрополитом и воеводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.
Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам, и по её молитвам Бог посылал дожди.
Комментарии закрыты.