Православный календарь на 21 декабря 2018 года
Седмица 30-я по Пятидесятнице. Постный календарь. Глас 4-й
Прп. Патапия Фивского (VII).
Прп. Кирилла Челмогорского (1367); апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса (Апеллия), Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I); Мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477); мц. Анфисы в Риме (V).
Сщмч. Сергия Орлова, пресвитера (1937).
Священное Писание
Евр. XI:8, 11-16 (зач. 327). Лк. XXI:37 — XXII, 8 (зач. 108).
Преподобный Патапий Фивийский
Преподобный Патапий родился в Фивах в христианской благочестивой семье. Достигнув совершеннолетия, презрел суету мира и удалился в Египетскую пустыню. По прошествии многих лет он прославился аскетическими подвигами. Когда же люди стали приходить к нему за советом, пожелал пребывать в безмолвии и ушел в Константинополь, где устроил себе келлию в городской стене, близ Влахернскои церкви. Однако и здесь скоро стало известно о нем. Начали стеППкаться больные, и он, обладая даром исцеления, стал помогать всем нуждающимся.
Тропарь преподобному Патапию Фивскому
глас 8
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Пата́пие, дух твой.
Преподобный Кирилл Челменский
Преподобный Кирилл Челменский подвизался в XIV столетии.
Просветитель чуди. Родился в городе Белоозере. Принял постриг в обители преподобного Антония Римлянина († 1147 г.; память 3/16 августа), где шесть лет проходил различные послушания, а затем, после трехлетнего странствования по пустыням, поселился в дикой Каргопольской стороне.
Здесь по указанию свыше он избрал для постоянного пребывания гору Челму. Много скорбей пришлось испытать преподобному Кириллу от чуди, но его светоносная подвижническая жизнь и кроткие наставления расположили многих к принятию Святого Крещения. В конце жизни преподобный Кирилл устроил обитель и храм в честь Богоявления Господня. Преподобный провел на Челмной горе 52 года и скончался в глубокой старости, в возрасте 82 лет.
Святые апостолы от 70: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор
Святые апостолы от 70: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор были избраны и посланы Самим Господом Иисусом Христом для благовестия через некоторое время после избрания 12 апостолов (Лк.10:1-24).
Апостол Сосфен до принятия христианства был в Коринфе начальником иудейской синагоги. Во время мятежа против апостола Павла он подвергся побоям. Впоследствии обращен самим апостолом к вере во Христа и стал епископом в Колофоне.
Аполлос происходил из Александрии, был блестяще образованным человеком. Главным местом его служения был Коринф. Там он долго подвизался и многих обратил к вере Христовой. В конце жизни проповедовал на Крите и был епископом Кесарии.
Апостол Кифа был епископом в Колофоне.
Апостол Тихик, родом из Малой Азии, был учеником и спутником святого апостола Павла. Во время первого заключения апостола доставлял послания к Ефесянам и к Колоссянам. Сменил апостола Сосфена на Колофонской кафедре.
Апостол Епафродит – один из ближайших сотрудников и сподвижников святого апостола Павла – был епископом г. Адриаки Фракийской.
Апостол Кесарь проповедовал и был епископом Диррахии – области в Средней Греции.
Все эти апостолы мирно преставились к Богу (вторая память 30 марта). Вместе с ними Церковь вспоминает и апостола Онисифора (память 7 сентября).
Святой апостол Апеллий из числа 70-ти был епископом в городе Смирне (восточный берег Эгейского моря). О нем упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим.16:10).
Апостол Сосфен до своего обращения был начальником коринфской синагоги. Апостол Павел обратил его в христианство и сделал помощником в своих трудах. Обращаясь к Коринфской Церкви, апостол Павел приветствует ее от лица обоих: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат…» (1Кор.1:1). Позже святой апостол Сосфен был поставлен епископом в Колофоне (Малая Азия).
О святом апостоле Аполлосе в Деяниях святых апостолов сообщается следующее: «Некто иудей, именем Аполлос, родом из Алекс
андрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братья послали к тамошним ученикам, располагая их принять его: и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян.18:24-28). Святой Аполлос много помогал апостолу Павлу. Апостол Павел так говорит о распространении христианства у коринфян: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог» (1Кор.3:6). Позже святой Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
Святой апостол Кифа, по преданию, епископствовал в Иконии. Сведения о нем не сохранились. Предполагают, что о нём упоминает апостол Павел (1Кор.15:5).
Святой апостол Епафродит был сподвижником апостола Павла, который, посылая его к филиппийским христианам, так говорит о его самоотверженном труде на ниве Христовой: «…я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей… он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали… Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне» (Флп.2:25-30). Святой Епафродит был епископом в Адриании (Италия).
Мчч. 62 иерея и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавшие
При императоре Зеноне (474–491) правитель Вандальского королевства в Северной Африке Гунерих при пособничестве арианских епископов воздвиг жестокое гонение на православных. Когда верующие собрались в одном из храмов и тайно совершали Божественную литургию, войска варваров ворвались в церковь. Часть молившихся бежала, а 300 человек, наиболее твердых в истинной вере, предали себя добровольно на мучения и были обезглавлены. Из 62 иереев двух сожгли, остальным отрезали языки. Но чудодейственной силой Божией они продолжали проповедовать и опровергать арианское лжеучение.
Комментарии закрыты.