- 11.01.2019
- 0 комментариев
- Рубрика: СловоТворчество
Отражение темы Рождества Христова в литературе и искусстве
Рождество Христово практически для каждого является своеобразным символом неугасающей надежды на чудо, которое обязательно происходит. Ожидание этого светлого праздника и необыкновенные события, связанные с ним, — традиционный сюжет в литературе различных жанров. Один из наиболее популярных — святочные рассказы.
Задачей данной публикации является попытка хотя бы в самых общих чертах, по мере наших немощных сил, проанализировать специфику этого мотива в русской литературе и искусстве, рассказать о его истоках, развитии, угасании и возрождении в наше время.
Народные традиции
Народные традиции и обряды нашли в русской литературе широчайшее отражение. Достаточно упомянуть в этой связи произведения Н. В. Гоголя, и, особенно его прекрасную повесть «Ночь перед Рождеством», ставшую одной из первых русских святочных произведений.
Необходимо отметить, что Церковь стояла в стороне от языческих обрядов, положенных в основу многих народных традиций. Тем не менее такой жанр как колядки получил довольно широкое распространение.
Колядование
В свое время в публикации «Народная Русь»Аполлон Коринфский дал исчерпывающую характеристику этого жанра. В частности, он писал, что понятие «коляда» в разных регионах обрело различное толкование.
«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях».
В южных и юго-западных полосах, отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси же «колядовать» означало «Христа славить». А вот в смоленских землях колядование истолковывалось как попрошайничество.
Как бы ни называли это явление, но необходимо признать, что оно получило широкое распространение. Практически сразу после праздничной литургии юноши с девушками или подростки собирались вместе и, громко песнословя, шли колядовать.
«Славельщики» обходили крестьянские дворы с поздравлениями и пожеланиями благополучия:
Славите, славите,
Сами, люди, знаете,
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
С праздником поздравляем
И вам того же желаем!
Во главе процессии они несли звезду или вертеп. Вместо звезды иногда использовали фонарь, оклеенный картинками на тему рождения Христа.
Христославелыциков принято было приглашать в избы. Там они пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественного раждает». После гимнов пересказывались рождественские события, прославлялись Христос и Мария, звучали поздравления с Рождеством.
Накануне Рождества отверзаются небесные врата
Люди верили, что накануне Рождества отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий, а взорам праведных людей открываются все сокровища и тайны пресветлого Рая.
Коринфский писал: «Воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки.
И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет — все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ».
Таким образом очевидно, что традиция ожидания Рождественских чудес зародилась в народной среде, дав мощный толчок целому литературному направлению.
Православное Рождество
Православное Рождество положило начало другому, не менее широкому литературному направлению: христианскому, основанному на Евангельских текстах и святоотеческих толкованиях.
Наиболее подробное описание Рождества Христова содержится в Евангелии от Луки и Матфея:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).
После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).
Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).
В поэзии мы можем встретить стихотворное переложение Евангелбских текстов достаточно часто.
Рождество в светской литературе
В светской же литературе мы нередко встречаем сюжеты, смысл которых — вызвать сострадание к нуждающимся, пробудить в читателях чувство сострадания и любви к ближнему. Иногда эти рассказ имеют историческую основу.
Только во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как массовый жанр.
Основателем жанра в данном случае считаются Чарльз Диккенс и Ханс Кристиан Андерсен. Сюжет сказки последнего — «Девочка со спичками» — просматривается у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке», о котором мы уже писали, а также в рассказе «Ангелочек» Леонида Андреева.
Рождественские рассказы обретают со временем настолько широкую популярность, что для их публикации даже подписываются к печати отдельные святочные альманахи.
Святочный рассказ
Что такое святки? Обратимся к классическому определению, предлагаемому энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона: «Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления.
Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен…»
Традиция семейного устного пересказа Евангельского сюжета о Рождестве Христове в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, а с развитием печати оказалась очень востребованной. Святочные рассказы писали Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Максим Горький.
Эти рассказы, как правило, были достаточно просты, доступны для восприятия, имели характер назидания и прекрасно выполняли воспитательную функцию для впечатлительных детей.
Темы высокой нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности затрагивали самые чувствительные струны детских сердец.
Структура традиционного святочного рассказа
Первоначально рассказы эти были достаточно реалистичными. В них не было места сверхъестественному. Чудеса появились позже.
Для композиции подобных повествований характерно причудливое сплетение реальности, в которой обитали герои повествования, и сказочного сюжета, в котором происходили чудеса. Это, как правило, «рассказ в рассказе», предполагающий свободное переплетение этих планов. Важно, что все эти чудеса имели временное ограничение и происходили исключительно в ночь перед Рождеством. Именно вокруг этих чудес, благодаря которым герой повествования критически переосмысливает свою прежнюю жизнь, как правило, и разворачивалась сюжетная линия. Рассказчик же как бы пребывает извне, лишь свидетельствуя о происшедшем.
К примеру, в рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчик, старый сибиряк, абсолютно уверен верит в правдивости того, что произошло с его другом Тимофеем Осиповичем: Автор подробно описывает, как Тимофей, читавший в саду Евангелие, вдруг задумался: «Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности…
И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так — в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, — я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло: «Приду!»
Иногда некое чудесное событие, происшедшее с самим рассказчиком наяву или во сне, становится сюжетной канвой повествования, и читатель сам ищет реалистичное объяснение этому чуду. Так происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко.
А порой это чудо вообще является плодом фантазии героя, своеобразной защитой его от жестокой реальности (в рассказах Лескова «Пугало» и Достоевского «Мальчик у Христа на елке»),или объяснется удачным стечением обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений».
А бывает, что герою приходят на помощь люди, исполненные сострадания, как происходит это в рассказах Павла Засодимского «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» .
В рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон», как и во многих других, события разворачиваются в течение всего одной рождественской ночи, однако полностью изменяют жизненные и нравственные принципы героя .
Порой герои, никогда ранее не знакомые друг с другом, встречаются именно в рождественскую ночь(рассказ Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказ Николая Лескова «Отборное зерно»). В рассказе Лескова «Обман» автор пишет: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»
Иными словами, специфика жанра дает самые разнообразные возможности, однако, как подчеркивалось ранее, какими бы чудесными ни являлись обстоятельства, в которые он помещает своих героев, важна прежде всего духовно-нравственная проблематика. Заключительный аккорд святочной истории истории — неизбежно вытекающая из нее мораль, ради осознания которой, собственно, и происходили все эти чудеса.
Так, в рассказе Лескова «Зверь» сокровенных глубин души человека, достаточно сурового и совершенно не сентиментального коснулась глубокая, содержательная проповедь священника, полностью изменив его нравственные устои. А в финале рассказа «Христос в гостях у мужика» автор в заключение делает очень важный вывод:«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».
Угасание традиции в ХХ веке и возрождение ее в наше время
Ничто, к сожалению, не вечно, и в начале ХХ века, после кровавой революции, разрушившей патриархальный уклад России, под влиянием оголтелой атеистической пропаганды меняется менталитет целого народа, вследствие чего жанр святочного рассказа оказывается невостребованным.
Светлый Рождественский праздник заменяется Новым годом. Нарядная елка, подарки, вера в чудеса, — все это становится атрибутом новогодней феерии, о которой современные писатели создают множество сказочных произведений, в которых, однако, уже нет места Богу… Детям, воспитанным родителями-безбожниками, гораздо легче поверить в пришельцев, в инопланетный разум, в чудеса техники.
Однако, к величайшему счастью, все меняется в наше время, и святочный рассказ вновь становится актуальным. Люди устали от зла и насилия. Они стремятся верить в добро, тянутся к свету, и милые, добрые, возможно, в чем-то наивные истории помогают их духовному пробуждению.
Откроем же для себя этот поистине неисчерпаемый кладезь!
Комментарии закрыты.