- 21.01.2019
- 0 комментариев
- Рубрика: Путешествия и паломничеств
Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне
Каждый православный человек стремится хотя бы раз побывать на Святой Земле, чтобы окунуться в священных водах Иордана, пройти Крестным путем Спасителя, возрыдать на Голгофе, припасть к Гробу Господню… Много раз посетив Землю Обетованную, мы навсегда полюбили ее, оставив там частичку своего сердца.
Одним из наиболее ярких воспоминаний паломников, побывавших на Святой Земле, является посещение монастыря преподобного Георгия Хозевита.
Дорога к монастырю
Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон. Для этого нужно всего лишь уклониться влево от шоссе. И тогда изумленному взору откроется удивительный мир Иудейской пустыни с лунными пейзажами, редкой растительностью, одинокими верблюдами в бедуинских селениях. Интересно, чем они питаются на этой выжженной солнцем земле? Почти по дороге наблюдательный глаз заметит развалины древнего римского акведука, который, как свидетельствует история, когда-то восстанавливался, — и при византийцах, и при крестоносцах, но в настоящее время не действует, зато в самом ущелье Вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря.
Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани.
Вокруг — совершенно лунные пейзажи Иудейской пустыни, невероятная жара и сушь. Невольно приходит в голову мысль о том, ценой каких невероятных усилий спасались здесь подвижники.
Монастырь
Пещеры, разбросанные по скале здесь и там и ныне пустующие, некогда были заселены отшельниками. Как же нужно было все-таки любить Господа, чтобы добровольно обрекать себя на такое крестоношение!
В глубокой древности здесь был основан монастырь по типу киновии, известный в настоящее время как монастырь Георгия Хозевита или Козиба. У арабов сохранилось другое название, во имя святого великомученика Георгия Лиддского (Победоносца) — Дейр мар Джирис или аль-Хадер — или же Дейр эль-Кельт, по названию ущелья.
Согласно свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом).
Мощи прп. Иоанна Хозевита
До него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников, которые погребены под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана. Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Кто такой Георгий Хозевит?
Георгий родился на Кипре, в благочестивой семье. Дядя его был настоятелем одной из обителей.
С юных лет подвижник мечтал об отшельнической жизни, но Промысл Божий о нем был иным. По молодости лет ему было предложено первоначально пожить в киновии, и он выбрал Козибу. Здесь он поначалу имел скромное послушание помощника садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь. Господь прославил его даром чудотворений.
Чтобы избежать суетной мирской славы, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу.
Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда.
По другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и погребен в монастыре.
Сакральное место
Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой.
Игумен Даниил свидетельствует: “И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кюзивы до Иерихона 5 верст, а от Иерихона до Иордана 6 верст»…
Вышеупомянутый Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя”
Разрушение и восстановление обители
В 1187 году монастырь разрушается солдатами Салах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до 1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.
В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.
Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов Израиля. Однако прежде всего — это место паломничества.
Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот, кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря.
Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские помещения и древние захоронения.
В монастырь можно пройти, минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный контроль. Между воротами находится небольшой дворик, где некогда посетители ожидали приема и проходили своеобразный досмотр, во время которого выясняли цель визита посетителя. Женщины дальше вторых ворот не допускались В наше время это правило отменено. Здесь же арабы, поставщики продовольствия, развьючивали своих ослов. Нам они всячески навязывали несчастное вьючное животное для дальнейшего перемещения.
В обители
Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.
Комментарии закрыты.