Православный календарь на 30 июня 2019 года
Мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362); Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).
Сщмч. Аверкия Северовостокова, пресвитера (1918); исп. Максима (Попова), иеромонаха (1934); мц. Пелагии Балакиревой (1943).
Священное Писание
Утр.: Мк. 16:1-8 (зач. 70). Лит.: Рим. 2:10-16 (зач. 81 от полу’). Мф. 4:18-23 (зач. 9). Свв.: Евр. 11:33-12:2 (зач. 330). Мф. 4:25-5:12 (зач. 10).
Всех Святых, в Земле Русской просиявших
Всех Святых, в Земле Русской просиявших, Неделя – 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех русских святых.
Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: «Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии», кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»: «Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели», канон 8-го гласа, ирмос: «Песнь возслем, людие», нач.: «Вси песньми духовными, иже постом просиявшая». По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).
Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам Киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех Русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в. – РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в Сыропустную субботу (Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.
Помимо гимнографических произведений, для службы рус. святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев (Макарий, архим. 1997), иером. Сергий (Шелонин) – «Похвальное слово русским преподобным» (Панченко. 2003).
Совр. празднование Всех Святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. На заседании 7 (20) авг. был заслушан доклад проф. Б.А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских (Деяние 146 – Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 146–147). В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти рус. святых в воскресный день после памяти Всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в 1-е воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13 (26) авг. (Деяние 150 – Там же. С. 216-217). Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову) (впосл. епископ, священноисповедник). Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь неск. песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 г.; издание отличалось большим количеством опечаток. Священноисп. Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 г. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской патриархией в 1978-1989 гг. (Минея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. также: Служба. 1995). Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисп. Афанасия выделить ее в круге праздников РПЦ; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Нек-рые особенности составленной священноисп. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех рус. святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем рус. святым, не находит соответствия в Типиконе.
Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния» и 4-го гласа: «Иерусалима вышняго гражданы»; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: «Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших»; канон утрени 8-го гласа (ирмос: «В чермнем фараона с колесницами погрузил еси», нач.: «Вси в песнех духовных воспоим согласно»); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Многими содержими напастьми, к вам прибегаем»); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис.49:8-15, Сир.44:1-14, Прем.3:1-9; Евангелие утрени: Мф.4:25-5:12; чтения литургии: прокимен из Пс.15, Кол.3:20-4:3 (или Евр.11:33-12), аллилуиарий со стихами Пс.43, Лк.12:32-40 (или Мф.4.25-5:12), причастен Пс.149:4; помимо прочего, в состав службы входят особые тропари на блаженнах.
Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части – молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
Литература: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50–55; Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского) // АиО. 1997. № 2 (13). С. 128–144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII – 1-я пол. XIX в. / Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова) // ЕжБК, 2003. С. 377–380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» – соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547–592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» – соч. Сергия Шелонина // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453–480.
А.А. Лукашевич
Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г.
Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил
Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361–363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников – братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).
Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий († 395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям канон.
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице)
Агапий Ватопедский (Афонский), прп.: †?; Март 1
Агафангел Есфигменский, прмч.: †1819; Ап. 19; Окт. 29
Акакий Новый, Кавсокаливит (сжигатель калив – шалашей), прп.: †1730; Ап. 12
Акакий Новый, Сярский, Афонский, прмч.: †1816; М. 1
Антоний Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской Лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах: †1073; Ил. 10; С. 2 || Печер.; Печер., ближ.
Арсений Коневский, прп.: †1447; Июнь 12 || Карел.; Новг.; Петерб.
Арсений I Сербский, архиеп.: †1266; Окт. 28 || Серб.
Афанасий Афонский, игумен: †1000; Ил. 5 || Всех прп.
Афанасий I Константинопольский, патриарх: †1311; Окт. 24
Афанасий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский, патриарх: †1654; М. 2
Варсонофий Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Василий Солунский (Фессалоникийский), архиеп., исп.: †ок. 870; Ф. 1
Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский), прп.: †X; М. 13; Ил. 12
Гедеон Каракалльский, Афонский, прмч.: †1818; Д. 30
Геннадий Ватопедский (Афонский), дохиар (эконом), прп.: †?; Н. 17
Георгий Афонский, мч.: †1794; Окт. 2
Георгий Святогорец, Иверский (Афонский), ктитор, прелагатель Св. Писания на иверский язык: †1066; М. 13; Июнь 27
Герасим Новый, Натарас, Кефалонит, Афонский, иером.: †1579; Ав. 15; Окт. 20
Герасим Эвбейский, прп.: †XIV; Д. 7
Григорий Византийский, Афонский, прп.: †нач. XIV; Ап. 6
Григорий Доместик (регент), Афонский, прп.: †ок. 1360; Окт. 1
Григорий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиеп.: †ок. 1360; Н. 14; 2-я Неделя Великого поста
Григорий Серб, Молчальник, Афонский, ктитор: †после 1405; Д. 7
Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8
Дамаскин (в миру Диамандис) Афонский, Константинопольский, прмч.: †1681; Н. 13
Дамаскин Новый, Габровский, игумен, прмч.: †1771; Ян. 16
Дамиан Есфигменский, прп.: †1280; Ф. 23
Дамиан Новый, Филофеевский, Ларисский, прмч.: †1568; Ф. 23; 3-я Неделя по Пятидесятнице
Даниил Афонский, прп., зодчий, ученик прп. Афанасия Афонского: †980; Ил. 5
Даниил II Сербский, архиеп.: †1338; Д. 20 || Серб.
Дионисий Афонский, ктитор обители св. Иоанна Предтечи: †после 1380; Июнь 25
Дионисий Ватопедский, прмч.: †1822; Ил. 31
Дионисий Дохиарский (Афонский), прмч., ученик прмч. Иакова Костурского: †ок. 1520; Н. 1
Дионисий Филофеевский, Олимпийский, игумен, чудотворец: †XVI; Ян. 24
Дометиан Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Дометий Дионисиатский, Афонский, игумен, сподвижник прп. Дионисия Афонского: †1380; Июнь 25
Дометий Филофеевский, Афонский, прп.: †XVI; Ав. 7
Евдоким Ватопедский (Афонский), прп.: †XVII; Окт. 5
Евстафий I Сербский, архиеп.: †ок. 1285; Ян. 4 || Серб.
Евфимий Ватопедский (Афонский), игумен, прмч.: †1276 (1280); Ян. 4
Евфимий Дохиарский (Афонский), прп.: †X; Н. 9
Евфимий Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Евфимий Новый, Афонский, Константинопольский, прмч.: †1814; Март 22; М. 1
Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский), прп., сын прп. Иоанна Святогорца: †1028; М. 13; Ил. 12
Евфимий Новый, Солунский (Фессалоникийский), иеродиакон: †889; Окт. 15
Ефрем II Сербский, патриарх: †1399; Июнь 15 || Серб.
Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон, сщмч., ученик прмч. Иакова Костурского: †ок. 1520; Н. 1
Иаков Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иаков Зографский (Афонский), прмч. (другой): †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иаков Костурский, Дохиарский (Афонский), прмч.: †ок. 1520; Н. 1
Игнатий Новый, Афонский, Константинопольский, прмч.: †1814; М. 1; Окт. 20
Иерофей Новый, Каламский, Иверянин, иером.: †1745; С. 13
Иларион Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иларион (в миру Иоанн) Критянин, Афонский, прмч.: †1804; С. 20
Илия Ардунис, прмч.: †1686; Ян. 31
Иннокентий Комельский, Вологодский (в миру князь Охлябинин), прп.: †1521; Март 19 || Волог.; Новг.
Иоанн Болгарин, мч.: †1784; Март 5
Иоанн Кукузель, Афонский, доместик (регент), прп.: †XII; Окт. 1
Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский), прп., отец прп. Евфимия Нового (Святогорца): †998; М. 13; Ил. 12
Иоанникий Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иоанникий I Сербский, архиеп.: †после 1272; М. 28 || Серб.
Иоасаф Афонский, прмч., ученик свт. Нифонта II Константинопольского: †1536; Окт. 26
Иоасаф Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Иов Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Исихий Хоривит, безмолвник (исихаст), прп.: †VI; Окт. 3
Каллист I Константинопольский, патриарх: †ок. 1363; Июнь 20
Каллист II Ксанфопула, Константинопольский, патриарх: †после 1397; Н. 22
Киприан Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец: †1406; М. 27; С. 16 || Волын.; Моск.
Киприан Новый, Константинопольский, прмч.: †1679; Ил. 5
Кирилл Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Константин Афонский, мч.: †1819; Июнь 2
Константин Родосский, мч.: †1800; Н. 14
Констанций Русский, иером., прмч.: †1743; Д. 26
Косма Зографский (Афонский), иером., отшельник: †1323; Ф. 23; С. 22
Косма Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Косма Этолийский, Афонский, Албанский, равноап., иером.: †1779; Ав. 24
Леонтий Прозорливый, Афонский, прп.: †1605; Июнь 18
Лука Одринский, Митиленский, Афонский, прмч.: †1802; Март 23; 3-я Неделя по Пятидесятнице
Макарий Новый, Кийский, Афонский, прмч.: †1590; Окт. 6
Макарий Солунский (Фессалоникийский), прмч., ученик св. Нифонта Константинопольского: †1523; С. 15
Максим Грек, прп.: †1556; Ян. 21; Июнь 21 || Моск.; Радонеж.; Твер.
Максим Кавсокаливит (сжигатель калив – шалашей), Афонский, прп.: †1354; Ян. 13
Мартиниан Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Мина Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Михей Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Нектарий Битольский, Карейский, Афонский, прп.: †1500; Д. 5, 15
Нектарий (в миру Николай) Вриулльский, прмч.: †1820; Ил. 11
Неофит Ватопедский (Афонский), просмонарий (непрестанный молитвенник), прп.: †?; Ян. 21
Неофит Дохиарский (Афонский), прп.: †X; Н. 9
Никита Славянин, Афонский, иером., прмч.: †1808; Ап. 4
Никифор Афонский, прп., учитель свт. Григория Паламы: †XIV; М. 4
Никодим Албанский, Охридский, Мироточец, прмч.: †1722; Ил. 11
Никодим Ватопедский (Афонский), прп.: †XIV; Ил. 11
Никодим Святогорец, прп.: †1809; Ил. 14
Никодим Сербский, архиеп.: †1325; М. 11 || Серб.
Нил Мироточивый, Афонский, иером.: †1651; М. 7; Н. 12
Нил Сорский (Майков), прп.: †1508; Ап. 7; М. 7 || Волог.; Новг.
Нифонт (Нифон) Афонский, прп.: †1330; Июнь 14
Нифонт II Константинопольский, патриарх: †1490; Ав. 11
Онуфрий Хилендарский (Афонский), прмч.: †1818
Павел Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Павел Ксиропотамский, прп.: †820; Ил. 28
Паисий Величковский, прп.: †1794; Н. 15
Паисий Святогорец (Эзнепидис), прп.: † 1994; Ил. 12
Паисий Хилендарский (Афонский), Болгарский, прп.: †после 1762; Июнь 19
Парфений Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Пахомий Русский, Афонский, прмч.: †1730; М. 7, 20 (на Патмосе), 21 (на Афоне)
Петр Афонский, прп.: †734; Июнь 12
Прокопий Варненский, Смирнский, прмч.: †1810; Июнь 25
Роман Карпенисийский, прмч.: †1694; Ян. 5; Ф. 16
Ромил Бдинский, прп.: †после 1375; Ян. 16
Савва Вишерский, Новгородский, прп.: †1461; Окт. 1 || Новг.; Твер.
Савва Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Савва Крыпецкий, Псковский, прп., ученик прп. Евфросина Псковского: †1495; Ав. 28 || Псков.
Савва I Сербский, архиеп.: †1237; Ян. 12; М. 6 || Серб.
Савва II Сербский, архиеп.: †1271; Ф. 8 || Серб.
Сергий Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1412; Окт. 7 || Волог.; Радонеж.
Силуан Афонский, прп.: †1938; С. 11 || Тамб.
Симеон Босой, Филофеевский, Фламурийский, Афонский, игумен: †XVI; Ап. 19
Симеон Мироточивый (в миру Стефан Неманя, царь Сербский), Хилендарский (Афонский), ктитор: †1200; Ф. 13
Симон Зографский (Афонский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Симон Мироточивый, Симонопетрский (Афонский), прп.: †1257; Д. 28
Тимофей Есфигменский, Афонский, прмч.: †1820; Ап. 19; Окт. 29
Феодор Митиленский, мч.: †1784; Ян. 30
Феодосий Трапезундский, митр.: †XIV; Ян. 11
Феолипт Филадельфийский, еп.: †ок. 1325
Феона Солунский (Фессалоникийский), митр.: †XVI; Ап. 4
Феофан Новый, Афонский, игумен: †XV; Ав. 19
Феофил Мироточивый, Афонский, прп.: †1548; Ил. 8
Филофей (в миру Феофил) Афонский, прп.: †?; Окт. 21
Филофей Карейский, Афонский, прп.: †кон. XV; Д. 5
Фома Зографский (Афонский), игумен, прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Фома Малеин, прп.: †X; Ил. 7
преподобномученики Иверские (Афонские): †1276 (1280); М. 13
преподобномученики Карейские (Афонские): †1260–1281; Д. 5
инок Карейский, удостоившийся явления Архангела Гавриила: †X; Июнь 11
12 преподобномучеников Ватопедских (Афонских), со сщмч. игуменом Евфимием Ватопедским: †1276 (1280); Ян. 4
4 мученика Зографские (Афонские), миряне, пострадавшие с прмч. Зографскими: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
5 учеников прп. Афанасия Афонского: †980; Ил. 5
Комментарии закрыты.