- 13.12.2019
- 0 комментариев
- Рубрика: Путешествия и паломничествСловоТатиана Лазаренко
Престольный праздник в русском Свято-Андреевском соборе Филадельфии
Из книги «Опыт постижения Америки»
Неоднократно наши паломнические маршруты проходили через Филадельфию, и всегда это было для нас огромной радостью. Пенсильвания — вообще штат очень красивый. Да и православных святынь в нем достаточно много. Но вот собор русской славы, как любовно называют его, — вызывает особое чувство. Здесь явственно ощущается дыхание истории.
Так же, как и Никольский собор в Санкт-Петербурге, храм Святого Андрея Первозванного в Филадельфии часто называют морским, и это соответствует истине. Приход был основан братством святого Андрея Первозванного в Филадельфии, штат Пенсильвания, в 1897 году. Само братство состояло из выходцев из Карпатской Руси и Галиции приехавших в Филадельфию в конце 19 века. Это было время весьма значительной волны эмиграции из славянских земель Австро-Венгрии. Приехавшие были у себя на родине униатами, но в Америке очень многие из них переходили в православие — отчасти это связано с тем, что такое желание было у многих и раньше, но оно жестко подавлялось австро-венгерскими властями, отчасти с тем, что католические епископы в США очень высокомерно обходились с униатскими священниками, что побуждало многих клириков и мирян посмотреть на унию по-новому.
По этой причине многие православные приходы в США, в том числе и Свято-Андреевский, обязаны своему происхождению галичанам и карпатороссам, вернувшимся в православие.
По этой причине православных храмов непропорционально много в тех местах, где находятся угольные шахты и сталелитейные заводы. Нередко в каком-нибудь маленьком шахтерском городке, который сейчас можно смело назвать умирающим, можно увидеть сразу несколько больших храмов — и православный, и униатский, и один-два католических (их нередко строили по этническому признаку, так что один костел был, скажем, словацким, а другой, к примеру, ирландским). Если вы смотрели «Охотника на оленей», то помните, что герои фильма — православные сталевары славянского происхождения — отправляются воевать во Вьетнам именно из такого городка.
Отличительной особенностью той волны иммиграции была скудость материальных средств; на первых порах иммигранты зарабатывали себе на хлеб тяжелым трудом, который нередко не требовал высокой квалификации и не приносил большого дохода. Часто это был такой труд, на который не удавалось найти охотников среди местных, т. е. тех кто приехал в Америку за несколько десятилетий до этого. С этим была связана и нужда в союзах взаимопомощи, которым было и Свято-Андреевское братство.
Храм получил мощный импульс к своему развитию в начале XIX века благодаря активному участию в формировании приходской общины и строительстве нового храма личного состава двух легендарных кораблей Российского Императорского флота – крейсера «Варяг» и броненосца «Ретвизан», стоившихся в начале прошлого века на судостроительных верфях Филадельфии. В 1899 году в Филадельфию, где строились для российского флота приснопамятные корабли, прибыла группа русских офицеров. В 1902 году, с помощью пожертвований офицеров и матросов был куплен участок земли и здание на 5-й улице. Здание было перестроено под храм. Собор был освящен еп. Тихоном (Беллавиным; будущим Патриархом Московским и Всея Руси) в 1902 г. Среди его первых прихожан – группа русских офицеров-эмигрантов, принявших участие в строительстве в Филадельфии знаменитого крейсера «Варяга», а также броненосца «Ретвизана».
Можно ли молиться на английском языке?
Люди живут здесь в условиях двуязычия, поэтому многие молитвы читаются на английском языке. Хорошо это или плохо? Когда я впервые услышала на воскресной службе антифоны, исполняемые на т. н. сакральном английском, меня это, честно говоря, несколько покоробило. Апостол и Евангелие, а в конце Евхаристического канона тоже прозвучали сначала на милом сердцу церковно-славянском, затем — на английском. В итоге, после мучительных раздумий, я все-таки успокоилась: последовательность богослужения была ничем не нарушена, и благодать буквально разливалась в воздухе. Да и почему, собственно, молитвы не должны были звучать по-английски, если многие прихожане — самые что ни на есть американцы, родившиеся и выросшие на этой земле? Разве плохо, что они обрели себя в православии?
Колокол независимости
Храм, относящийся к области юрисдикции Патриарха Московского и Всея Руси, расположен неподалеку от Индепенденс-холла, в котором некогда была подписана Декларация независмости; павильона, о чем напоминает знаменитый Колокол свободы.
Необходимо отметить, что история Америки достаточно непродолжительна, и, строго говоря, Свято-Андреевский собор, которому более 120 лет, и, следовательно, он по праву может считаться старейшим православный приходом города и неотъемлемой частью частью этой истории.
Долгое время у прихода не было даже церковного здания, и богослужения совершались в домах прихожан. Ранняя история храма связана с жизнью двух будущих новомучеников: священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого и патриарха-исповедника Тихона. Александр Хотовицкий, в то время иерей, совершавший пастырское служение под омофором будущего святителя Тихона в Свято-Николаевском Соборе г. Нью-Йорка, совершил первую Божественную Литургию в Свято-Андреевском приходе 9 мая 1897 года (даты даны по нов. стилю).
Краткое житие священномученика Александра Хотовицкого
Этот день и считается датой основания прихода. Отец Александр Хотовицкий продолжал совершать богослужения и руководить духовной жизнью нашего приходе еще несколько лет, регулярно приезжая для этого из Нью-Йорка. В этом ему нередко помогал отец Илья Зотиков. Интересно, что судьбы этих священников пересекались и после возвращения в Россию. В августе 1917 года отец Александр Хотовицкий был назначен ключарем храма Христа Спасителя и вскорости стал ближайшим помощником патриарха Тихона. В 1919 году отец Илия Зотиков становится ризничим храма Христа Спасителя. Их обоих арестовали в марте 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей.
Впоследствии их арестовывали, сажали, ссылали, а затем расстреляли обоих – отца Александра Хотовицкого в 1937 году, а отца Илию Зотикова в 1930 году. Признаюсь, что мне неизвестно текущее состояние вопроса о канонизации протоиерея Илии Зотикова, но в 2009 году его имя было в списках комиссии по канонизации Владимирской епархии (о. Илию расстреляли во Владимире).
Несмотря на это основатели прихода продолжали испытывать серьезные материальные затруднения; постройка церковного здания, которая была целью Братства, требовала немалых средств, которых остро не хватало. Очень хорошей иллюстрацией безденежья служит та самая первая Божественная Литургия в приходе, о которой речь шла выше. Расходы о. Александра Хотовицкого составили 5 долл 53 цента (учитывая инфляцию, это было бы 150 долл в 2013 году), а пожертвований было собрано 1 долл 50 центов (около 40 долл на нынешние деньги).
Крейсер «Варяг» и броненосец «Ретвизан»
Неожиданная помощь пришла к прихожанам со стороны русских военных моряков. С 1898 по 1901 год на верфях Филадельфии компанией “Крамп и Сыновья” велась постройка двух кораблей для Русского Императорского флота: крейсера «Варяг» и броненосца «Ретвизан». Вскоре после их закладки команды строящихся кораблей прибыли в Филадельфию.
Крейсер «Варяг» в силу его ислючительного положения в отечественной истории в представлении не нуждается. Хотя сам факт того, что легендарный корабль строился в Америке известен не всем. Броненосец «Ретвизан» менее знаменит, поэтому есть смысл немного о нем рассказать. Название это шведское; так назывался захваченный в 1790 г. на Балтике корабль, который вошел в состав российского флота, а название потом передавалось новым кораблям (как и название “Варяг”). Пятым и последним из “Ретвизанов” в российском флоте был именно броненосец, построенный компанией Крамп в Филадельфии. Он оказался одним из наиболее технически передовых кораблей своего времени, но служить ему довелось в порт-артурской эскадре. “Ретвизан” участвовал во всех боях, во всех попытках прорыва, был много раз бит торпедами и снарядами, много ремонтировался. В последние дни осады японцы расстреливали неподвижный тогда броненосец с суши. Команда сделала все, чтобы уничтожить его перед сдачей крепости (на корабле произвели несколько взрывов, а потом затопили), но японцы его восстановили, и он ходил под японским флагом, как и “Варяг”.
Вот несколько фотографий из филадельфийских газет того времени, описывающих постройку кораблей.
«Варяг» в разной степени готовности
А это «Ретвизан»
Начиная с 1899 года богослужения в Свято-Андреевском приходе, в которых теперь участвовали и русские моряки, проходили или в небольшой тесной часовне или на строящихся кораблях. Опираясь на материальную помощь офицеров и матросов «Варяга» и «Ретвизана», в мае 1902 года удалось купить здание и переоборудовать его под церковь. Хотя произошло это уже после того, как и “Варяг”****, и “Ретвизан” покинули Америку (в 1901 и в апреле 1902 года, соответственно) у нас сохранился полный список моряков крейсера, которые пожертвовали на строительство храма. К сожалению, я не нашел таких же данных по “Ретвизану”.
Так храм выглядел в 1902 году
Моряки «Варяга» возвращаются из японского плена; торжественная встреча в Одессе
Парад в Питере, офицеры «Варяга»
Команда после получения наград
Освящение храма святителем Тихоном
Вклад моряков в основание храма не преувеличен. Святитель Тихон, который освящал храм 8 декабря 1902 году в бытность свою Епископом Алеутским и Северо-Американским (он нес служение на архиерейской кафедре Северной Америки с 1898 по 1907 год), говорил в 1907 году об истории возникновения и трудностях становления нашего прихода.
Он говорил о том, что «казалось …искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет». Затем он продолжил так: «Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. “Вы сохранили слово терпения Его, и за то и Он сохранил вас: в годину искушения” /это парафраз из Апокалипсиса, глава 3, где речь идет о древней филадельфийской церкви – Партизан_1812/ прибыли в ваш град люди из святой великой России – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам.» (источник цитаты «Слово православия в Америке». Изд. Срет. Мон. 2001, с. 167).
На память об этих годах в храме остались подарки капитана и моряков «Ретвизана» – семисвечник и иконостас корабельной церкви, которые сейчас находится в приходском музее, и икону Рождества Христова, которая находится в алтаре собора над жертвенником.Подобная иконография была популярна в те времена, потому что такие же изображения есть в храме Христа Спасителя и в алтаре Евлоховского собора. Иконы с «Ретвизана» были написаны в Санкт-петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре.
С тех пор история храма навсегда связана с российским флотом. В нем есть даже катапетасма (завеса царских врат) в виде андреевского флага.
Ко времени покупки здания и сооружения храма “миссионерский” период истории прихода закончился назначеним первого постоянного настоятеля; им стал в 1900 году о. Димитрий Гебей, а в 1902 году им был священник Александр Немоловский.
В 1911 году храм был очень значительно перестроен и приобрел тот вид, который имеет и сегодня.
Казалось бы, все трудности начального периода основания прихода были с Божией помощью преодолены и будущее обещало быть безмятежным. Но оказалось, что трудности только начинались.
Одна из них оказалась наполовину правильной. Газета «Филадельфия инкваерер» от 1 ноября 1899 года, существующая до сих пор, подробно описывает церемонию освящения, приводя длиннейший список гостей и участников.
Освящали «Варяг» два священника, о которых шла речь выше: о. Александр Хотовицкий и о. Илия Зотиков. Газета также отмечает, что алтарничали матросы «Варяга» одетые не в стихари, а в обычную (видимо, парадную) военную форму.
Вот она, эта газета
Но судовой храм на «Ретвизане» освящал точно свт. Тихон в марте 1902 года.
В 10-ю годовщину основания прихода его вновь посетил архиепископ Северо-Американский и Алеутский Тихон (Белавин), и совершил Божественную Литургию в последствии Патриарх Московский и Всероссийский.
В 1959 году к храму пристроено двухэтажное здание. В память о великих событиях, связанных с судьбой этих кораблей, в примыкающем к храму помещении сооружен музей-выставка.
Музей русской славы
Среди многих разных культурно-исторических ценностей, связанных с военно-морской и зарубежной истории России и россиян, в музее хранятся фотографии и биографические статьи 57 жертвователей-строителей собора. Также хранятся в музее царские врата, семисвечник и панихидный стол из часовни пострадавшего крейсера. В знак признания своих военно-морских традиций, прихожане украсили весь храм и церковный зал андреевскими флагами, включая один огромный флаг в алтаре на месте завесы.
Дыхание истории
В течение своей вековой истории Свято-Андреевский Русский Православный Собор испытывал периоды упадка и подъёма. Когда русскоязычное население стало активно перемещаться в северо-восточный район Филадельфии и её пригороды, Собор оказался на грани закрытия, и только несколько верных прихожан поддерживали жизнь храма. Но время шло, и обстоятельства менялись. Сегодня собор переживает период возрождения. Несколько поколений православных христиан из России, бывших Советских Республик и стран Восточной Европы собираются под его сводами. С искренними помыслами и открытыми сердцами они приходят в собор, чтобы приобщиться к великому чуду Божественной Литургии. Кроме того, храм посещают и американцы, принявшие Православие. Поддерживается связь и с исторической родиной основателей собора и его прихожан.
Частица мощей адмирала Федора Ушакова
К столетнему юбилею из России, из Саранской епархии, сюда в специальном ковчеге была привезена частица мощей российского адмирала Федора Ушакова, причисленного в 2001 году к лику святых и ставшего с тех пор официальным покровителем флота. В Филадельфию была привезена и его икона.
Семь колоколов в дар
На свой день рождения Свято- Андреевский собор получил еще один очень ценный подарок — целую звонницу- семь колоколов, названных в честь самых известных кораблей российского флота, были доставлены в Филадельфию Причем колокола, отлитые скульптором Владимиром Суровцевым, носят имена героических кораблей российского флота.
Теперь и жители Филадельфии будут часто слышать голос этих колоколов. Их всего семь — как нотная гамма. Нижняя нота звонницы, самая басовая и торжественная, — это два колокола, посвященные экипажам двух героических российских кораблей — крейсера «Варяг» и атомной подводной лодки «Курск».
«Подвиг моряков-подводников сродни подвигу крейсера „Варяг“, потому что мы все понимаем, что могло бы быть, если бы эти люди не были профессионально подготовлены и не сделали все возможное, чтобы предотвратить ужас катастрофы самого взрыва», — говорит скульптор Суровцев.От причала Филадельфии уходили в Россию караваны кораблей с военными грузами, с помощью по ленд-лизу. Колокол, отлитый российским скульптором, займет почетное место в музее Филадельфии, неподалеку от еще одного знаменитого колокола Свободы — символа американской революции.
Юбилеи храма
6 мая 2007 года, в день святого великомученика и победоносца Георгия, приход Свято-Андреевского морского собора в Филадельфии отмечал 110-летие своего основания,
В память об этих событиях состоялись молитвенные торжества в приходе. Божественную Литургию возглавил управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий. Ему сослужили клирики Свято-Андреевского собора и архиерейский протодиакон Игорь Паначев.
После окончания Божественной службы, совершения пасхального крестного хода и возглашения уставных многолетий, Преосвященный владыка обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором он особо отметил посещение этого храма Святителем Тихоном и то, что его святое благословение доныне пребывает над всеми, кто притекает под своды этого собора. Владыка вспомнил и слова Святителя Тихона, сказанные им 100 лет тому назад при посещении храма: «…град Ваш носит название Филадельфии, что означает «братолюбие». Сим как бы дается вам, жителям оного, особый завет братской любви жить в мире и согласии. И подлинно, се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе (Пс.132,1). Содержа в памяти своей это завещание Святителя Христова, — продолжил владыка, — нужно, прежде всего, стараться обрести мир внутренний, затем со своими ближними, и затем уже со всеми остальными он придет естественно.
В заключение своего слова владыка обратил внимание на то, что этот год юбилейный не только для Собора, но и для его священнослужителей. 35-летие своего священнослужения отмечает настоятель – митрофорный протоиерей Марк Шинн и 20-летие в диаконского служения – протодиакон Михаил Стулпин. Во внимание к их трудам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил отца протоиерея Марка ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского, а отца протодиакона – Благословенной Патриаршей грамоты.
После ответного слова отца настоятеля, в котором он сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха за высокие награды, в музее собора, в присутствии военно-морского атташе Российской Федерации капитана Александра Кустова была открыта новая выставка, посвященная знаменательным датам в жизни прихода, созданная трудами А.Н. Козлова. Затем Приходским комитетом был устроен торжественный банкет по случаю юбилейного события.
Продолжение следует
Татиана Лазаренко, Александр Кривенко
Комментарии закрыты.