- 21.12.2019
- 0 комментариев
- Рубрика: Вераподвижники благочестияТатиана Лазаренко
Памяти протоиерея Георгия Едлинского
Памяти протоиерея Георгия Едлинского
22 декабря 1988 года Свято-Макариевский храм, один из старейших приходов Киева, проводил в последний путь своего любимого и незабвенного пастыря — протоиерея Георгия Едлинского (1902–1988). Он вышел из потомственной династии киевских священнослужителей и был сыном репрессированного духовника киевского духовенства протоиерея Михаила Едлинского, чья неординарная личность имела масштаб всеправославного, всероссийского духовника
Родители
На севере Могилянской губернии недалеко от уездного городка Орша у псаломщика церкви местечка Юшково 1 августа 1859 года большая радость – родился сын. При крещении дали ему имя Михаил. Мальчик Миша с детских лет стал активным помощником своему отцу не только в домашнем хозяйстве, но и в церковном послушании. Он рано научился читать на церковнославянском языке. Много увлекался чтением художественной литературы и библейской истории. По окончании духовного училища он успешно сдаёт экзамены в Могилевскую духовную семинарию, которую заканчивает с отличием. В 1879 г. по рекомендации ректора Могилевской духовной семинарии Михаил Емельянович Едлинский поступает в Киевскую духовную академию. Во время летних каникул студент Михаил, как правило, направлялся в Юшково помогать отцу, но летом 1885 г. ему пришлось остаться в Киеве, поскольку необходимо было защищать кандидатскую работу. Тема кандидатской работы — «Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский и его литературные труды» — была ему близка, и он ей отдался всем сердцем. Защита прошла блестяще, и ему было предложено место преподавателя истории Церкви в Киевской духовной семинарии.
Примечательно, что 22 мая 1885 г. успешно завершила восьмилетнее учение в Виленском Мариинском высшем женском училище, с правом преподавать в женских гимназиях, Анна Николаевна Козловская. Анна Николаевна, дочь священника Могилёвской губернии, родилась 4 ноября 1866 года, по завершении учёбы в Вильно стала преподавателем в Подольской женской гимназии Киева. Вскоре произошло знакомство кандидата богословских наук Михаила с преподавателем русского языка Анной, и 22 июля 1887 года молодых педагогов “сочетал законным браком”, как засвидетельствовал, священник Иоанн Книжников, венчавший молодых. На первых порах им приходилось преодолевать сложности с жильём. Со временем жизнь стала налаживаться, и у молодых педагогов в 1889 году родилась дочь Евгения. Стремление служить Богу не только разумом, но и духом в любви подвигло Михаила Емельяновича к принятию сана священника. И вот, в 1893 г. в Киево-Печерской Лавре Михаила Едлинского рукополагают во иерея церкви св. Иоанна Предтечи (Борисо-Глебской). Здесь полностью раскрылась его любвеобильная душа. С 1905 г. о. Михаил становится активным членом Киевского религиозно-просветительского общества. Около церкви была городская электростанция, недалеко находился Днепровский порт и рынок, это было причиной тому, что по улицам много бродило беспризорных детей, часто наблюдались сборища пьяных рабочих, которые обычно изъяснялись площадной бранью, эти сборища иногда заканчивались драками. Священник Михаил с болью воспринимал такие явления и решил активно бороться с этими недугами неприкаянных людей.
Жизнь батюшки и его семьи всегда была накрепко связана с жизнью прихожан, с их нуждами и запросами. Занимаясь миссионерской деятельностью, священник Михаил близко принимал к сердцу боль и нужды не только своих прихожан, но и разных иноверцев, его окружающих. София Марьяновна Иващенко – полька, католического вероисповедания. На её бедную голову свалилась большая беда: вскоре один за другим скончались её родные, и бросил её близкий ей человек. Собралась она уходить из жизни в свои сорок пять лет. Узнав от людей о столь бедственном положении человека, о. Михаил стал регулярно посещать убогую. Он много беседовал с ней, увещая и утешая её. Такое соучастие и искреннее желание помочь страждущей в такой беде произвели коренной перелом в её душе. Она приняла православие и стала духовной дочерью священника Михаила. После исповеди батюшка ей сказал: “Проживёшь 90 лет”. И, действительно, она прожила 94 года. Последнее время она окормлялась у о. Георгия, сына о. Михаила.
Одна молодая женщина из Сибири в ненастные годы оказалась на Киевском вокзале без средств к существованию, без крова, не зная, куда ей податься. Ей жалостливые люди посоветовали: “Идите на Подол, там есть в Борисоглебской церкви священник, он призрает всех страждущих”. Она пошла. Нашла на Подоле церковь. Подошла к батюшке, поведала ему своё бедственное положение и спрашивает: “Что мне теперь делать, как мне быть?” Батюшка ей говорит: “Молиться можешь? Молись, и Господь тебя не оставит”. По окончании службы он подходит к ней и спрашивает: “Тебя то как звать?” “Стеша меня зовут” — отвечает она. “Так вот, Степанида, пойдёшь со мной, а там Бог как-то управит”. Заходят они в дом. Батюшка матушке говорит: “Анна Николаевна, тут вот голодная и без крова”. Матушка в ответ: “Садитесь, будем ужинать. А там Бог управит”. Покушали. Степанида взялась мыть посуду. Потом она аккуратно убрала всё на кухне, без каких-нибудь указаний. И спрашивает: “А теперь что?” “Вот тут лежанка. Ложитесь спать”, — сказала матушка, указывая на лежанку”. Так Стеша из Сибири осталась в Киеве жить у батюшки. Уже спустя время она вышла замуж за Илию и стала жить на Кожемятской улице. Но семье батюшки она осталась верной до конца своей жизни.
Воскресенье 18 апреля 1893 г. на киевском Подоле ознаменовалось встречей двух светильников света Христовой любви: Иоанна Кронштадского и Михаила Киевского (Едлинского). Именно после этой встречи о. Иоанн говорил прибывшим к нему в Питер киевлянам: “Зачем вы обращаетесь ко мне, когда у вас в Киеве есть великий угодник Божий, мой духовник и друг, отец Михаил Едлинский?» (Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. И.А.Сикорский. Киев, 1893). В память об этой встрече о. Иоанн подарил о. Михаилу свой портрет с личной надписью.
Братья и сестры
К началу ХХ века семья батюшки стала довольно большой – шесть дочерей и сын. Старшая дочь Евгения родилась в 1888 г., в замужестве – Турчинская. Вторая дочь — Клавдия, родилась в 1890 г., по мужу – Чернышенко. Третья дочь — Татьяна 1894 года рождения вышла замуж за Щеголева. Четвёртая дочь — Наталия 1895 года рождения имела мужа профессора КДА Оксиюка. Пятая дочь – Любовь, муж её Морозов впоследствии стал священником. Шестая дочь — Вера 1898 года рождения, Афонская по мужу. Седьмой ребёнок о. Михаила – сын Георгий, которому он предрёк быть священником, родился 15 апреля 1902 г.Священник Михаил Едлинский был арестован 21 октября 1937 г. по ордеру №4856 от 17 октября 1937. 13 ноября 1937 «тройкой» при УНКВД УССР осуждён к расстрелу по ст. 54-10 и 54-11 УК УССР.
17 ноября 1937 г. в полночь о. Михаил был расстрелян. Похоронен в общей могиле на Лукьяновском кладбище города Киева. Место захоронения неизвестно. Паспорт аннулирован. Власти пытались аннулировать личность. Личность аннулировать не смогли — Любовь Христова не дала.
Сын о. Михаила о. Георгий поставил ему памятник в ограде своих родственников на Лукьяновском кладбище. Священник Михаил Едлинский канонизирован РПЦЗ в 1989 году как новомученик.
Вехи биографии
Начальное образование получил в школе-приюте при Борисоглебском храем, которую построил и содержал на церковные деньги его отец. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924-1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но оттуда его исключили как сына священника.
Георгий Михайлович был рукоположен в сан священника в суровом 1941 году, получив назначение настоятеля Воскресенского храма г. Киева. Потом на протяжении нескольких лет он служил в разных приходах Киевской области, а с 1945 г. до конца жизни – в Макариевской церкви г. Киева. Весь священнический путь, его проповеди, духовная сила и прозорливость остались в памяти прихожан, духовных чад и близких как яркий и незабываемый пример пастырского служения. Отец Георгий чудом не был репрессирован, как его отец, однако всегда находился под наблюдением репрессивных органов, не спускавших с него бдительных глаз. Был он не только человеком энциклопедических знаний, блистательной эрудиции, но и строгим молитвенником, духовникоа, добрейшей души человек, будто магнитом притягивавший к себе людей, особенно к нему тянулась киевская интеллигенция.
Как в семинарии, где преподавал отец Георгий, так и в Макаровском храме, настоятелем которого он был, царила удивительная религиозно-нравственная атмосфера. Отношение отца Георгия и его матушки Анны Сергеевны к студентам и прихожанам Макаровского храма было исключительно теплым, задушевным, искренним и похристиански справедливым. Это было воистину библейское гостеприимство и христианское отношение к молодым верующим! Многих учащихся, в том числе и Петра Россоху, эта атмосфера сплотила и укрепила в благочестии. Чада батюшки Феофила буквально купались в потоках любви, которой была исполнена его душа.
Не случайно, не по воле властей и не в силу слепого стечения обстоятельств первым ректором новооткрытой в 1947 году духовной семинарии в Киеве стал родственник отца Георгия, приснопамятный протоиерей Сергий Афонский.
Комментарии закрыты.