Святая праведная Иулиания Лазаревская
Вступая в семью христианских народов, Русь внесла в нее свой неповторимый вклад. Первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви стали жившие в XI веке князья-страстотерпцы Борис и Глеб, не пожелавшие поднять меч на брата своего, исполняя закон братолюбия, и принявшие добровольно мученическую смерть. В XX столетии воссиял на Русской земле сонм новомучеников и исповедников Российских, который вообще превысил число святых всех прошлых веков христианства, и большая часть их – это миряне, простые верующие православные люди. А ровно посередине уже нашей христианской истории, в XVI столетии, появилась столь же редкая в других народах, сколь и природная нам прославленная мирянка – жена не только по рождению, но и по чину.
Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других праведных русских женах. Начало рукописи жития в одном из изводов гласит: «Кое слово сможет похвалити тоя труды? Спехи же ея кто измерит? Блага ея кто испишет? Милостыню кто прочтет? Да и кто те глаголющие, яко не можно в мире спастись?.. Блаженная Иулиания с мужем живше, и чада имуще, и рабы владеюще, а Богови угоди – и Бог прослави ю».
Родилась Иулиания в тридцатые годы XVI века в городе Плосне от благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых и крещена была Иулианией (проще Юлианией, по-народному – Ульяной). Отец ее был царским ключником (служащим приказов). Шести лет девочка осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через шесть лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей девятерых детей, взять на воспитание двенадцатилетнюю сироту. С юных лет видела Иулиания в окружавших ее людях искреннее благочестие и сострадание к нищим и убогим. Кроткая, богобоязненная, трудолюбивая воспитанница была с ранних лет примером любви к страждущим людям.
Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Двоюродные сестры много раз пытались уговорить ее нарушить пост или звали ее участвовать в их забавах и плясках. Но все старания были напрасны: юная Иулиания отказывалась участвовать в играх, а более стремилась к молитвенной жизни и служению больным и бедным людям. Это была потребность сердца. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.
Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.
Став распорядительницей в доме супруга, Иулиания не оставляла прежних благочестивых привычек: подолгу молилась, призывая к тому же и супруга. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не считая себя вправе подавать милостыню из имущества мужа, она всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальные работы продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.
Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания: со слугами была неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя. «С рабами, как с родными детьми обходилась: была для них мать, а не госпожа»,– пишет сын.
Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит своих благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдани. Когда наступил голод, и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи, чтобы тайно раздавать голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться. Иулиания, не страшась смерти, тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого умершего, ходила утешать скорбящих и потерявших своих близких.
Будучи, по всей видимости, малограмотной и не читавшей Священного Писания, юная Иулиания обладала духовной мудростью (целостностью, полнотою молитвенного ума – целомудрием духа) – внутренним благим «смыслом», ниспосланным ей свыше: «И не случилось ей в девическом возрасте ни в церковь приходить, ни слышать чтения Слова Божия, ни учителя у нее не было, кто поучал бы во спасение, но смыслом благим наставляема была она нраву добродетельному, как глаголет великий Антоний: «Имеющим целостный ум не требуется Писание». Сие Слово блаженная собою верно исполняла, и хотя и не училась по книгам, ни учителя, наставляющего ее, у нее не было, но в девическом возрасте все заповеди усердно исполняла, как бисер многоценный посреди нечистоты, в благочестии подвизалась, и желала слышать Слово Божие… Хотя и не училась, но любила слушать чтение Божественных книг, и толковала непонятные словеса, как премудрый философ или книжник… и много поучала детей своих по Божественному Писанию».
Вера ее крепка была не словами, не призывами к милосердию, а живыми делами праведными для людей бедных и нуждающихся – во славу Божию. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Иулиания прожила с супругом в согласии и любви много лет, родила десять сыновей и трех дочерей. Умерли родители мужа, принявшие перед кончиной монашеский постриг. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял… Души их со Ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят». «И потому они (родители),– пишет сын,– об умерших чадах не скорбели, а о живых радовались». (Из текста жития известно, что из 13 детей Иулиании и Георгия Осорьиных шестеро умерли в младенчестве, а остались в живых только семеро: дочь – инокиня-схимница Феодосия и шестеро сыновей».)
Тем временем скорби праведницы умножались. Старший сын был убит одним из слуг «по наваждению диавола», хотевшего «ввести Иулианию в отчаяние и отлучить от Бога». Вслед за этой бедой другой ее сын был убит на царской службе.
После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой.
Праведница еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на печке, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.
Нищелюбие ее было так велико, что нередко она раздавала последнее – всё, что имела, даже те деньги, которые брала у детей для приобретения одежды. Оставшись из-за этого зимой без теплой одежды, она одно время перестала часто ходить в храм, усилив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря Четверодневного – брата святых Марфы и Марии. Однажды священник услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой».
После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным. Порой у нее в доме не оставалось ни копейки, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы.
Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Подвиг праведницы вызвал ненависть диавола, и тот не раз пытался ослабить ее страхованиями или несчастьями, которые постигали семью – но безуспешно. Все принимала Иулиания с покорностью и всецелой преданностью воле Божией, и не прекращала благотворения бедным и долгих молитвенных бдений.
«Однажды,– повествует сын ее,– Иулиания, придя по обыкновению в молельную комнату, где принимали странников, подверглась нападению злых демонов, хотевших убить ее. Она же надеясь на силу Христову, не устрашилась, но возвела очи к Богу и помолилась со слезами: “О, Владыка, Боже Вседержителю! Не предай зверям душу, исповедующую Тебе, и душу убогую не погуби до конца, но пошли угодника Своего Николая на помощь мне, рабе Своей”. И в тот же час явился святой Николай, имея в руке палицу великую и прогнал духов нечистых… Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет “голодом помирать, нежели чужих людей кормить”».
Угроза беса исполнилась лишь отчасти. Хотя Иулиании действительно пришлось страдать от голода, но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это случилось в страшные годы (1601-1603 гг.), в царствование Бориса Годунова.
В. О. Ключевский пишет об этом времени: «Такое бедствие случилось в начале XVII века, при царе Борисе. В 1601 году, едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились, хлеб не вызрел, до августа нельзя было начать жатву, а на Успеньев день неожиданно ударил крепкий мороз и побил недозревший хлеб, который почти весь остался в поле. Люди кормились остатками старого хлеба, а на следующий год посеялись кое-как собранным зяблым зерном нового урожая; ничего не взошло, все осталось в земле, и наступил трехлетний голод. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы достать заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице. Началась сильная смертность: только в трех казенных столичных скудельницах, куда царь велел подбирать бесприютные жертвы, за два года и четыре месяца их насчитали 127 тысяч. Но беда создана была в значительной мере искусственно. Хлеба оставалось довольно от прежних урожаев. После, когда самозванцы наводнили Русь шайками поляков и казаков, которые своими опустошениями прекратили посевы на обширных пространствах, этого запасного хлеба много лет хватало не только на своих, но и на врагов.
При первых признаках неурожая начала разыгрываться хлебная спекуляция. Крупные землевладельцы заперли свои склады. Скупщики пустили все в оборот, деньги, утварь, дорогое платье, чтобы забрать продажный хлеб. Те и другие не пускали зерна на рынок, выжидая высоких цен, радуясь, по выражению современника, барышам, «конца же вещи не разумеюще, сплетены смуты слагающе и народ смущающе». Хлебные цены были взбиты на страшную высоту: четверть ржи с 20 тогдашних копеек скоро поднялась до 6 руб., равнявшихся нашим 60 руб., то есть вздорожала в 30 раз! Царь принимал строгие и решительные меры против зла, запретил винокурение и пивоварение, велел сыскивать скупщиков и бить кнутом на рынках беспощадно, переписывать их запасы и продавать в розницу понемногу, предписывал обязательные цены и карал тяжкими штрафами тех, кто таил свои запасы». (В.О.Ключевский. Исторические портреты. М. «Правда» 1990.)
Страшное это было время: люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо,– чтобы добыть пищи, шли на какое угодно преступление. Человек, потерявший власть над собой, становится страшнее зверя. Людей Иулиании, живших в ее непосредственной близости, любивших ее, конечно, нельзя сравнивать с теми, кто жил в совершенно других условиях. Но власть голода ужасна, и, конечно, Иулиания спасала своих рабов не только от голодной смерти,, но и от нравственного падения. Иулиания считала себя ответственной за души этих людей, вверенных ей Богом. Как воин на поле битвы, неустрашимо и непрерывно боролась она со злом, и так сильно было ее влияние, так велико обаяние ее духа, что ни один из подвластных ей людей не запятнал себя преступлением,– во время общей разнузданности это было почти чудом.
Начало голодного трехлетия при царе Борисе застало Иулианию в Нижегородской вотчине совсем неприготовленной. С полей своих Иулиания не собрала зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась, а бодро принялась за дело: распродала оставшийся скот, платье, посуду и все ценное в доме и на вырученные деньги покупала хлеб, который и раздавала голодающим, ни одного просящего не отпускала с пустыми руками и особенно заботилась о прокормлении своей челяди. Жила в нищете, но «ни единого нищего из приходящих не отпустила с пустыми руками в дорогу». Тогда многие расчетливые господа просто прогоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их, но не давали им вольных, чтобы после воротить их в неволю. Брошенные на произвол судьбы среди всеобщей паники, холопы принимались воровать и грабить. Иулиания больше всего старалась не допустить до этого своих челядинцев и удерживала их при себе, сколько было у ней силы.
Наконец, она дошла до последней степени нищеты, обобрала себя дочиста, так что не в чем стало выйти в церковь. Выбившись из сил, израсходовав весь хлеб до последнего зерна, она объявила своей крепостной дворне, что кормить ее больше она не может, кто желает, пусть берет свои крепости или отпускные и идет с Богом на волю (и это в XVI веке!). Но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она разослала своих верных слуг по лесам и полям собирать древесную кору и лебеду и принялась печь хлеб из этих суррогатов, которыми кормилась с детьми и холопами, даже ухитрилась делиться с нищими, «потому что в то время нищих было без числа»,– замечает ее биограф.
Окрестные помещики с удивлением говорили этим нищим: «Почему вы ходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду». – «А мы вот что скажем, говорили нищие: много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы – как бишь ее?» Многие нищие не умели и назвать ее по имени. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Иулианияи за ее диковинным хлебом; отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь!
От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив, все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Не опечалилась, не смутилась, не пороптала и не согрешила устами своими в безумии на Бога, и не изнемогла от нищеты, но более прежнего была весела»,– так заканчивает сын свой рассказ о последнем подвиге матери.
Когда приблизилось время ее кончины Иулиании (праведница проболела шесть дней), она призвала своего духовника и причастилась Святых Таин. Во все время болезни она не переставала молиться, а ночью вставала, и никем не поддерживаемая, творила обычные молитвы так, что некоторые служанки ей не верили, что она близка к смерти. Причастившись и призвав детей и слуг, Иулиания простилась с каждым, прося у всех прощения. Тут еще раз выразила она печаль, что не удостоилась принять ангельский образ иноческий: «поскольку недостойна была, грешница убогая».
Попросив принести кадило, она еще раз простилась со всеми, всех перецеловала и обвив четки около руки, трижды перекрестилась, вздохнула и проговорила: «Слава Богу за все… В руки Твои, Господи, передаю дух мой». С великой верой, смирением и любовью также, как жила, скончалась праведная Иулиания. Все предстоявшие увидели вокруг ее главы сияние, золотой венец, как пишут вокруг голов на иконах. Похоронили ее у церкви Праведного Лазаря возле мужа.
Иулиания призвала для последнего наставления своих детей и слуг – тех, чьей наставницей она была в жизни. Есть в этом описании трогательная деталь – последний жест Иулиании: перекрестившись трижды, она обвила четки вокруг своей руки. Это, конечно же, вызывает в памяти жест другой муромской святой,– Февронии Муромской. Перед кончиной Феврония шьет возду́х для церковных сосудов, но, услышав троекратный зов своего супруга Петра о том, чтобы им умереть вместе, она оставляет шитье незаконченным, воткнув иглу и аккуратно обернув вокруг нее нить… Д. С. Лихачев назвал этот «лаконичный и зрительно ясный» жест Февронии драгоценным: «Чтобы оценить этот жест Февронии, обертывающей нить об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний – действие в них происходит как бы в сукнах. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши».
Дружина Осорьин, житель Мурома, не мог не знать жития Петра и Февронии Муромских, самых почитаемых святых муромской земли. Но даже независимо от того, осознанно ли автор жития – сын святой Иулиании передал будущим читателям этот жест, в сознании невольно возникает мысль о связующей нити и духовном преемстве муромских святых жен.
Скончалась праведная Иулиания 2 января 1604 года в одном из сел Нижегородской губернии, и по завещанию и была погребена рядом со своим супругом Георгием в Лазареве. Вскоре над ними была построена деревянная церковь во имя Собора Архангела Михаила. Дочь их Феодосия была схимонахиней в Муроме.
В августе 1614 года, когда в притворе церкви начали копать могилу для ее скончавшегося сына, землекопы обнаружили гроб. Сразу они и не поняли, кому он принадлежал, так как многие к этому времени о месте погребения Иулиании по неизвестным нам причинам забыли, и долгие годы здесь больше никого не хоронили. Через два дня оставшиеся в храме после погребения сына Иулиании женщины осмелились открыть крышку обретенного гроба и увидели, что он содержит нетленные мощи и наполнен благоуханным миром. С этого дня у мощей Иулиании стали совершаться чудеса, что является одним из главных оснований для церковного прославления угодника. Вот как пишет об этом событии сын Иулиании: «…Нашли гроб ее наверху земли цел и не поврежден. И недоумевали, чей он, ибо многие годы не погребали тут никого. Женщины же… открыли гроб ее и увидели, что он полон мира благовонного… Мы же, услышав о том, изумились и, открыв гроб, увидели все так, как и женщины говорили… Наполнили малый сосуд мы тем миром и отвезли в город Муром в соборную церковь. И если смотреть миро днем, то словно квас свекольный, а к ночи сгущается, как масло багряновидное. Тела же ее… не смели мы всего осмотреть, только видели ноги ее и бедра – невредимые… В ту ночь многие слышали в церкви звон. И, думая, что пожар, прибежав, ничего не увидели, только благоухание вокруг исходило. И многие о том слышали, приходили и мазали себя миром и облегчение от разных болезней получали. Когда же было роздано миро, начала выходить около гроба пыль, подобная песку. И до сего дня приходят сюда больные недугами разными и натираются этим песком и облегчение находят».
Со времени обретения гроб с нетленными мощами оставался на поверхности земли, и к нему стали приходить на исцеление больные. Позже вокруг гроба сделали загородку из досок. Первоначально Иулиания почиталась как «чаемая» (ожидаемая) святая, и у ее раки совершались панихиды по ней. Ближе к 40-м годам XVII века появилась ее икона, через некоторое время (примерно через тридцать лет после обретения мощей) стали чествовать ее как прославленную святую – петь молебны в дни памяти и погребения, а вследствие этого появляется служба ей, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину.
Тогда же, в XVII веке, служба и житие новой чудотворицы
«святыя праведныя матере нашея Иулиании, еже от Божия благодати новыя мироточицы, от града Мурома, яко звезду пресветлу чудесми и добльствием детельным восиявшу» были занесены в «Муромские житийники», в сборники житий муромских и других святых и в сборники для назидательного чтения, в рукописные святцы XVII века – «Книгу, глаголемую Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых». Частица мощей святой Иулиании Лазаревской была помещена в Рязанском кафедральном соборе, что свидетельствует о распространении ее почитания за пределами Муромской земли.
Через некоторое время святые мощи праведной Иулиании и младенца неизвестного пола (местночтимый) были вынуты из земли и положены в раку, первое упоминание о которой относится к 1689 году. В 1710 году для гроба с мощами святой была сооружена богатая деревянная позолоченная рака, заменившая прежнюю, простую, а в 1713 году над ракой возведена сень. Вполне возможно, что эти работы были проведены к столетию почитания святой. Кроме двух пелен с изображениями святой, в церкви в селе Лазареве было еще пять ее икон, причем, на одной она изображалась вместе со святыми муромскими чудотворцами Петром и Февронией, а на другой – с пятью муромскими святыми.
В 1811 году деревянная церковь в Лазареве сгорела, мощи святой были сильно повреждены пожаром. На месте сгоревшего был построен новый каменный храм с колокольней (средства на строительство пожертвовала Пелагея Артемоновна Бычкова). Престолов в этом храме было три: главный – во имя святого Архангела Михаила, и в трапезной (теплой части церкви) – во имя святителя Николая Чудотворца, и во имя святого Лазаря. В новом храме у северной стены стояла рака с мощами святой Иулиании. Гробница была сделана из кипарисового дерева, обложена позолоченной и посеребренной медью.
В самом начале XIX века вокруг почитания святой Иулиании разгорелись страсти. Диавол пытался и после кончины праведницы отомстить ей. В архиве Владимирской духовной консистории сохранилось свидетельство о попытке «закрыть» почитание святой, так как «ей служат молебны, когда она не канонизирована Церковью». Благочинный Муромской округи подал во Владимирскую духовную консисторию «репорт» об «усмотрении» им раки в церкви села Лазаревского. По ходу расследования «секретного дела», причт церкви, опасаясь сурового наказания, давал весьма осторожные показания о почитании праведницы. В результате Консистория приговорила: гроб с мощами тайно захоронить в удобном месте, так, чтобы следов на поверхности земли не было; «ящик» (раку) и сень разобрать, а образа прислать в архиерейский дом. Под решением Консистории стоит дата 2 августа 1801 года. Однако Святейший Синод, куда было отправлено донесение, гробницу и сень повелел оставить на месте, поскольку там они «находятся еще с 1713 года», а иконы отправить «по мнению Вашего Преосвященства». С того времени до конца шестидесятых годов XIX столетия перед ракой Иулиании стали служить не молебны, а панихиды. Все иконы святой были изъяты из храма и уничтожены. Однако в других местах почитание праведной Иулиании как святой и служение ей молебнов не прекращалось.
О том, что почитание матушки Иулиании в этой местности было массовым, о том, что матери приносили детей к «матушке жалостливой», писал и епископ Евгений, получивший в 1907 году Муромскую кафедру: «Глубокая вера в благодатную помощь ее привлекает большое число богомольцев в погосте Муська, Муромского уезда в 20 верстах от села Лазарева, где находится с давних времен чудотворная икона праведной Иулиании. (В настоящее время местонахождение этой явленной иконы не известно). На десятое Воскресение после Пасхи бывает особенно большое стечение народа; перед иконой служатся непрерывные молебны; матери приносят грудных детей и до совершения крестного хода, ходят на озеро «Свято» (место явления иконы), умываются водой и умывают детей своих».
Несмотря на то, что около 1840 года епархиальное начальство запретило служение молебнов, они совершались постоянно. При большом стечении богомольцев пред литургией совершался крестный ход на реку для водоосвящения, а после литургии служился молебен праведной Иулиании. Кроме местных жителей отовсюду приходило множество верующих, которых привлекала сюда «глубокая вера в благодатную помощь ее»,– как писал о том епископ Евгений.
Около 70-х годов XIX век, житие праведной Иулиании публикуется во многих авторитетных изданиях, возобновляется и служба ей в церкви села Лазарева. В 1875 году Муромский епископ Иаков вскрыл гробницу святой и провел обследование, а затем последовала его рекомендация совершать службу Иулиании каждый воскресный день. В том же году в торжественной обстановке было совершено переложение гроба в новую богато украшенную раку, и этот день стал праздноваться в селе ежегодно.
Епископ Евгений красочно рассказал, как «в 1875 году епископ Муромский Иаков, обозревая церковь села Лазарева, открывал гробницу и поручил осмотреть содержимое в гробе, а сам прочитал вслух рукописное житие, плакал и рекомендовал причту села Лазарева совершать молебствие праведной Иулиании каждый воскресный день». В 1888 году на средства купца A.M. Никитина была устроена новая рака. А «в 1889 году 15 октября в церкви села Лазарева при великом стечении народа, соборне с местным и соседнего села священниками, Благочинным 1-го Муромского округа, с разрешения Епархиального начальства, торжественно совершено было переложение гроба праведной Иулиании из прежней древней раки в новоустроенную богато украшенную».
Эта гробница с изображениями на ней является интересным памятником церковного искусства последней четверти XIX века. Она сохранилась (утрачена только крышка) и в настоящее время находится в храме Николы Набережного в Муроме. На крышке было изображение святой во весь рост. Отдельные же сцены из жития Иулиании даны на четырех клеймах, выполненных из желтого металла в технике чеканки с золочением. Изображения заключены в овалы, обрамленные растительным орнаментом. Клейма располагаются по сторонам раки. Состав их таков: 1. «Глас от иконы Богоматери, слышанный иереем о праведной Иулиании»; 2. «Праведная Иулиания раздает милостыню»; 3. «Явление Николая Чудотворца праведной Иулиании». По тексту жития Николай Чудотворец два раза являлся Иулиании в ее доме и прогонял бесов. Первый раз оружием ему служила «великая книга», второй – «палица». На клейме раки Николай Чудотворец изображен с книгой в руках. 4. Последнее клеймо традиционно – «Преставление святой праведной Иулиании».
Особым «домашним» почитанием окружили образ святой Иулиании Лазаревской ее потомки. Род Осорьиных (Осоргиных) при царе Алексее Михайловиче переселяется с Муромской земли. Они получают земли в Симбирской губернии и Звенигородском уезде Московской губернии. С 1840 года поселяются под Калугой. В селе Сергиевском Калужского уезда в 1893 году при церкви села потомками святой Иулиании было основано братство во имя праведницы. Позже в Томской губернии было организовано такое же братство в память милосердной подвижницы. Среди учредителей был отец Иоанн Кронштадский.
Так сложились обстоятельства, что икон святой Иулиании в семье не было. Один из потомков святой М.М. Осоргин, бывший Гродненским губернатором, сообщал: «… в семье всегда чтилась память праведной Иулиании, как родоначальницы, хотя почитание ее (до 1893 г.) и ограничивалось семейным кругом…и даже не было иконы ея у нас… Родившаяся в 1892 году дочь названа мною в честь праведной Иулиании… За неимением в семье иконы праведной Иулиании я обратился в Троицкую Сергиеву Лавру с просьбою приобрести икону,– и таковых выслали две: одну для братства, другую нам – в семью. Праведная изображена на золотом фоне во весь рост с молитвенным взором, обращенным к небу». (Об иконах, написанных в Троице-Сергиевой Лавре в 1893 году, можно судить по современному списку. В 1999 году он был привезен в Муром из Парижа потомками святой Иулиании. Образ находится в Николо-Набережной церкви. В настоящее время эта икона почитается, как святыня храма. На ней муромская праведница представлена в ярко-красной одежде древнерусской женщины. Ее фигура рельефно выделяется на глади золотого фона. Такая иконография следует традиции, отличной от местных икон святой Иулиании конца XIX века. Святая предстает здесь в надмирном, преображенном образе. Богатые одеяния на иконе объясняются сословной принадлежностью святой Иулиании к русскому дворянству).
В 1901 году Синод затребовал от всех епархий Российской империи сведения о местно чтимых. В списке, отправленном из Владимирской епархии, под № 18 значилась «святая праведная Иулиания Лазаревская». На основании собранной информации в 1903 года по благословению Святейшего Правительствующего Синода в Москве был издан «Верный Месяцеслов всех Русских святых с указателем», где под вторым января значится: «Святыя праведныя Иулиании Лазаревския в 1604 г., в селе Лазаревском близ города Мурома, Владимирской губернии».
«Бог прославил ее»,– говорит составитель жития святой. – И это истинно так, точнее не скажешь!
На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вместе со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместе со своим мужем Георгием и дочерью – инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.
Служба святой праведной Иулиании отражает удивленное восхищение подвигом святой: «како блаженная мати, в суете житейстей пребывающи» и «с мужем поживе и дети народи» «душою в чертозех небесных немятежно обитала».Замечательно, что в почитании муромских святых, прославленных до Иулиании Лазаревской, утверждается возможность спасения в благословенном браке и подвиге семейной жизни. К этому времени издавна «нераздельно» почитались Константин «с чадами», к ним муромцы присоединили и супругу князя – княгиню Ирину; «неразлучно» прославлялись супруги Петр и Феврония. На иконах все эти святые лишь в редких случаях изображаются раздельно. При этом «семейный мир» и «монастырь» сосуществуют не только в «идеальной реальности» муромских житий, но и в действительной жизни святых, подтвержденной летописными свидетельствами. – Монашеский постриг принимают Петр и Феврония согласно житию, что подтверждено летописным известием о принятии схимы муромским князем Давидом. По летописи уходит в монастырь и их дочь. Так под 1227/28 годом упоминается о пострижении супруги Святослава Всеволодовича (дочери Давида муромского – Евдокии): «Святослав отпустил княгыню свою по свету, всхотевши ей в монастырь…»
Описание одной из икон, изображающей святую семью Осорьиных, опубликовано в иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова. На ней Иулиания «подобием аки Елизавет, на главе плат зеленый, верхняя риза баканная исподняя голубыя, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ее Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска, киноварная, исподняя зеленая, в шапке, а дщерь ея инока схимница Феодосия; на иконе на старой писана. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Авраамий в Стародубском уезде».
Приписка бытового характера о здравствующем внуке Иулиании, словно взятая из семейной хроники, свидетельствует о том, что икона могла быть написана в середине XVII века. Среди известных изображений Иулиании этот «семейный» образ уникален. Муромская праведница уподобляется здесь святой праведной Елизавете – родственнице Девы Марии, матери Иоанна Предтечи, которая возвеличила еще не родившегося Богомладенца Христа, находящегося во чреве Богоматери. Такое сравнение возвышало местную святую – мать многочисленных детей. Ее святость распространяется и на других членов семьи – мужа и дочь. Доподлинно известно, что Георгий праведный и праведная Феодосия почитались в XVII – начале XVIII вв. в Муроме местночтимыми святыми. Мечта Иулиании о принятии «ангельского чина» и уходе от «мира» воплотилась через ее дочь Феодосию, ставшую схимонахиней одного из муромских монастырей.
ИЗЪЯТИЕ МОЩЕЙ
После октябрьского переворота 1917 года по инициативе «вождя пролетариата» Ленина состоялось печально известное постановление Наркомюста «О ликвидации мощей». Во втором его пункте разъяснялось: «Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т.п. осуществляется путем передачи в музей». Мощи святой праведной Иулиании вскрывались и обследовались дважды: 24 февраля 1924 года и 14 декабря 1930 года. Сохранились акты от 24 февраля 1924 года и от 14 декабря 1930 года. Первая комиссия работала под председательством начальника Муромского уездного городского отдела милиции Яковлева, секретаря Богатова (заведующего Муромским музеем). В ее составе были врач Кедров, археолог Селезнев, священники М. Георгиевский и Денисов. Во вторую комиссию вошли: от адмотдела – Моисеев, от райфо – Хайдарбеков, от музея А. Морозов, присутствовали священник Лепорский и псаломщик Веселовский. После второго обследования гробница Иулиании была передана в музей, где уже находились раки с мощами Константина, Михаила и Федора, Петра и Февронии Муромских.
В 1931 году храм в селе Лазареве под Муромом был закрыт. В том же году мощи святой были изъяты в Муромский музей. Это святотатство совершилось по инициативе местного священника-обновленца, отца Михаила Георгиевского. После изъятия святых мощей он пришел к крестьянке Евдокии и, попив чаю, ушел. Евдокия помахав в окно ему рукой, вдруг обнаружила на стекле морозным узором возникшую надпись: «Праведная Иулиания» и еще какие-то слова, которые не смогли прочесть. После этого святая Иулиания по ночам являлась возле храма.
Жил отец Михаил в доме у пруда. После совершенного им святотатства в красном углу у него каждую ночь стала являться святая Иулиания, рыдающая и произносящая: «Господи! Что сделали?!» В конце концов он не выдержал, уехал из села и четыре года вообще не мог служить.
В 1920–1930-е годы мощи муромских чудотворцев были выставлены в музее в атеистическом отделе. Муромский музей славился в те годы антирелигиозной пропагандой. Верующие по-прежнему шли на поклонение святыням, только не в храм, а в музей. Затем мощи оказались «под спудом», то есть не были выставлены, а хранились в запасниках музея.
С XVIII века фамилия святой Иулиании – Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас – ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ».
«…Признак хорошего тона – все с улыбкой, даже идя на расстрел. Будто вся эта полярная ревущая морем тюрьма – небольшое недоразумение на пикнике. Шутить, высмеивать тюремщиков. Вот и слон на деньгах и на клумбе. Вот и козел вместо коня. И если уж 7-я рота артистическая, то ротный у нее – Кунст. Если Берри-Ягода – то начальник ягодосушилки. Вот и шутки над простофилями цензорами журнала. Вот и песенки. Ходит и посмеивается Георгий Михайлович Осоргин: Comment vous portes – vous (как поживаете) на этом острову?» – «А лагер ком а лагер». Все эти шуточки, эта подчеркнутая независимость аристократического духа – они-то больше всего и раздражают полузверячих соловецких тюремщиков. Кроме духовенства никому не разрешалось ходить в монастырскую последнюю церковь – Осоргин, пользуясь тем, что работал в санчасти, тайком пошел на Пасхальную заутреню. С пятнистым тифом отвезенному на Анзер епископу Петру Воронежскому отвез мантию и Святые Дары. По доносу посажен в карцер и приговорен к расстрелу. И в этот самый день сошла на соловецкую пристань его молодая жена! И Осоргин просит тюремщиков: не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трех дней, и как только она уедет, пусть его расстреляют. И вот что значит самообладание, которое за анафемой аристократии забыли мы, скулящие от каждой мелкой беды и каждой мелкой боли: три дня непрерывно с женой – и не дать ей догадаться! Ни в одной фразе не намекнуть (не дать тону упасть) не дать омрачиться глазам! Лишь один раз (жена жива и вспоминает теперь), когда гуляли вдоль Святого озера, она обернулась и увидела, как муж взялся за голову с мукой. – “Что с тобой” – “Ничего”,– прояснился он тут же. Она могла еще остаться,– он упросил ее уехать. Черта времени: убедил ее взять теплые вещи, он на следующию зиму получит в санчасти – ведь это драгоценность была, он отдал их семье. Когда пароход отходил от пристани, Осоргин опустил голову. Через десять минут он уже раздевался к расстрелу. Но ведь кто-то же и подарил им эти три дня…»
В XX веке почитание муромской святой не прекращалось, а, напротив, возрастало среди православных людей за рубежом. Об этом свидетельствуют слова, сказанные Георгием Федотовым в 1931 году: «Иулиания Лазаревская – святая преимущественно православной интеллигенции. В ней находит свое оцерковление ее традиционное народолюбие и пафос социального служения…».
Потомки святой Иулиании покинули родину в 1920-е годы, после того как главу рода расстреляли на Соловках. Сейчас они живут в основном во Франции, а также в США и Швейцарии, бережно храня память великой святой из своего рода. В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг; он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона праведной Иулиании Лазаревской. В Швейцарии живет Мишель Самарин – потомок Иулиании по материнской линии. После того как рухнул советский режим, потомки Иулиании Лазаревской, получили возможность приезжать в Россию на поклонение мощам муромской праведницы. В 1990-е гг. Муром посещали Самарины (потомки по материнской линии) и Осоргины.
В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. 20 января 1989 года был подписан акт о передаче мощей в Муромский Благовещенский собор, в то время единственный служащий в городе. Вспоминает протоиерей Николай Стройков, настоятель Николо-Набережного храма города Мурома: «В храме было принято за правило по субботам на утрене служить акафист у святых мощей Иулиании Милостивой. Это доброе установление перенял и наш причт с той лишь разницей, что чтение акафиста с начала утрени перенесли на конец литургии, так как к тому времени собиралось в храме больше молящихся. Потом акафист мы стали петь. Так продолжалось пять лет. Слышу, что и в настоящее время акафист поется.
Еще до моего перевода сюда мне приходилось наблюдать приезд родственников святой Иулиании, проживающих за пределами нашей Родины. Эти люди очень тщательно отслеживают свою родословную от времен святой и до наших дней.
Во время моего служения при храме приехала иЗ Франции одна из таких родственниц – Самарина Ульяна Сергеевна. Так как у нас в храме не было иконы святой Иулиании Лазаревской, в беседе с приезжей я попытался узнать, нет ли у них таковой. Оказалось есть. Родовая икона. Я просил написать для нас копию, на что и получил согласие. Вскоре обещание было выполнено. Икону привезла сама Ульяна Сергеевна.
В эти дни в Муроме находился Высокопреосвященнейший Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский. По моей просьбе Владыка сам встретил икону. Встреча была торжественной и трогательной. Владыка с духовенством и народом, с хоругвями и святыми иконами поднимался в гору (от храма), а с горы (к храму) с иконой на руках спускалась Ульяна Сергеевна. С пением тропаря святой и с величанием икона проследовала в храм, где и находится по сей день. После литургии Владыка раздавал молящимся иконочки Иулиании Лазаревской и книжечки с житием и акафистом святой.
Эти иконочки (копию с привезенной иконы) Ульяна Сергеевна присылала из Парижа нам не один раз. А москвичка Горелова Галина Михайловна нашла благодетелей и тоже неоднократно отпечатывала и привозила нам книжечки с житием и акафистом.
Так прославлялось имя святой и умножалась слава ее, и тем самым прославлялось и Имя Божие, ибо во святых Своих прославляется Бог. Потянулись паломники. Девочки послушницы, да и все работники храма окружили гробницу с мощами своей любовью и заботой. Рака постоянно блистала чистотой. На ней почти всегда и лето, и зиму можно было видеть живые цветы. Никто никого не заставлял, не принуждал – все основывалось на любви и почитании Милостивой Иулиании».
***
Нищие, которых праведная Иулиания видела каждое воскресенье и каждый праздник у заднего крыльца их дома, вся эта толпа калек, слепых, хромых, увечных, вызывавшая в душе ее мучительное сострадание, неутомимую жажду облегчить эти страдания, приучала ее любить, «жалеть» людей, бедное страдавшее человечество. Любовь к людям – особенный дар Божий, не всем она дается; немногие владеют этим даром. Праведная Иулиания была одарена этим чувством с рождения. Оно росло и крепло в ней с годами.
«Любовь,– пишет святой апостол Павел,– все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 7). Нищие, протягивавшие Иулиании руку за подаянием, получали не только ломоть хлеба,– они получали привет и ласку и уходили счастливые, благодарные, благословляя и молясь за нее.
Мы видим в Иулиании все лучшие черты, отличающие женщин Древней Руси. Смиренная простота, кротость, покорность старшим, жалость к сирым и убогим – все это чисто русские характерные народные черты, отражающие дух Православия, нашедшие свое полное завершение в идеальном образе святых угодников Божиих, к которым принадлежит и Иулиания.
В народной поэзии, в былинах, песнях, сказках мы находим те же любимые образы нищих духом, кротких и милостивых, всегда превосходящих гордых и сильных; встречаем образы любящих матерей, верных жен, покорных тружениц.
Составитель жития святой Иулианиия Дружина Осорьин с трогательной сыновней любовью создает образ своей благочестивой матери Иулиании как русской женщины дворянского рода, рачительной главы немалого домашнего хозяйства, которая умело, словно игуменья в обители, управляет своим большим семейством и крепостными-послушниками. При этом, часто в отсутствие мужа, отлучающегося на год-два, а то и на три на государеву службу в далекую Астрахань, Иулиания остается мудрой, заботливой, верной и любящей хозяйкой дома, созидающей лад в семье, ласково воспитывающей своих детей. Ее дом поистине становится домашней церковью, в которой вся жизнь строилась на заповедях любви и милосердия.
«В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей,– пишет протоиерей и профессор Глеб Каледа,– для Русской Поместной Церкви в этом всё ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви – будет существовать Русская Церковь, не сумеют – Русская Церковь иссякнет… В широком общечеловеческом плане создание крепких семей – это задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов. Наибольшей полнотой жизни, по нашему убеждению, обладает семья христианская…».
Молитва святой Иулиании и подвиг ее жизни помогают новым поколениям православных христиан создавать свои домашние церкви, воспитывая в них верных сыновей и дочерей своей земной отчизны и новых граждан Отечества Небесного.
***
В дни Богородичных праздников на Литургии читается Евангелие от Луки о посещении Господом сестер святого праведного Лазаря – Марфы и Марии, ибо Божия Матерь первая на земле соединила в полноте путь Марфы и Марии – деятельное служение Богу и ближним со служением Духа.
Святая праведная Иулиания Лазаревская, исполнившая своей жизнью служение Марфы и Марии, удостоилась наставления Пречистой по время молитвы священника в церкви святого Лазаря – друга Божия, брата святых жен-мироносиц Марфы и Марии, и была погребена в этой церкви. Ее подвиг во всей своей смиренной красоте раскрывает тайну русской женской святости. И не случайно имя Иулиании на Руси было одним из самых распространенных среди мирянок, как Евфросинии – среди инокинь.
Подвиг святой Иулиании свидетельствует о том, как глубоко Евангелие вошло в душу и преобразило жизнь древнерусского человека. Эта жизнь не была чем-то исключительным и не поражала современников, как поражает нас. Многие безвестные праведницы Русской земли прошли и проходят тем же путем.
В ее подвиге особо раскрывается дар любви – высшей добродетели и закона Жизни, принесенного на землю Спасителем. Этот дар возрастал в душе праведницы с годами. Для нее «жить» было синонимом слова «любить».
Несмотря на все лишения и тяготы, жизнь Иулиании была поистине святой и счастливой, и она с полным правом могла сказать перед кончиной: «Слава Богу за все!». Любовью горело ее сердце, и те, кому она даровала любовь, утешение, пропитание могли отплатить ей только любовью и молитвами. Потому память о ее святой жизни дошла до наших дней.
Следовать аскетическим путем особенно трудно в миру Она не была монахиней – была почтительной дочерью, любящей матерью, верной и заботливой женой – благочестивой, кроткой, работящей, но все добродетели, предписываемые монашеству, она исполняла как истинная подвижница. Оставаясь в миру, она жила по-ангельски, ее сердце оставалось непричастным злу, лишения плоти освободили ее дух и подняли на высочайшие ступени восхождения по трудному и страшному пути к Богу.
Мы знаем, что чем труднее становилась жизнь Иулиании, тем светлее и радостнее был ее лик. Благоговейное преклонение вызывает образ этой женщины, жившей в одну из самых темных и страшных годин русской истории. Жизнь святой праведной Иулиании – из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся бессмысленной – становится мудрой и прекрасной в свете великих носителей правды Божией. Их жизнь – преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле.
Любовь, окружавшая святую при жизни, продолжает привлекать к ней сердца. И сегодня, как и прежде, они находят в ней «печальным утешительницу, болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления».
ПРАЗДНОВАНИЕ 400-ЛЕТИЯ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПРАВЕДНИЦЫ
В чудный летний день, 21 августа 2004 года множество людей собралось на древней Муромской земле, чтобы отметить 400-летие со дня кончины и 410-летие со дня обретения мощей великой праведницы нашей Церкви – Иулиании Лазаревской (Муромской). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в воскресенье 22 августа отмечать во всей Русской Православной Церкви День Милосердия. Поэтому и были назначены на эти летние дни торжества в память прославления святой, имя которой стало символом милосердия.
15/2 января 2004 года в храме Николы Набережного состоялось праздничное богослужение, посвященное 400-летию со дня преставления праведной Иулиании Муромской (Лазаревской), которое возглавил Высокопреосвященнейший Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В своей проникновенной проповеди он обратился к верующим с благословением и наставлением о пути душевного спасения в миру в подражании матушке Иулиании.
Во дни, близкие к 400-летию со дня кончины праведницы, в селе Лазареве совершились события, которые вселяют надежду на то, что мощи святой Иулиании вскоре смогут возвратиться на их законное место. Долгое время верующие люди села добивались у властей разрешения возвратить Церкви изуродованное здание, в котором помещался клуб. Но лишь за несколько месяцев до начала юбилейных торжеств было принято решение о возвращении здания бывшего храма общине верующих. Приведем некоторые важные подробности этого возвращения.
Враг тоже не дремал в эти дни и строил свои козни: верные наследники воинствующих безбожников из села Лазарево написали в администрацию гневное письмо с требованием не открывать в селе церковь. Они говорили, что это здание принадлежит «муниципальному образованию Муромский район и должно оставаться, как и прежде, клубом – очагом культуры».
Рассказывая об этих событиях в своей проповеди за праздничным богослужением, игумен Спасо-Преображенского монастыря отец Кирилл сказал: «Мы можем служить в шалаше и на пенечке, как это не раз бывало в концлагерях советского времени. Но если люди посягают на достояние Божие, как в этом случае, то страшно становится за их судьбу». Далее отец Кирилл сказал: «Долго и безуспешно хлопотали мы о возвращении Архангельского храма верующим. Когда мы узнали об этом письме жителей Лазарево, я приехал в село вместе с нашим владыкой Евлогием. Мы увидели на стенах некогда благолепного храма богомерзкие изображения и старые партийные лозунги. Беседовали мы с местными властями, которые были настроены против передачи здания верующим. Нам говорили, что молодежь здесь «просвещается и развлекается». Мы не стали никому ничего доказывать, а усилили молитву и обратились за помощью к заступнику и любимому святому нашего народа – святителю Николаю Чудотворцу.
22 мая 2004 года, в день памяти святителя Николая мы принесли сюда с крестным ходом древнюю его икону. Она чудесным образом попала в наш монастырь. Затем мы возили ее с паломнической группой в город Бари: там мы служили Божественную литургию и освятили образ на мощах Святителя. И вот с этой древней иконой мы отслужили молебен на источнике святой Иулиании и прошли по селу с крестным ходом.
И совершилось чудо! По молитвам святителя Николая и святой Иулиании администрация Мурома приняла решение о передаче Церкви здания клуба. Молитва святых оказалась сильнее потуг атеистов. До назначенной даты торжеств по случаю 400-летия памяти святой Иулиании оставалось несколько месяцев. И вот за это время совершилось новое чудо: часть здания храма – бывшая теплая трапезная с двумя престолами – была отремонтирована и подготовлена к освящению.
Нужно было провести огромный объем работ. Труднее всего было убрать котельную, устроенную на месте бывшего алтаря храма, и демонтировать старую систему отопления. Когда разобрали и вынесли трубы отопления бывшего «очага культуры», под ними обнаружили останки погребенных в фамильной гробнице Осорьиных: мужа святой Иулиании – Георгия, их дочери – монахини Феодосии, и неизвестного младенца.
По благословению правящего архиерея останки не стали отдавать на исследование, а сложили вместе в общий гроб и устроили над ним гробницу. Теперь в ней находятся мощи двух местночтимых святых: святого праведного Георгия – мужа святой Иулиании, и преподобной Феодосии – дочери святых супругов. На гробнице была положена икона с изображением святой семьи с частицей мощей святой праведной Иулиании. ((Местно память святой Иулиании, Георгия, Феодосии и младенца совершается 25 июля (старого стиля), в Лазареве – 15 октября (старого стиля) – в этот день в 1889 года мощи святой были переложены в современную раку).) Так на карте Святой Руси появилось еще одно место поклонения, еще одна святыня и место паломничества православных христиан.
В Светлый день Пасхи Христовой 2004 года состоялось освящение престола во имя святого Архангела Михаила. Впервые после долгих лет был совершен праздничный крестный ход и Пасхальная служба.
В село Лазарево, к возрожденному храму отправился крестный ход из Мурома, ознаменовав тем самым начало большого празднования. Вместе с крестным ходом следовала та самая икона святителя Николая, о которой мы уже упоминали. Вся жизнь святой Иулиании прошла под молитвенным покровом и благословением великого Святителя, и он через свой святой образ принял участие в торжествах. (В 1989 году рака святой Иулиании из музея была передана в муромский Благовещенский собор,– там ее поставили в теплом приделе под древней почитаемой иконой Николая Чудотворца XVI века. Из Благовещенского храма раку Юлиании перенесли в церковь Николы-Набережного).
Крестный ход с пением подошел к источнику и купальне, находящихся рядом с храмом. Здесь был совершен водосвятный молебен с акафистом святой праведной Иулиании. После освящения воды в пруде, выкопанном на месте источника, все присутствовавшие на торжестве направились в храм, где должна была совершиться первая после стольких лет запустения Божественная литургия.
Было много причастников, настроение у всех было приподнятое, радостное. Умилительно пел хор монахинь двух Муромских монастырей – Свято-Троицкого и Воскресенского. По окончании литургии благочинный округа отец Кирилл объявил, что отныне службы в храме будут совершаться постоянно. По четвергам – молебен с акафистом Святителю Николаю и Божественная литургия; по воскресным дням – молебен с акафистом святой праведной Иулиании и Божественная литургия. Во все двунадесятые и иные великие праздники также будет совершаться Божественная литургия. Икона святителя Николая навсегда становится святыней возрожденного храма.
В заключительном слове отец Кирилл сказал: «Храм – это Небо на земле. Сегодня храм этот возвращается Богу, а Бог возвращает в нем Свою благодать».
Каждому паломнику по окончании службы подарили на память икону праведной Иулиании с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Затем многие из прибывших на праздник направились ко второму источнику святой праведной Иулиании.
Торжества продолжились в Муроме. – Многие пришли ко всенощной в Николо-Набережный храм, где находятся мощи святой Иулиании. Бесконечный людской поток шел через храм, чтобы приложиться к мощам святой.
По окончании богослужения в храм прибыли митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и епископ Александр. После молебна святой Иулиании ее мощи вынесли из храма и крестным ходом понесли к Свято-Преображенскому монастырю. Это было сделано потому, что Николо-Набережный храм не смог бы вместить всех желающих помолиться на литургии. Это было особенно радостно, потому что мощи святой Иулиании прошли через весь город, освятили его и подвигнули многих жителей Мурома принять участие в торжествах.
В Спасо-Преображенском монастыре мощи поставили на помосте, и перед ними архиереями и священством отслужен был молебен с акафистом святой праведной Иулиании. Закончилась служба уже при закате солнца.
Утром, в 10 часов, на монастырской площади в присутствии многих тысяч паломников и горожан архиерейским чином была совершена Божественная литургия.
***
Любовь, окружавшая праведницу при жизни, продолжает привлекать к ней людские сердца. Прошло более четырех столетий со дня ее кончины, но память о ней жива в сердцах народных; также как встарь к раке с мощами ее приходят люди, ища в ней «печальным утешительницу, болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеление», и современные чудотворения свидетельствуют об этом. По благословению настоятеля храма Николы Набережного протоиерея Николая Стройкова во свидетельствование многочисленных исцелений и чудес, совершающихся в наши дни по молитвам святой и праведной матушки Иулиании ведется тетрадь «Описание чудес, совершающихся по молитвам святой и праведной Иулиании». Приведем несколько случаев чудесных исцелений из этой тетради.
«Я пришел в Николо-Набережный храм в очень трудное для него время – время больших церковных нестроений. Непримиримо враждовали между собой настоятель и церковный староста. В междуусобицу втянулась и часть прихожан. Именно этим событием и был вызван мой переход с прихода, где я прослужил много лет в мире и согласии.
Как мог, успокаивал я людей, призывая их к христианской любви и миру, но результат, нужно прямо сказать, был плачевный.
С первых дней и поныне, приходя в храм, в первую очередь я иду к мощам святой и праведной Иулиании Лазаревской, чтоб испросить ее благословение. И вот в один из этих неспокойных дней вижу в сонном видении Матушку, лежащую в раке. Я как будто по обычаю подошел приложиться к мощам и вижу, что тело святой по всей его длине перетянуто широкими ремнями, завязанными прямым узлом. И эти узлы мне предстоит развязать. Мой растерянный взгляд падает на ее лицо. Она же с улыбкой, прищуря один глаз, смотрит на меня. А затем, протянув руку, шутливо щелкает меня легонько в лоб, как бы говоря: «Что ж ты, чудак, загоревал?» Резко просыпаюсь, не испугался, а наоборот, ощущаю какое-то радостное, приподнятое настроение.
Вскоре после этого нестроения успокаиваются. Еще вчера непримиримо враждующие стороны мирно расходятся. Все «узлы» по молитвам святой и праведной Иулиании развязались как бы сами собой. С тех пор все свои скорби и проблемы я несу к раке мощей Всемилоствой Иулиании и нерушимо верю в их разрешение».
(Настоятель Николо-Набережного храма
протоиерей Николай Стройков)
Июнь 1997 г.
***
«Вот уже 30 лет я страдаю полиартритом, и все мои суставы постоянно находятся в воспаленном состоянии. Мне очень трудно передвигаться, иногда целыми месяцами прикован к постели.
В Прощенное Воскресенье (25 февраля) сего года рано утром я с трудом поднялся с постели. Думал расходиться (как это бывает со стариками), но время шло, вот-вот должна прийти за мной машина, чтоб отвезти меня в храм, а мне становилось все хуже и хуже. Тогда я обратился с горячей молитвой к матушке Иулиании, можно сказать, возопил: «Матушка, помоги! Меня ждут в храме люди, а я остаюсь дома со своей болью! Помоги!!!»
И о чудо! Боль, что называется, рукой сняло. Я уехал в храм. Благодарный приложился к мощам святой и праведной Иулиании, послужил акафист святителю Николаю и три часа(!) не отходил от аналоя, принимая исповедь людей. Воистину: «Дивен Бог во святых своих!» (Пс. 92, 5)».
(Протоиерей Николай Стройков)
2001 г.
***
В августе 2002 года у нас в храме была группа паломников из Москвы. Я обратила внимание на женщину, которая с большим благоговением положила цветы на раку с мощами матушки Иулиании и расплакалась. Потом тихонько подошла ко мне и рассказала об исцелении ее мужа. В мае этого года она была у мощей матушки Иулиании вместе с паломниками из Москвы, после того, как им рассказали о том, как нужно пользоваться маслицем взятым из лампадки у мощей праведницы, она приобрела несколько сосудов. Надо отметить, что именно в эту поездку ее муж наотрез отказался ехать вместе с ней в Муром. Когда она вернулась домой, он лежал совершенно больной. Пo неосторожности он повредил ногу, и на глазах рана стала краснеть и гноиться. К вечеру нога сильно распухла. Когда он обратился к врачу, был дан ответ: необходима срочная операция, иначе начнется гангрена. Женщина уговорила мужа помазать больную ногу маслицем от праведной Иулиании. Три дня они читали акафист и прикладывали масляную повязку на больную ногу. В первый же день вышел гной, во второй спала опухоль, в третий день осталась лишь небольшая краснота вокруг больного места. Во вторую поездку к мощам святой праведной Иулиании они уже поехали вместе.
***
Передаю рассказ моей коллеги о том, как после поездки в город Муром она дала болящей раком III степени свекрови (80 лет) освященное масло и акафист святой Иулиании. Та, читая этот акафист и помазывая очаг заболевания маслицем, скоро исцелилась. Раны затянулись и очистились. Коллега не могла сейчас приехать и поведать эту чудесную историю! Чтобы об этом знали люди, пишу я.
(Смирнова О.П.)
Город Дзержинск
***
Господи, благослови!
В ноябре месяце 2000 года я была на пятом месяце беременности, но у меня была угроза выкидыша. Какая-то сила влекла меня в Муром к мощам святых, попросить у них благодатной помощи на сохранение моего еще не родившегося дитя. Пришла в ваш храм к матушке Иулиании и долго не могла уйти, такую благодать ощутила в себе, что домой уже возвращалась, как на крыльях. Стояла в храме и со слезами молилась. Господь по молитвам матушки Иулиании даровал мне девочку, родилась она в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, нарекли мою доченьку Марией.
(Ирина)
Москва
5 09.2001 г.
***
У меня очень сильно болела поясница, так что трудно было выстаивать церковные службы. Приходя в храм, я всегда прикладывался к мощам святой и праведной Иулиании Лазаревской. 4 января 2001 года во время вечерней службы накануне дня памяти матушки Иулиании я приложился к ее святым мощам и боль совершенно прошла. Благодарю Матушку Иулианию за ее святые молитвы.
(Евгений)
17 февраля 2001 г.
***
В мае 2000 года в Николо-Набережный храм из Белоруссии приехала группа паломников. И вот прихожане увидели у раки с мощами святой матушки Иулиании такую картину: стоит пожилая женщина и вся обливается слезами. Что она говорит сквозь рыдания сразу понять не могли, от волнения смешались русская и белорусская речь. Успокоившись, женщина поведала такую историю. – У ее дочери родился мальчик, слабый и болезненный: руки и ноги не двигались, висели как плети. Можно понять их горе и боль. Да еще ко всему этому молодой женщине постоянно снился один и тот же сон: старуха в черном мучает и душит ее, со злобной усмешкой шипит в лицо: «Твой сын никогда не будет ходить!» Мать и бабушка не сдавались, молились, и все свое упование возложили на Бога и Царицу Небесную. И вот в одну из ночей измученная мать видит другой сон – подходит к ней женщина и ласково говорит: «Не бойся, отныне сын твой будет двигаться». «Кто ты такая?» – в волнении спросила она. «Я Иулиания Лазаревская, и я помогу тебе». И ребенок действительно исцелился, стал ходить!
Кто такая Иулиания Лазаревская, где она жила, какими чудесами прославилась? Об этом они совершенно ничего не знали. По Промыслу Божиему бабушке представилась возможность посетить святые места древнего города Мурома. Можно было понять ее состояние, когда она увидела мощи святой и праведной матушки Иулиании в храме и со слезами благодарила ее за помощь и любовь.
***
Летом 2000 года к своей бабушке из города Подольска Московской области в Муром на каникулы приехал отрок Роман. Мальчик рос в обычной мирской невоцерковленной семье, но храмы с родителями изредка посещал. Поэтому о глубокой вере мальчика и его родителей говорить нельзя. Из простого любопытства отрок пришел в Николо-Набережный храм, приложился к мощам матушки Иулиании, здесь же он услышал небольшой рассказ о жизни святой и попросил масла от лампадки. За детскими играми и забавами, наверное, он так бы и забыл про это маленькое путешествие-паломничество. Но пути Господни неисповедимы! Помогая бабушке по хозяйству, Роман сильно поранил палец на руке, началось воспаление, рана сильно загноилась, встал вопрос о врачебной помощи. И тут он сам вспомнил, что в храме ему рассказывали о благодатной помощи, которую оказывает святая праведная Иулиания всем с верою к ней обращающимся. Мальчик стал прикладывать на ночь маслице к ране и с чистым сердцем искренне обратился за помощью к святой. Трех дней оказалось достаточно, чтобы прошла боль и воспаление прекратилось, а через неделю от раны не осталось и следа.
Глубокую благодарность к матушке Иулиании и вспыхнувший в сердце маленький огонек веры, увозил с собой в Подольск отрок Роман.
***
Мир Вам, отец Николай, пишет раба Божия Валентина.
Высылаю Вам свой долг перед Пресвятой Богородицей. Я долго тянула с отдачей в течении трех лет. Расскажу, как это было. Три года назад Великим постом я увидела во сне Ваш храм: из его алтаря вышла Пресвятая Богородице и направилась в правый придел, в котором крестят младенцев; там стоял небольшой столик, на котором не было скатерти. Ко мне обращается Сама Пречистая с такими словами: «раба Божия, видишь у них стол без скатерти, сделай и принеси». Я начала возражать, что не могу, не умею, не знаю, как это делать. Она настойчиво сказала: «Я знаю, что ты все можешь»,– и показала мне, как вышить кресты на скатерти.
Проснувшись, я задумалась: денег у меня нет, где этот храм находится – не знаю. В общем, сомнение меня захватило большое. Но потом пошли на меня большие искушения, с меня стали требовать возврата долгов с процентами из-за инфляции. Скорбно было, но я поняла, что это мне вразумление: все долги отдала, как положено и побежала скорей покупать материал на скатерть и тесьму. Сшила скатерть, а вышивкой не занималась, думая, что не скоро увижу этот храм. Но вот летом прошлого года, в августе приехала в Муром в связи с обменом квартиры. В день Успения Божией Матери от одной старушки узнала, что есть в городе Никольская церковь возле монастыря. У меня сердце сильно забилось, утром рано 29 августа я пошла в храм и всю дорогу распевала Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моем…».
Пришла в храм – и узнала тот самый храм, который видела во сне два с половиной года назад. Слезы сами собой потекли, и долго не могла я успокоиться. После этого стала вышивать скатерть. Вот только сейчас, через шесть месяцев, я высылаю ее Вам. Простите меня за мое маловерие, сомнение, медление, за мою несовершенную работу. В наших челябинских церквах намного совершеннее и лучше сделаны рукоделия. Но иначе я поступить не могла. Спаси Господи.
(В. Чудилова)
Челябинск
16.02.1998
***
Раб Божий Михаил, родом из города Павлово Нижегородской области каждый год в день памяти преподобного Серафима Саровского (15/2 января) посещал Дивеево. И в этот раз вместе с другими паломниками, пришедшими в Дивеево, он ночевал в Троицком храме в ожидании праздничных служб. В ночь с 13 на 14 января 2001 года в сонном видении ему явилась женщина и повелела идти в город Муром к праведной Иулиании Лазаревской и читать акафист у ее мощей в день ее памяти (который также приходится на 15 января) и отныне каждодневно молиться святой и праведной Иулиании.
***
Удивительный случай произошел с одной из прихожанок Николо-Набережной церкви. Родилась она в Казахстане и там ходила в православный храм в честь Святителя Николая. Но настало время искушений и скорбей. Когда развалился Советский Союз, ее семье пришлось спешно покидать родной дом и искать прибежища в России. Судьбы Господни неисповедимы, и она Божией милостию попадает в древний Муром, который стал ее вторым домом.
Однажды приснился ей сон: стоит она в храме своего родного города на службе в конце обедни. После отпуста подошла ко кресту, держа в своих руках маленький цветочек, похожий на василек, который нежно склонил свою головку вниз, и говорит настоятелю храма: «Батюшка, возьмите этот цветочек, украсьте им икону святителя Николая». Настоятель улыбнулся и ответил: «Принеси его матушке Иулиании и укрась им раку с ее мощами». В один миг проснулась женщина, еле дождалась, когда наступит утро, побежала покупать цветы матушке Иулиании.
***
«Хочется рассказать об одном батюшке из большого кубанского села – иерее Василии, который вот уже во второй раз приезжает к нам с верующими своего прихода храма в честь Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Небольшими группами привозит он к нам на поклонение матушке Иулиании своих односельчан. Сам он с благоговением относится к памяти святой и праведной Иулиании, мы видим, с какой любовью, уважением и почтением относится он к нашей матушке, и обязательно каждый раз жертвует деньги на цветы. А его прихожане привозят освятить на матушкиных мощах целые пакеты с новыми носовыми и головными платочками. Рассказывают, что после их первой поездки многие односельчане исцелились, прикладывая к больным местам масло и освященные на мощах святой Иулиании платочки. Батюшка привез с собой отца Иоанна, постриженного в монахи, больного церебральным параличом. Очень ему понравилось в нашем храме, а от мощей матушки не хотел уходить. Его держали, как маленького ребенка на руках. Батюшка шутя спросил: «Ну, что отец Иоанн, может быть оставить тебя здесь у матушки на послушание?» Он заулыбался и согласно кивнул головой.
Святая праведная Иулиания, моли Бога о нас!»
***
А вот рассказ об одном из чудесных случаев, который произошел в Великий Пяток.
«Нам очень хотелось, чтобы на Престоле во время Пасхального богослужения стояли живые цветы, и, прежде всего,– белые лилии. Такие букеты стоят очень дорого, и все прекрасно понимали, что для нашего скромного бюджета это значительная сумма. Вот и стал один их служащих храма потихоньку молиться матушке Иулиании. «Матушка, пошли нам человека, который бы помог купить нам цветы, так хочется, чтобы храм был на Пасху в цветах» И так изо дня в день молился он в течение двух недель.
А в Великий Пяток во время чтения Царских часов стоял он и думал: «Ну, никто не пришел, помощи нет, сколько, интересно, будут стоить два букета белых лилий и букет роз матушке Иулиании?». Получилась круглая сумма. Стали обсуждать, что покупать цветы надо и деньги выделить надо. Во время этого разговора подходит мужчина, вынимает деньги и говорит: «Вы знаете, я живу здесь недалеко, мне из спальни виден ваш храм. В течение недели я просыпаюсь ночью от того, что слышу голос: “Отнеси деньги в Никольский храм”. А я, действительно, собирался придти, но все дела не пускали. Примите это в дар храму». – И дает ровно ту сумму, которую мы определили на цветы».
***
Как и всякая православная, стремлюсь познать истины веры, понять каждое слово Библии, каждую главу, тропарь, молитву,– все, что нужно знать каждому православному человеку. Это очень сложно: иногда кажется, что быть православной просто невозможно, в нашем мире хаоса и неразберихи.
В этом храме настоятель – батюшка Николай, и отец Игорь всегда стараются помочь каждому из приходящих. Так и я вместе со своим учителем – да для меня батюшка Николай и учитель, и наставник, и духовник – стараюсь обрести то, что нужно знать каждому христианину. Но одно дело знать, нужно ведь принять, выстрадать, вымолить, пройти искушения, чтобы обрести веру и любовь к Богу. Так произошло и со мной. Батюшка сказал как-то мне на исповеди: «Там, где больше благодати, там и жди искушения». Однажды на литургии стояла я у святых мощей святой Иулиании. Служба подходила к концу, в храм пришла в добром здравии, как вдруг разболелись зубы. Думаю, что не может такого быть, зубы все, слава Богу, в порядке, да и была недавно у врача. Читаю молитву «Отче наш…», а сама все гляжу на мощи Иулиании. Нет, думаю, не выгнать меня из храма. Приложилась я к святым мощам, попросила исцеления и опять стою на молитве. А когда пошли к кресту прикладываться, и вовсе забыла о боли. И была ли боль? Вот что значит молитва святых и вера в их помощь.
Теперь я твердо знаю, где можно найти исцеление души и тела.
Святая праведная матушка Иулиания, моли Бога о нас.
(Галина)
Июль 2001 г.
***
Нас часто спрашивают, в каких конкретно случаях помогает матушка Иулиания. Мы отвечаем – во всех!
Нет такой просьбы, которую бы матушка Иулиания оставила без ответа! Люди, приходящие к ней с искреннею верою, получают или исцеление, или благодатную помощь во всех своих нуждах. Мы были свидетелями в двух конкретных случаях исцеления бесноватых женщин: один случай произошел 8 июля этого года в 17 часов, это был день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. И в ноябре месяце женщина приезжала уже не один раз к мощам матушки Иулиании вместе со своей дочерью. В последний ее приезд произошло исцеление. Такие случаи укрепляют нашу веру в силу молитв святой и праведной матушки Иулиании, в ее ходатайство и предстательство за нас, грешных, пред Господом Богом и Царицей Небесной!
***
Этим летом особенно обращали внимание на то, что многие паломники, уже не раз бывавшие в нашем храме, рассказывают о случаях исцелений раковых больных: опухоли исчезают, так что совсем не требуется хирургического вмешательства (в основном это Москва). Но что самое интересное, исцелился энцефалитный больной.
***
В наш храм часто привозит православную литературу из Москвы раб Божий Александр, он и рассказал эту историю. Весной 2002 года он был в поездке и сам сначала не заметил укус клеща, а когда дома обратили внимание, было уже поздно, тело стало покрываться пятнами, пришлось обратиться ко врачу. Был поставлен диагноз: энцефалит!
Он резко стал принимать лекарства, но время было упущено. Наша служащая в последний его приезд подарила ему акафист матушке Иулиании и маслице от мощей. Будучи человеком глубоко верующим, он обратился с молитвой к Богу и к матушке. Вместе с женой, а она в это время тоже заболела сильнейшей ангиной (надо отметить, что в таких случаях ее болезнь затягивалась обычно на месяц), они стали ежедневно читать акафист и помазывать себя маслицем. После трех дней ангина у жены Александра совершенно прошла, а через неделю прошел и недуг у Александра, чему он так же немало был удивлен.
Святые источники
Святые источники, связанные с праведной Иулианией, ее супругом Георгием и преподобной Феодосией Лазаревскими, находятся не в самом городе.
Первый источник расположен возле села Лазарево. По одному преданию, он остался после Ноева потопа; по другому – образовался от удара копытом коня преподобного Илии Муромца. В 1584 году в нем во время охоты был утоплен слугой сын Георгия и Иулиании Иван Юрьевич Осорьин.
Над колодцем стояла надкладезная часовня, в ней находилась деревянная скульптура Христа в темнице. В конце 1933 года часовню разрушили. По давней традиции молятся здесь на Первый Спас.
Второй источник расположен близ села Дуброво Селивановского района. О его судьбе вспоминает жительница этих мест Анна Ивановна Староверова: «Со временем власти все сломали и велели перепахать (1931-32 гг.). Послали тракториста. А паршевские (жители д. Паршево) – это их луга были – очень чтили они матушку Иулианию, скорбели всегда, поэтому сделали часовенку на столбике и ставили иконку, но опять приказ – разрушить! И тут же источник сжался – веры не стало! Как святитель Николай источал столько мира, сколько людям нужно. Я работала в лесничестве, и мы часто заходили к Иулиании: уберем все, камешков туда положим и черпаем водичку. Но этого было мало новой власти – последовал приказ: перепахать! Но дубровский тракторист не смог ничего сделать: трактор стал тонуть, съехалось много коммунистов, сделали поворот на 50-70 м в сторону. До сих пор эта колея сохранилась, не допустила матушка безбожных».
20 апреля 2004 года на святом источнике побывали потомки Иулиании Лазаревской по линии ее сына Ивана – Марина Феннелл с дочерью Эйбелл Джулиана.
А вот что рассказала Анна Ивановна о происшедшем в жизни одного молодого мужчины, далекого от православной христианской веры: «Его ребенок болел диатезом. Бабушка ребенка приходит ко мне и просит съездить с зятем и внуком на источник. – «Я обедню отстою, пусть к Церкви подъезжают, и мы съездим»,– сказала я ей. Обедня кончилась, и мы поехали. Все время ведь работали на источнике, а тут подхожу к месту, а источника нет. Все тропы обошла, дойду до канавы, где поворот сделали. Что такое? Нет источника. Воды отец ребенка набрал в канаве, и мы уехали. Источник был, а я не могу найти! А отец некрещеный. Рассказали мне, что спросил он свою тещу: «Что нужно для крещения?» Купил всю и верхнюю и нижнюю новую одежду, а бабушка пришла ко мне и попросила сходить к батюшке, чтобы его окрестить. Покрестил его отец Игорь, и поехал он один и нашел святой источник: «Был некрещеный я, вот она меня и не пустила, – сказал отец болящего ребенка». А на озере «Святе», по преданию, всегда купали так называемых «золотушных» детей. Теперь отец-христианин посещает святой источник постоянно.
Комментарии закрыты.