- 16.01.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: подвижники благочестияТатиана Лазаренко
Памяти архимандрита Филарета (Кудинова) — одного из последних Глинских старцев
Глинская пустынь в наших сердцах
Эти знаменитые старцы-подвижники, на долю которых выпали жесточайшие гонения, в истории православного монашества нового времени занимают особое место. Пережив закрытие Глинской обители, они обрели вторую духовную родину в древней православной Иверии, возродив там традиции умного делания. Здесь, после долгих мытарств, пройдя тернистым путем крестоношения через лагеря и тюрьмы, они получили, наконец, приют и покров. Разумеется, легко никогда не было.
В суровой борьбе за выживание в горах Кавказа они молились и трудились, не покладая рук. Господь наделил их сугубыми дарами молитвы, рассуждения, старчества, смирения и кротости, и за советом и поддержкой к ним стали притекать многочисленные паломники и богомольцы из разных уголков православного мира. Подробно жизнь кавказских пустынножителей описана в книгах монаха Меркурия «В горах Кавказа», архим. Рафаила(Карелина), В.Лялина «Птицы небесные», Т. Лазаренко «Возверзи на Господа печаль твою» и многих других.
И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, об удивительном даре любви к Богу и людям, о прозорливости старцев.
Краткое житие архимандрита Филарета
Ныне почивший старец родился (по уточненным данным) 2 августа 1927 года в селе Перевоз Ржаксинского р-на Тамбовской области в благочестивом семействе. Детство его прошло среди живописной русской природы, украшенной множеством Божьих храмов в окрестных деревнях в тяжелые, смутные времена гонений. Храмы в те годы повсеместно закрывались, а священнослужители подвергались жесточайшим репрессиям. В дружной семье, жившей небогато, но достойно, родители воспитывали двух сыновей и двух дочерей.
Формирование мировоззрения
В годы Великой Отечественной войны в селе Перевоз в эвакуации жили монахини подмосковного Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря. Они много внимания уделяли молитве и труду, работая на огороде, занимаясь пошивом одежды, приготовлением пищи… Из рассказов монахинь отрок многое узнал о жизни в святой обители, о послушаниях, о многочасовых службах, о молитвах с непременным акафистом в 2 часа ночи перед чтимой иконой Божией Матери «Скоропослушница».
Возможно, эти рассказы о монастырской жизни и пробудили в душе Бориса желание послужить Богу. Матушки научила Бориса молиться. Духовные советы монахинь пригодились Борису в годы испытаний. Постепенно в дуще его созревало желание стать монахом.
На военной службе
В годы Великой Отечественной войны Борис, будучи призванным в армию, служил в зенитных частях, а после окончания военных действий продолжил срочную службу в Москве. Всякий раз, когда предоставлялась малейшая возможность, он уделял молитве, посещал богослужения, исповедовался, причащался. Он наотрез отказался вступать в комсомол, чем вызвал недовольство со стороны вышестоящего руководства, которое относилось к нему с подозрением и неприязнью.
Когда начальству стало известно, что Борис посещает храмы, на него обрушились гонения, начались мелочные придирки, посыпались замечания. Его даже выселили из казармы в помещение для лошадей, однако Борис спокойно, со смирением воспринимал подобное отношение. Тогда меры пресечения ужесточились. Ему даже устроили допрос с избиением, во время которого один спрашивал, а двое били.
Арест и тюремное заключение
Издевательства, основной целью которых было вынудить Бориса признать себя врагом Советской власти, продолжались на протяжении двух часов. В конце концов он воскликнул: «Что вы меня бьете, как евреи Христа?». Слова эти послужили основанием для ареста Бориса, в результате чего ему присудили 10 лет северных лагерей. Правда, есть и другие свидетельства: в родной деревне говорили, что Бориса арестовали за слова о газете «Правда»: «Правда, за 3 копейки».
Заключение Борис переносил мужественно, все более укрепляясь в вере, однако периодически впадал в уныние из-за того, что мечтал о монастыре, а попал в тюрьму. Господь поддерживал его в тяжких обстоятельствах.
Схиигумения Олимпиада
Духовной опорой в этих тяжелых обстояниях стала настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря, схиигумения Олимпиада. Она утешала его в письмах, исполненных сострадания и глубокой веры.
Пройдя через лагеря за свою твердую веру во Христа, она как нельзя лучше знала, как тяжело было молодому подвижнику. До самой кончины отец Филарет хранил некоторые из писем мудрой наставницы, называя ее «святым человеком». В настоящее время сестры обители готовят материалы к прославлению этой исповедницы.
«… Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» (Деян. 14,22) Матушка Олимпиада в письмах напоминала об этом, при этом спрашивала: «Что же ты хочешь в рай со всеми удобствами попасть?»
Как он ждал этих писем, к праздникам и в другие дни! И другие были утешения среди лагерных страданий. Однажды Борис решился не идти на работы в Рождество. Его вызвали к начальству, накричали, назначили наказание, но среди нескольких должностных лиц, бывших в кабинете, вдруг один посмотрел на заключенного с явным сочувствием.
Прошло время, наступила Пасха. Вдруг в Светлый праздник Бориса освобождают от работ, больше того, — выписывают муки, сливочного масла, яиц и сахара — чего никогда в лагере не было! Он понял, кто ему помог… И по сей день не может Филарет простить себе, что не поблагодарил как следует своего благодетеля. «Он пришел, а я как раз письмо мат. Олимпиады, поздравление к празднику, сижу, читаю. Он постоял и ушел…»
После заключения Борис вернулся в родное село с той же мечтой о монашестве.
Духовная наставница
В 1956 году, когда родители Бориса уже умерли, Господь даровал своему избраннику духовную мать. Ею стала просветленная Духом Святым монахиня Мария (Матвеева). Он искал в родных местах духовных людей, и ему указали на эту подвижницу. В измученном, истощенном бывшем солдате и зэке матушка увидела будущего священника, монаха, молитвенника.
Она обогрела, утешила его. Подолгу гостил он в ее домике, беседовал, молился с ней. Наверное, видя приезжавших к ней монахов из открывшейся в войну Глинской пустыни, общаясь с ними, он рвался туда. Но матушка благословила его продать дом и поступить в семинарию, а затем и в духовную академию в Ленинграде.
И, поступив туда, он очень томился, что так все непохоже на монастырь, порывался уйти. Но матушка не разрешала.
Однажды сказала ему: «Борис, а Борис! Какой я сон видела! Старичок приходил (видно, святитель Николай), смотрит на тебя и говорит мне: «Какой у тебя диякон сидит (именно так произнесла это слово матушка)! Когда ему дадут посох, я ему буду помогать!» Так матушка прикровенно говорила семинаристу о будущем святительском служении. Действительно, впоследствии ему усиленно предлагали архиерейский посох, но он не решился на это: счел себя немощным и недостойным и отказался.
Учеба в духовных школах
Во время учебы сокурсником Бориса был Николай Кириченко (будущий митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор). Задумываясь о будущем, Николай попросил друга посоветоваться с матугкой Марией, жениться ему или избрать монашеский путь? Без колебаний матушка заочно благословила его принимать монашество. Это подтверждают слова самого владыки.
В Глинской пустыни. Переезд в Грузию
Закончив Академию, Борис стал послушником, а затем и монахом Глинской пустыни. Дальнейшая его жизнь тесно связана со схиархимандритом Андроником (Лукашом), чьим учеником и келейником он был.
Глинскую пустынь вскоре опять закрыли, и вместе со своим наставником о. Филарет оказался в Грузии.
До последнего времени, несмотря на больные ноги и немощи, своейственные возрасту, отец Филарет продолжал служить в русском храме св. Иоанна Богослова в Тбилиси.
С большим уважением к отцу Филарету относились и священство, и Предстоятель Грузинской Церкви.
А уж какой поистине всенародной любовью был окружен старец со стороны любящих чад! Да и сам он любил их искренне, всем сердцем.
Духовный облик старца
Вот как рассказывает о старце Мария Сараджишвили: «Когда Варвара пришла в церковь в девяносто четвертом году, больше всех ей понравился отец Филарет. Улыбчивый, добродушный и веселый. Стала приглядываться к нему, стараясь усмотреть что-нибудь сверхъестественное, то самое, о чем все остальные прихожане говорили с придыханием, возводя глаза к потолку.
Одна служба, другая, третья – вроде ничего особенного. Мертвых не воскрешает и больных взмахом руки не исцеляет. Но сразу заметно: стоит человеку с улицы зайти в церковь, его как магнитом тянет к отцу Филарету. И каждого он выслушивает, не прерывает и на часы не смотрит, да у него и часов что-то не видно. И вот странность – всех своих знает по имени.
А этих «своих», по самым малым подсчетам, набегает довольно приличное число. Да еще и во время молебнов, помимо записок, если случайно взгляд упадет на кого-то из знакомых, тут же начинает перечислять всех его близких. Та же картина во время панихид повторяется.
Технические мозги Варвары и этому нашли обыденное объяснение. Память у человека феноменальная, вот и весь фокус.
Ну, а какой он в простом общении? На бумаге не передашь, как умилительно отец Филарет поет на грузинском с русским акцентом «Пресвятая Богородица спаси нас!» Или какое у него сияющее выражение лица, когда дает малышам приложиться к кресту, говоря: «Акоце» – «Поцелуй».
Как-то Варвара обратилась к нему с вопросом.
– Отец Филарет, одна моя знакомая очень унывает. Что делать?
– Пусть почаще повторяет «Христос воскресе!» У нас есть великая радость. Мы не имеем права унывать…
О благословениях стоит сказать особо. Отца Филарета после службы потому и осаждает толпа желающих получить благословение. Кому в дорогу, кому ребенка в школу, кому сложную житейскую ситуацию разрешить…
Через какое-то время пришли за Варварой в церковь подруги, хоть и помладше нее, но натурой очень на нее похожие. Потому и реакция у них на отца Филарета была схожая: «Вот к нему на исповедь пойду, а к вот тому, сердитому – ни в коем случае».
Сперва интерес к нему был совершенно потребительский.
В первую очередь интересовало, что он скажет на счет замужества. Но тут ждало девушек сильное разочарование. На подобные вопросы о будущем отец Филарет отмалчивается и на вопросы о каких-либо своих сверхъестественных способностях тем более говорить не желает ни под каким видом.
– Откуда вы такое берете? Одни греховные у меня способности и больше нет ничего.
Тем не менее через какое-то время отец Филарет уже знал во всех подробностях жизнь Дарьи и Кати».
Всенародная любовь к старцу
Многие духовные чада батюшки горячо любили его, не представляя свою жизнь без его молитв, без его советов, воодушевляясь его примером безропотного несения своего креста. И было за что: ласковый старец всего себя без остатка посвятил людям, каждому из приходящих отдавая частичку своего любвеобильного сердца.
Скольких людей он вымолил, скольких наставил на путь истинный, — Бог весть. Сам же старец никогда не упоминал о собственных заслугах, всегда славя Господа за Его нескончаемое милосердие.
Старец возле крыльца своего дома в Цихиздзарском пер. №25, где он прожил более 40 лет, благословляет икону св. муч.Анастасии Узорешительницы, преподнесенной ему духовным чадом Екатериной Кемкхадзе в 2012 году. Икона написана в память известной грузинской подвижницы Анастасии Седячей.
Болезнь и кончина старца
Отошел ко Господу старец 17 января 2017 года в больнице после продолжительной болезни, длившейся три недели. Все это время с ним рядом находился его бывший келейник, священник Георгий Папава.
Собратия усердно молились о здравии болящего, старца соборовали и причащали. По кончине служились панихиды, на одной из которых в день погребения присутствовал игумен Вениамин (Селиванов), который ненамного моложе почившего собрата.
В Грузинской Патриархии после длительного обсуждения было принято решение о погребении старца не на Грмагельском кладбище, а рядом с Иоанно-Богословским храмом, где он служил на протяжении ряда лет.
Погребение почившего старца состоялось в субботу,21 января 2017 года, после заупокойной литургии.
Заупокойную литургию и чин опевания в скорбный день 21 января по благословению Илии II (Шиолашвили) — Святейшего Патриарха-Католикоса Всея Грузии, возглавили викарные епископы: владыка Григорий (Кация), глубоко почитавший старца, и владыка Шио (Муджири).
Владыка Григорий вкратце рассказал о житии почившего, сугубо подчеркнув как особый дар Божий его высокое смирение и терпеливое перенесение скорбей, проявившиеся даже в последние дни во время тяжелой болезни.
В память вечную будет праведниик
Татиана Лазаренко
Фотографии предоставлены сайтом Fotopaterik.org, а также автором публикации
*****
Хочется рассказать про одного из последних Глинских старцев, архимандрита Филарета (Кудинова). Старца, чей жизненный путь окончился только недавно и который похоронен под стенами Иоанно-Богословской церкви города Тбилиси. На надгробии из белого мрамора надпись: «Узки врата, и тесен путь, ведущие в жизнь, и мало кто обретает его». Эти слова из Евангелия от Матфея целиком и полностью подходят ко всему жизненному пути отца Филарета. Старец всю жизнь шел узкими вратами, не ища лёгких путей, всю свою жизнь посвятив Христу.
Он родился, по уточнённым данным, 2 августа 1927 года в селе Перевоз Ржаксинского района Тамбовской области в благочестивой крестьянской семье. В годы Великой Отечественной войны в селе Перевоз в эвакуации жили монахини Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря. Они научили благочестивого отрока молитве, а общение с ними, рассказы о монастырской жизни зародили в нем желание стать монахом.
В годы войны, будучи призванным в армию, год воевал в зенитных войсках. Отбывая сверхсрочную в Москве, он при малейшей возможности посещал богослужения, исповедывался, причащался. Будущий старец наотрез отказался вступать в комсомол, чем вызвал недовольство со стороны начальства. Борис, так звали старца в миру, стал подвергаться гонениям, всевозможным придиркам, его даже выселили из казармы в помещение для лошадей, однако это не поколебало его желания посещать храм. Тогда батюшке устроили допрос с избиением, с целью заставить будущего старца оговорить себя, признать себя врагом Советской власти. Когда после двух часов избиения он воскликнул: «Что вы меня бьете, как иудеи Христа!?», его арестовали и присудили 10 лет северных лагерей, припомнив ему, как он говорил о газете «Правда»: «Правда за 3 копейки».
О. Филарета сослали далеко на север, долго перегоняли по разным лагерям, пока он не попал в город Нарьян-Мар Ненецкого округа. Там заключённых заставляли разгружать грунт для причалов, использовали на строительстве карьеров, на самой тяжёлой изнуряющей работе.
Заключение отец Филарет переносил мужественно, но переживал о том, что хотел попасть в монастырь, а попал в лагеря. Его в те годы очень поддерживала схиигуменья Олимпиада, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря. Сама пройдя тюрьмы и ссылку, она по опыту знала, как тяжело может быть в заключении. До самой кончины хранил старец ее письма, столь помогавшие ему в то нелегкое время, служившие таким утешением среди страданий.
Господь не оставлял своего избранника и там. О.Филарет в праздник Рождества не вышел на работу. Его вызвал к себе начальник лагеря, и, узнав, почему тот не работает, ответил ему: «И мы тоже христиане». После он прислал старцу тёплые вещи, перевел на более человеческую работу, а на Пасху на деньги отца Филарета выписал ему муки, масла, сахара, что было небывалым в лагере, и батюшка на праздник пёк себе блины.
Однажды батюшка сидел, читал письмо матушки Олимпиады, и тут пришел начальник, он молча посмотрел письмо, вернул его, постоял и ушел. До конца жизни старец не мог простить себе, что не поблагодарил как следует своего благодетеля.
По освобождении по амнистии отец Филарет вернулся в родное село. Он искал в родных местах духовных людей и ему указали на монахиню Марию (Матвееву). Матушка ослепла в пятилетнем возрасте, а позже, потеряв возможность ходить, 56 лет была прикована к постели, стяжав высокие духовные дары-дар молитвы, прозорливости, дар помощи ближним в то страшное, безбожное время. Матушка благословила молодого подвижника продать дом и поступить в семинарию, а затем в духовную академию в Ленинграде. Она же благословила его принять монашество.
Закончив академию, будущий старец стал послушником, а потом и монахом Богородице-Рождественской Глинской пустыни. Глинская пустынь была тогда полуразрушенной, храм помещался в больничном корпусе. Батюшка был на разных послушаниях, работал с утра до вечера не покладая рук, но сказались перенесенные им в ссылке невзгоды, голод, лишения, он тяжело заболел и переведен был на работу в канцелярию. Когда Глинскую пустынь в 1961 году опять закрыли, они вместе со своим наставником, схиархимандритом Андроником (Лукашем), приехали в Грузию.
Старец до самых последних дней служил в Тбилисском русском храме св. Иоанна Богослова.
Пережив столько страданий, отец Филарет остался верным сыном Господним, за все благодарящим Господа. Всю жизнь он сохранял обет нестяжательства, живя в простом маленьком домике на окраине Тбилиси, без удобств, ничего не имея. Все что приносили ему, раздавал нуждающимся. Всегда радостный, отец Филарет не давал унывать и своим многочисленным духовным чадам, молясь за каждого и сопереживая вместе с ними. О силе его молитвы знали многие, приходя к нему с разными скорбями и обязательно получая утешение.
Рассказывает Лали Ч.: «Мой отец 89 лет слег с инсультом, впал в кому. Врачи оказались бессильны и мы забрали его домой. Старец келейно помолился за него, и в тот самый момент, когда он молился, медсестра, сидевшая рядом с отцом, заметила, что у больного изменилось дыхание… В тот день отец, ранее дышащий с помощью аппарата, стал дышать сам. На второй день он приоткрыл глаза, а на третий сел, выдернув зонд, и с того дня стал постепенно поправляться. Врачи разводили руками-иначе как чудом это назвать было нельзя. Отцу во время выздоровления было явление Божьей Матери, наверное по молитвам отца Филарета. Он пришел к вере, очень изменился, стал тихим, кротким, стал причащаться, прожил ещё два с половиной года и, пережив отца Филарета на полтора года, по-христиански ушел.»
О чудесной прозорливости старца было известно многим, хотя он сам всегда тщательно скрывал этот дар.
Рассказывает Вероника К.: «Однажды пришла к старцу на исповедь, а у него длинная-предлинная очередь. Стою я в конце этой очереди, а сама после работы, очень уставшая, и думаю про себя: «Хотя бы батюшка увидел меня и позвал бы вперёд». В это самое время, как я это подумала, батюшка, который конечно не мог меня видеть из-за большого количества народа, выходит вперёд и зовёт : «Вероника руставская, подойди ко мне». Батюшка не мог знать, что я из Рустави, я ему никогда об этом не говорила, это ему открыл Господь, как и то, что его чадо после ночной смены не смогло бы выстоять громадную очередь, чтобы подойти к нему. И ведь такие большие очереди к старцу были каждый раз, когда он служил! Однажды я пыталась стать перед ним на колени, о чем-то прося, но он не дал мне этого сделать, сказав: “Встань, я человек грешный”».
Одна раба Божия, бывшая в положении, очень хотела причаститься, но хорошо подготовиться к таинству не получилось. И вот идёт она в церковь, а про себя все повторяет: «Только младенца ради…». Подошла она к отцу Филарету на исповедь, и говорит, что плохо подготовилась, а старец ей отвечает: «Нет, не надо тебе причащаться», — и в конце добавляет: «Только если младенца ради!».
Об удивительной прозорливости старца свидетельствует и такой случай: один прихожанин церкви раб Божий Иоанн заблудился в горах, и стоя над обрывом и видя себя в смертельной опасности, стал призывать батюшку на помощь, крича: «Отец Филарет, помоги!». С помощью Божьей он выкарабкался и нашел дорогу, которая вела к жилью. По приезде домой Иоанн увидел батюшку, который сказал: «Иоанн, что ты так кричал, меня звал!?».
Рассказывают, что одна женщина пришла в церковь освятить большую Почаевскую икону Божьей Матери. Икону она держала ликом к себе и отец Филарет ее видеть не мог, но как только она зашла в храм, сразу сказал: «Вот Почаевская Божья Матерь к нам пришла!».
Духовные чада старца говорили, что когда он служит молебен, то ангелы вместе с ним служат. Правда, молитва старца достигала небес, что я очень хорошо однажды почувствовала, попросив его помолиться за нашего друга, после аварии оставшегося без ноги и сильно бедствующего. Отец Филарет предложил помолиться вместе. Я встала рядом с ним, сидящим, на колени, и он стал произносить вслух слова молитвы. Казалось мне, что Господь тут, рядом, вместе с нами, слышит и обязательно поможет. Никогда ещё в молитве за ближнего мной так явственно не ощущалось Божьего присутствия!
Молитва старца имела особую силу, в чем ни раз убеждались его духовные чада. Рассказывает духовный сын батюшки Михаил А.: «Однажды пришла к батюшке женщина и со слезами на глазах сказала, что ей надо делать операцию, а денег совсем нет. Отец Филарет собрался служить молебен, но не успел он и начать, как пришла к нему другая женщина и принесла старцу 500 евро. Он тут же передал деньги болящей. На возражения дарительницы он ответил: “Ты мне эти деньги передала, значит они уже мои? Так я передаю их нуждающейся”».
Но как батюшка помогал при жизни своим чадам, так помогает и после смерти. Ирина Н. рассказывает: «У меня дважды были проблемы с близким человеком. Я молилась на могилке отца Филарета, и дважды в этот же день, в который я просила, все нормализовалось. Сначала я была поражена столь быстрой помощью старца, но потом уже не удивлялась и твердо верила, что старец и после смерти слышит и горячо просит заступничества у Господа за нас, немощных!».
Как не придёшь на могилку, даже зимой – не чувствуешь холода. Рядом с ней всегда лето. Удивляешься, отходишь от нее-холодно как обычно, а около могилки какое-то особое благодатное тепло разлито, так что и уходить не хочется! Полный Христовой любви старец как при жизни отогревал сердца всех приходящих к нему, так и после смерти согревает души и сердца всех, кто обращается к нему за помощью!
У моей мамы (автора статьи), после инсульта в который раз поднялась температура. Боясь очередного воспаления легких, я поехала на могилку отца Филарета. Было уже темно, но на могилку пройти было можно.
Помолившись, немного утешенная, я поехала домой. Температуры не было и больше она не поднималась, а мама, услышав что я была на могилке отца Филарета, сильно оживилась и обрадовалась, пожав мне руки, чего с ней давно уже не было.
Отец Филарет ушел из жизни 17 января 2017 года, в возрасте почти 90 лет, в один из последних святочных дней, после продолжительной болезни и был погребён, по благословению Патриарха всея Грузии Илии II, у стены храма, которому посвятил большую часть своей жизни. Проводить в последний путь дорогого батюшку приехали с разных уголков христианского мира его многочисленные духовные чада. Было ощущение потери близкого, дорогого человека даже у тех, кто при жизни не был его духовным сыном или дочерью, не общался со старцем постоянно. Рассказывали о его высоком смирении, терпеливом перенесении скорбей, проявившимся даже в последние дни, во время болезни…
Теперь на могилку дорогого батюшки приходят духовные чада, паломники, прихожане поклониться праху одного из последних Глинских старцев, человека, в котором удивительным образом сочетались ангельская кротость, Христово смирение, скромность и в то же время огненная вера и высочайшее мужество, огромная любовь к Богу и людям, вдохновляющего окружающих молитвой и подвигом жизни следовать его примеру, оставаться верным Христовым заповедям в любых ситуациях.
Ирина Крихели
Комментарии закрыты.