Зачем освящение воды совершается дважды?
Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в самый праздник.
Конечно, это делается в воспоминание Господня крещения. Но только ли? И почему же два раза? Наши мысли по обоим этим вопросам такие.
Неверно думают, что празднуемые события являются только простым воспоминанием их. Совсем не так! Это уже видно из того, что молящиеся смотрят на них реальнее, действеннее. И Церковь, насколько я знаю, при воспоминании их переживает самую суть их – благодать праздника.
И святой Иоанн Лествичник говорит, что в двунадесятые праздники Господь дарует молящимся особую благодать, в соответствии с празднуемым событием.
Особенно ясно это бывает в Крещение, когда действительно освящается вода и люди берут ее и употребляют как подлинную святость, а не только как простое воспоминание о крещении Господнем. Даже больше скажу: едва ли кто в эти моменты освящения вспоминает о нем. Наоборот, ждут самого освящения воды и потом с похвальным усердием спешат, можно сказать рвутся, чтобы взять ее в какой- либо сосуд. И ждут именно того самого момента, когда вода в кадке ли или на реке освятится погружением в нее Креста Господня. И в молитвах на освящение воды так и говорится, как увидим, о даровании ей «благодати». Разве это лишь воспоминание? – Никак нет!
Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется различно. Богослужение под Крещение, как и под Пасху, совершалось к вечеру дня, так что «разговлялись» уже к ночи. И Златоуст говорит, что в его время в полночь верующие брали освященную (или, как правильно они говорят, святую) воду. А на Пасху и мы служим в полночь, рано утром, ибо и Господь воскрес рано. И доныне в некоторых странах (например, в Чехии) уже вечером вкушают скоромное, в честь славного праздника.
Другое же истолкование объясняет это тем, что накануне Крещения (и вообще «больших» праздников) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода; на самый праздник крещеные могли уже с верными присутствовать на литургии и причащаться Святых Тайн.
Третье объяснение таково: прежде водосвятие совершалось лишь в Иерусалимской Церкви. Духовенство и народ выходили из храмов и шли на Иордан. Но потом этот обычай распространился на весь христианский мир. Говорят, что так было еще в IV и даже отчасти в V веке; так что было одно или два (накануне – для оглашенных) освящения.
Но у меня есть и четвертое объяснение. Как мы видим из богослужения, Крещение Господне имело целью двоякое освящение: человека и твари. Накануне, когда и стихиры уже пропели о крещении, и прочитали Евангелие о нем, и проч.; когда, следовательно, праздник церковно уже был совершен, совершалось освящение воды для людей, для нас. А на второй день, в самый праздник, совершалось уже освящение твари, потому и шли на реку, или колодезь, или даже на море, как у греков за границей.
К воде шел торжественный крестный ход… Это знаменовало открытие служения, или явление миру, Господа Иисуса Христа. Крестный ход выходит, когда еще не кончится литургия, а пред «Буди имя Господне»; это же поется по возвращении крестного хода в храм. Таким образом, освящение воды вводится в самую литургию, как часть ее. И на пути окропляется природа. Потом ею освящается и дом, и служебные постройки, и дворовая скотина, и даже все «скаредные» (нечистые) места: все благословляется благодатью Святого Духа и изгоняется враг.
Про самый порядок освящения воды писать здесь нет нужды. Обратим внимание на слова молитв: о чем мы молимся.
При самом начале крестного хода поем: Глас Господень, то есть Предтеча Иоанн, вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа – явльшагося Христа… Следовательно, это не одно простое воспоминание, а призыв к нам Церкви в получении благодати Божией, как главной цели пришествия Христа.
А во втором тропаре прямо говорится об освящении твари: Днесь вод освящается естество. В третьем поем о грехах наших, которые явились причиною расстройства и в человеке, и в природе. И в четвертом говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься, зрак рабий приим; потому что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: освяти мене и воды, Спасе, то есть человека и тварь – очищающей благодатию Святого Духа. Поют громко: образуя голос Предтечи Проповедника.
Перейдем к великой ектений, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды… Они поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает:
– О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа,
– О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу, – как было и при крещении Христа;
– О еже дароватися им благодати избавления… наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святительДимитрий Ростовский.Прод.в коммента
Комментарии закрыты.