Мы в ответе за тех, кого приручили
Можно ли молиться за животных?
На вопрос об этом преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф ответил следующим образом
Молитва о животных,как бы мы их ни любили, в Церкви не практикуется
В Книге пророка Иоиля читаем: «Даже и животные на поле взывают к Тебе…» (1:20). Следовательно, если Бог воспринимает их молитвы, значит они Ему не безразличны. Последнюю мысль, кстати, можно подтвердить многими цитатами из Священного Писания, свидетельствующими о промышлении Бога о всех созданных Им тварях, а не только о человеке, который, в отличие от прочих животных, является образом и подобием Божиим. Самое яркое тому подтверждение – 103-й псалом святого царя и пророка Давида. В нем поэтично повествуется о сотворении Богом мира и промышлении о нем. Чаще всего домашние животные – наши помощники: они охраняют нас и наше имущество (например, собака), облегчают наш быт (например, лошадь), дают нам продукты питания (например, корова), и потому вполне естественно, что мы можем просить Бога о том, чтобы Он даровал им здоровье в случае болезни. Но при этом мы не совершаем о них особых молитв в храме, за общественным богослужением, а также не молимся об их упокоении.
В Православной Церкви главная молитва о людях совершается во время Проскомидии, когда священник вынимает из просфор частички о здравии или упокоении православных христиан. В конце Литургии эти частички погружаются в Кровь Христа, при этом священник просит Бога «омыть грехи зде поминавшихся». Таким образом, основная суть молитв – это обращение к Богу, чтобы Он простил грехи человека, будь то живой член Церкви или усопший, ведь грех – главная преграда, отделяющая нас от Творца и не дающая нам возможности соединиться с Ним. Животные же от Бога никогда не отпадали, но, по слову святого апостола Павла, и сами стали жертвой грехопадения человека, в результате которого «покорились суете и тлению» (см. Рим. 8:20–21).
Однако если о бессмертии человека и о том, каким, собственно, это бессмертие будет, в Священном Писании говорится, то о вечной жизни животных не сказано ни слова. Современный богослов размышляет так: «Раз любовь бессмертна, то и любовь, в том числе между человеком и животным, – тоже. Как, что, где, сколько этого бессмертия есть и будет – понятия не имею». А потому молитва о животных, какими бы близкими они нам ни были и как бы мы их ни любили, в Церкви не практикуется.
Однако есть и другие мнения
Так, иногда на иконах мы встречаем изображения святых угодников Божиих с животными. К примеру, блаженная Иулиания Норвичская, первая женщина-писательница в истории английской литературы и одна из немногих подвижниц, изображается с котами.
Строгие ревнители благочестия могут возразить, что блаженная Церковью не прославлена, и вообще она католичка.
Но вот путешествуя по Америке, мы неоднократно встречали иконы святой Милдред, глубоко почитаемой Зарубежной Церковью, на которых она изображена с оленем. Значит, все-таки Церковь не так категорична…
«Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12,10.)
На вопрос о том, будут ли звери в раю, заданный знакомому священнику, он ответил: «Какой же рай без зверей?» Действительно, зверье веселит сердце человека. Глядя на любую тварь Божию, так и хочется прославить Бога и умилиться сердцем. В истории Ветхого и Нового завета, а также в жизни христианских подвижников и святых описанно множество случаев сотрудничества и дружбы животных со святыми. В зимнюю Вифлеемскую ночь новорожденного Богомладенца согревали дыханием ослики и волы. Львы отказывались убивать первых христиан и принимали с ними мученическую смерть за веру. Звери согревали святых, кормили, приносили Божью весть. Читая жития святых, почти всегда сталкиваешься с тёплым отношением святого к своему коту, собакам, птицам. У святых практически всегда возникали особые отношения с животным миром, Приведем примеры.
У святых особые отношения с животным миром
1 Преподобный Герасим Иорданский
Однажды преподобный Герасим шел по пустыне и встретил льва, который занозил лапу. Старец вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел и дал льву имя — Иордан. Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Когда Иордана отвели на могилу, он горестно заревел, начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.
2. Священномученик Власий
К Власию в слезах обратилась одна бедная вдова, у которой волк унес поросенка – единственное ее достояние. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен…». И, действительно, случилось чудо: волк прибежал обратно и принес свою добычу невредимой.
Агриколай встретил епископа льстивыми словами, называя его другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Спокойствие, достоинство и непоколебимость веры Власия привели Агриколая в ярость. Он приказал жестоко избить старца и бросить в темницу. Ночью святого Власия навестила бедная вдова, которой по его молитве волк вернул поросенка, и принесла святому Власию пищу для подкрепления сил. Во многих источниках указывается, что вдова заколола возвращенного ей волком поросенка и приготовила вкусное блюдо из свинины и овощей со своего огорода. Власий с благодарностью принял дар бедной вдовы и пообещал ей, что она больше никогда не будет в нужде, так как отдала последнее и самое дорогое, что у нее было.
3 Преподобный Давид Гареджийский
Блаженный Давид избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой, св. Давид с верным учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую. Спустя некоторое время его ученик стал унывать из-за недостатка воды и пищи. Преподобный Давид сказал: «Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19)». В это время при словах Давида вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Осенив полный молока сосуд знамением креста Господня, Давид обратил молоко в свежий сыр. Через некоторое время в эту пустыню пришли охотники. Преследуя оленей, они оказались в пещере святых. Когда охотники увидели оленей кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который, по обыкновению, доил их, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: «Угодниче Божий! Какое дивное чудо!». Св. Давид отвечал им: «Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи. Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших».
4 Прп.Серафим Саровский
Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: «Батюшка! Смерть моя!”. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Старец Серафим подошёл к монахине и сказал: «Не ужасайся, не пугайся!» И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно. Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: «Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (так он всегда, по своему смирению, себя называл) медведь служит.
5. Преподобный Сергий Радонежский
Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца. По преданию потомки того медведя до сих пор приходят раз в год к месту, где святой кормил их предка и три раза кланяются ему.
6. Прп. Герман Аляскинский
В детстве его исцелила Пресвятая Дева, ион всю оставшуюся жизнь посвятил Богу
Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. «Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».
Пустынный Еловый остров, место своего жительства в Америке, назвал он Новым Валаамом.
Удивительный подвижник жил в полной гармонии с окружающим миром. Сушеною рыбою кормил отец Герман птиц, и они во множестве обитали около его келий. Под келией у него жили горностаи. Со смертью старца и птицы, и звери удалились, однако в день кончины подвижника (и мы это наблюдали собственными глазами) во время Божестенной литургии на Кадьяк слетаются птицы, называемые там herman и поют вплоть до окончания евхаристичекого канона. Затем они взмывают в небо и улетают. До следующей годовщины.
7. Прп. Амфилохий Почаевский
Гонимый от властей игумен Иосиф (в схиме Амфилохий) Почаевский, увлекался разведением голубей. В 60-е гг XX в., когда милиция запретила ему молиться дома, он стал совершать вычитки на голубятне, куда болящие взбирались по небольшой лесенке.
Еще не прославленные Церковью подвижники благочестия также очень любили животных. Приведем всего лишь один пример
Отец Николай Гурьянов и кот Липа
Однажды батюшка рассказал одному из своих гостей занимательную, но одновременно и поучительную историю. О том, как покаялся кот Липа. Кот тогда был еще совсем молодым, падким на шалости и, конечно же, до охоты. Пташек во двор залетало много. Липа как-то изловчился и поймал одну прямо на лету. Долго раздумывать не стал: съел — и дело с концом. Батюшка к происшедшему отнесся серьезно, обстоятельно разъяснил провинившемуся животному, в чем его неправота, и наказал наперед больше так не поступать. Кот жмурился, виновато кивал головой, словно прощения просил, — каялся. К слову сказать, нелицемерно: с тех пор ни одной пташки Божией Липа не обидел — рыбкой обходился. И более того, когда некая доверчивая пенка свила во дворе гнездо, да так низко, что вызывала соблазн у соседских котов, Липа самоотверженно встал на защиту и ее самой, и потомства. В обиду новых соседей не дал. Такое достойное похвалы послушание! Вот вам и бессловесная тварь! После смерти отца Николая местные жители неоднократно замечали, что голуби вдруг покидали свое насиженное место во дворике, слетались к могиле старца и ходили вокруг нее. Там же, у места упокоения своего хозяина, часами неподвижно сидел кот Липа; его уносили домой, но он возвращался. Многие видели, что кот плакал»
Наверное, на вопрос, поставленный нами вначале, однозначно ответить трудно. Но относиться к «братьям меньшим» с заботой — наш долг. Ведь, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, мы в ответе за тех, кого приручили.
ВашаТатитана Лазаренко
Комментарии закрыты.