Православный календарь на 5 апреля 2020 года
Неделя 5-я Великого поста. Постный календарь. Глас 1-й
Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста); прмч. Ни́кона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его (251).
Прп. Ни́кона, игумена Киево-Печерского (1088); мчч. Фили́та, Ли́дии, жены его, Македо́на, Феопре́пия (Боголе́па), Крони́да и Амфило́хия (117–138); мч. Васи́лия Мангазейского (1600).
Сщмч. Константина Снятиновского, пресвитера (1918); сщмч. Мака́рия Квиткина, пресвитера (1931); сщмч. Стефа́на Преображенского, пресвитера (после 1937); сщмч. Васи́лия Коклина, пресвитера, прмч. Илии́ (Вятлина), иеромонаха, прмцц. Анастаси́и Бобковой и Варва́ры Конкиной, послушниц, мч. Алекси́я Скоробогатова (1938); исп. Се́ргия (Сребрянского), архимандрита (1948).
Священное Писание
Евр. 9:11–14 (зач. 321). Мк. 10:32–45 (зач. 47).
Преподобная Мария Египетская
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Епископ Никон со учениками
Преподобномученик Никон жил в третьем веке. Он родился в Неаполе, его отец был язычником, а мать – христианкой. Возмужав, Никон оставался язычником. Он служил воином, отличался необычайной храбростью и силой. Однажды Никон со своим отрядом был окружен врагами. В смертельной опасности он вспомнил христианские наставления матери. Осенив себя крестным знамением он помолился Богу и пообещал в случае спасения креститься. Никон избежал неминуемой смерти и не забыл своей клятвы. Кругом шли гонения на христиан и непросто было найти священника чтобы креститься. По преданию ангел Божий направил воина к горе Ганос, на побережье Мраморного моря, где скрывалось много иноков. Там Никон крестился и принял монашество. Он быстро стал примером для всей братии. Через некоторое время Никона посвятили в сан епископа. Прежний настоятель обители вскоре скончался. Перед смертью он попросил всех монахов переселиться в Сицилию из-за угрозы нашествия варваров. Сто девяносто иноков вместе с Никоном прибыли в Неаполь. Там к нему пришли девять его бывших соратников. Они беседовали с епископом, уверовали и крестились. Много лет братия мирно жила в основанном Никоном монастыре. Но когда опять начались гонения на христиан, монахи и их епископ Никон были казнены.
Мученик Филит и пострадавшие с ним
Преподобный Никон, игумен Киево-Печерский
Преподобный Никон жил в одиннадцатом веке. Он был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители. По сложившейся в монастыре Никон совершал монашеский постриг над всеми новыми иноками. Однажды он постриг в монашество двух княжеских любимцев, Варлаама и Ефрема, позже прославленных русских святых. Несмотря на то, что это было добровольное и искреннее желание придворных, князь Изяслав разгневался на Никона. Тогда все иноки обители во главе с игуменом заявили, что покинут монастырь, если с Никоном что-то случится. Изяслава и братию примирила княгиня, насельники вернулись в свои пещеры. Но через несколько лет Никон все-таки оставил Киев. Он спустился вниз по Днепру, к Черному морю, а потом ушел на полуостров Тьмутаракань, так тогда назывался современный Таманский полуостров. Там старец основал монастырь и построил церковь во имя Пресвятой Богородицы. Никон еще несколько раз возвращался в Киев. Перед своей смертью он десять лет был игуменом Киево-Печерского монастыря. Нестор Летописец, младший современник преподобного Никона, называет его «умудренным» и «великим», и говорит о нем, как о признанном лидере русского монашества того времени.
Святой мученик Василий Мангазейский
Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, стал первым святым, прославленным на Сибирской земле. Василий жил в шестнадцатом веке, в Ярославле. Он был управляющим у богатого купца и возил товар в Мангазею – первый русский город в заполярной Сибири. Василий отличался честностью и набожностью. Однажды, пока он молился на пасхальной заутрене в храме, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу, но он не оставил храм до конца службы. Разгневанный купец обвинил Василия в соучастии и отвел к воеводе. Вместе они избили юношу так, что он скончался. Это случилось в тысяча шестьсот втором году. После смерти юноши по молитвам к нему стали происходить чудеса. Святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, матерям, молитвенно просившим святого об исцелении их детей. С середины семнадцатого века почитание Мангазейского чудотворца распространилось по всему краю, а коренные народы Севера стали считать его небесным покровителем охотников-промысловиков.
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
Преподобноисповедник Сергий, в миру – Митрофан Сребрянский, родился в тысяча восемьсот семидесятом году, в Воронежской губернии. Под влиянием общественных настроений Митрофан поступил в Варшавский ветеринарный институт, некоторое время разделял взгляды народников. Но там же, в чужом краю усилилась его тяга к Церкви. Он женился и вскоре принял сан. Отец Митрофан стал священником орловского драгунского полка, и вместе с частью прошёл Русско-Японскую войну. Его дневник печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. В тысяча девятьсот восьмом году священник стал участником конкурса проектов на устройство Марфо-Мариинской обители. Именно его вариант и был принят великой княгине Елизаветой Федоровной. А самого Сребрянского пригласили в обитель духовником и настоятелем храма. После революции отец Митрофан и его супруга по обоюдному согласию приняли монашество. Архимандрит Сергий Сребрянский пережил при новой власти несколько арестов и ссылок. Шестидесятилетний монах трудился сплавщиком леса, корчевал пни на лесозаготовках. Он писал из ссылки: «Чувствуется присутствие Господа Творца, и хочется без конца молиться Ему и благодарить Его за все дары, за все, что Он нам посылает в жизни, молиться без конца…». Скончался преподобноисповедник Сергий в сорок восьмом году. До конца жизни он служил духовной опорой сотням приходивших к нему верующих.
Комментарии закрыты.