- 19.05.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: ВераСловоТворчество
Путями скорби и любви». Поэт Александр Солодовников
В России в ХХ веке происходило явление, которое всего уместнее определить как процесс богоборчества, процесс отпадения от духовных святынь Христианства. И сегодня мы зримо наблюдаем результаты этого процесса. Процесс богоборчества в России в ХХ веке неотделим от разгрома и истребления великой русской христианской культуры. Начавшись с уничтожения храмов, убийств и арестов священников, этот процесс вполне естественно подошел к запрету самого слова Бог в литературе. Как реакция на этот запрет, с началом гонений на Церковь, сразу же возник и христианский самиздат, который существовал во все годы гонений. Возник, следует отметить, задолго до возникновения политического самиздата, рождение или скорее возрождение которого принято связывать с либеральными веяниями хрущевской «оттепели». Стихи Александра Солодовникова, с легкой руки друга и наставника поэта, профессора-химика и оригинального русского богослова Николая Евграфовича Пестова, попали в христианский самиздат еще в 60-е годы, сразу же сделав имя поэта известным среди православных. Лишь спустя 15 лет после смерти Александра Солодовникова стало приходить к широкому читателю творчество поэта: в 1996 году во втором выпуске церковного журнала «Кормчий» был опубликован один из вариантов его сборника «Слава Богу за всё!» Сегодня как никогда именно такая поэзия нужна погрязшей в забвении Бога России. Трагически, но, впрочем, достаточно обыденно для россиянина, живущего в ХХ веке, складывался жизненный путь поэта.
Родился он 12 июня (по старому стилю) 1893 года, в один день с Пушкиным, в семье преподавателя правоведения. Мать происходила из рода заводчиков Абрикосовых. Ее дед был владельцем кондитерской фабрики (ныне фабрика им. Бабаева). Поэт закончил Московский Коммерческий Институт, учился на юрфаке МГУ, работал над диссертацией. Всё перечеркнули война и революция. Как вольноопределяющийся вместе со своим военным училищем поэт оказался в Киеве, где его и застала революция. В Москву он вернулся только в конце 1918 года. В Киеве, по одним сведениям, не поддавался на уговоры ни одной из сторон, и в боевых действиях начинавшейся гражданской войны участия не принимал. По другим ― повоевал у белых, что в дальнейшем не афишировал, как скажем и М. Булгаков. Если же говорить о духовной трансформации Александра Солодовникова в это время, то скажем в 10-е гг. это франт, аристократ, ловелас, любимец женщин, человек, ходивший со стэком (так было кстати и в конце его жизни), завзятый театрал, сам игравший как любитель в театре. Если бы не революция, ему светило бы абсолютное благополучие и адвокатура. В 18-м году, вернувшись из Киева в Москву, он работает над своей кандидатской диссертацией по юриспруденции. Видимо, он просто еще ничего не понял, не осознал, что права и закон в России приказали долго жить. Хотя возможно это была реакция на окружающее сумасшествие («каждый должен возделывать свой сад»). В 10‒20-е годы он писал весьма недурные стихи, но такие стихи писали многие. И он вполне мог бы повторить путь Зенкевича, Георгия Шенгели, Георгия Чулкова или Мариэтты Шагинян, которая начинала с неплохой философской лирики, а кончила книжками о Ленине. Но примерно в возрасте Христа в он был арестован и около двух лет провёл в тюрьме (на Лубянке и в Саратовском централе). Это переживание открыло ему глаза и обратило в истинного христианина в жизни, в творчестве же путь его поворотился к духовной поэзии. В 1919 году на свет Божий явился новый человек: «Но сквозь утраты и печали растет духовный человек…» Он и стал таким духовным человеком. Так что дальнейший путь скорбей, концлагерь и жизненные потери явились естественным продолжением 1919 года. И как поэт он продолжал эту линию становления как духовного поэта. Солодовников стал глубже и сильнее веровать в лагере, как он сам позже говорил, но это его преображение началась с ареста 19-го года. В период первого ареста им было написано около 40 замечательных стихотворений, частью вошедших в «Тюремный цикл», в том числе и знаменитая «Решётка», и «Молитва». Солодовников был человеком христианского возрождения, но жить и творить ему пришлось в те достаточно мрачные времена, «новое средневековье», а исповедание Христа было делом предосудительным и подсудным. Учитывая к тому же, что взглядов своих он особенно не скрывал, в 30-е годы не сесть он не мог. В 1939 году его арестовали по обвинению в связях с заграницей: в Канаде в это время жила его сестра Анна (оперная певица). Семилетний срок он отбыл на Колыме, там же, в местечке Сеймчан, остался на поселении, где работал в детском саду.
Вернувшись в Москву уже после реабилитации, в апреле 1956 года, собрал свои стихи в несколько машинописных сборников ― наиболее известны «Слава Богу за все!» и «Дорога жизни». Писал и церковно-археологическую прозу, в частности посвященную Московскому некрополю и людям святой подвижнической жизни, погребенным на московских кладбищах. Умер в преклонном возрасте, 16 ноября 1974 года, оплакиваемый всеми, кто его знал и любил. А таковых было немало. Погребен на Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущаго. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118, 71). Не случайно именно эти слова из Священного Писания поставил Александр Александрович в качестве эпиграфа к одному из самых своих замечательных поэтических циклов «Тюрьма». Путь христианина на Земле ― страдания и скорби; но в России ХХ века — это еще и путь со-распятия со Христом. Всем своим творчеством утверждает поэт приоритет высших, духовных ценностей над временными и земными. Лучшие черты, которые всегда были свойственны русскому национальному характеру: духовное смирение, богобоязненность, незлобивость, незлопамятливость, нестяжание материальное и стяжание Духа Святого были воспеты поэтом, который сам прошёл через горнило страданий, но не сломался, не озлобился и не изменил Христу. Краеугольный камень поэзии Александра Солодовникова ― это христианское смирение. Недаром писал он в одном из своих замечательных стихотворений 30-х годов:
Из рук Твоих любую муку
Покорно, Господи, приму.
С ребенком смертную разлуку,
Темницу, горькую суму.
И, если лягу без движенья,
Когда я буду слеп и стар,
Сподоби даже те мученья
Принять, как благодатный дар.
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведешь на свет и радость
Путями скорби и любви.
Конечно, Александр Солодовников не просто поэт, а поэт-духовидец, один из вестников Царства Божия. Потому что оно созидается все время, в душе каждого из нас. Именно поэтому поэзия его не устаревает.
Не думай, что Божье творенье застыло
На том, что мы видим, на том, что мы знаем.
Неистощима Отчая сила,
Живем мы над зыбким, изменчивым краем.
Человек, как созданье, не завершён,
Бессмертной душою он в рост устремлён,
И должен дозреть до положенной меры
Перед вступлением в новую эру.
Несмотря на весь трагизм жизни поэта, поэзии его свойственна высокая просветленность духа, отмеченность благодатью Божией; вся она утверждает победу Жизни Вечной над Смертью, воистину напоена радостью пасхальной. Из цикла Pro domo sua — «за свой (собственный) дом» в смысле «в защиту своих личных интересов», «для себя», «к самому себе» (лат. выражение из речи Цицерона, в которой он говорит о себе самом). Это своего рода поэтическое завещание Мастера.
1
Не философствуя, не споря,
Мудрёных книжек не читать,
Но возле берега стоять
Святоотеческого моря,
Отцов впивая благодать.
2
В книжных соблазнах, вверяясь мечте,
Не покидай простоты во Христе,
Не доносись головою до звёзд,
Будь только сердцем смиренен и прост.
3
О новой музыке (Родион Щедрин и др.)
Pyphagorei perturbations animi lirae componebat (лат. ― пифагорейцы волнения души успокаивали лирой).
Мы ― не потомки Пифагора,
Мы судорог своей души
И внутреннего раздора
Не в силах лирой утишить.
Да и не хочет наша лира
Лить мир на систопляску мiра.
4
Всякий возраст ― приобретение,
Всегда человеку впрок.
Старость — учит смирению.
Вот её главный урок.
5
Как вовремя пришёл Христос!
Ходил пешком по древней пыли,
Не самолёт Его принёс,
Он не сидел в автомобиле.
Цивилизация лежит
Как роковая перспектива,
И человечеству грозит
Её убийственное диво.
6
Если не можешь активно любить,
То постарайся людей не сердить,
Не потревожить, не огорчить,
Не перервать напряжённую нить.
7
Троицын день
Над миром нашего бесчинства
И бесполезной суеты
Мы видим образ Триединства
Непобедимой красоты.
Миг жизни человека краток,
Но человек и в этот срок
В своей душе святой остаток
Богосыновства уберег.
*******
Белая веточка яблони
В чаше небес голубой,
Божье художество явлено
Тихой твоей красотой.
Тысячи лет было б мало мне
Налюбоваться тобой
Белая веточка яблони
В чаше небес голубой.
Пчелы в бутонах расправленных
Реют с органной хвалой
Над бело-розовой яблоней
В чаше небес голубой.
Тайных молитв не ослаблю я
Молятся вместе со мной
Белые веточки яблони
В чаше небес голубой.
Славься, Художник прославленный!
Славься моею душой,
Белыми ветками яблони
В чаше небес голубой!
«Александр Александрович Солодовников родился в 1893 году.
Был правнуком А. И. Абрикосова, владельца кондитерской фабрики в Москве (сейчас – фабрика имени Бабаева).
Имел трёх братьев и сестру Анну, ставшую известной оперной певицей. Девятнадцати лет от роду с золотой медалью окончил Императорскую Московскую Практическую Академию Коммерческих Наук и поступил на юридический факультет
Московского Университета; окончил его в 1916 г.» Писал стихи.
Уголочки губ насмешливых
Шоколадом чуть измараны.
Как ни важничайте в кресле вы,
Не обманете, сударыня.
Все открыл разоблачитель шоколад –
Вам семнадцать лет и страшно тянет в сад.
Ах, невольно вашей бабушке
Отвечаю попугаем я.
Побежать бы с вами взапуски,
Поглупев неузнаваемо.
Что вы смотрите на кончик ваших туфель.
Голос бабушки: «Вы, батюшка, не глухи ль?»
Нет, довольно. Не могу и не хочу
Подражать опять ученому грачу.
Вот возьму да поцелую я и внучке
Майским воздухом надушенные ручки.
Режьте, бабушка, мне голову – увы.
Я и так у Вас сижу без головы.
В 1914 –15 год работал братом милосердия.
В 1917 год проходил военную службу в Киеве, в артиллерийском училище.
В 1918 год Александра призывают в Красную Армию и назначают «помощником начальника отделения вспомогательных средств при интендантском крепоскладе» в Москве.
В сентябре 1919 года он впервые арестован (по ложному обвинению: «участие в контрреволюционной организации») и помещен в Бутырскую тюрьму, провел там более 6 месяцев.
В январе 1921 год — снова арестован и сослан в лагерь под Саратовом.
За дверью кашляет тюремщик,
А за окном вздыхает май.
И переполнил звездный жемчуг
Тайницу неба через край.
Взволнованный весенний шорох.
Минуты – заостренней стрел.
А рядом – спутавшийся ворох
Обезразличившихся тел.
Огромный ключ тюрьмы холодной
И плесень кельи гробовой.
А я – безудержно свободный
И нестареюще живой.
Через 6 месяцев освобожден. Возвращается в Москву.
В 1922 году он – бухгалтер в «ЮЖРУСТО». Член Всероссийского Союза Поэтов при Наркомпросе. До октября 1938 год — работает бухгалтером, экономистом финотдела, юрисконсультом, руководителем финансового сектора.
Жена Солодовникова Нина в 1917 году получила диплом учителя французского языка, училась балету и на историко-филологическом факультете МГУ. В 1920 году -она балерина.
Зимой 1927 года умер от воспаления легких их 3-месячный сын Сережа: в этот голодный год квартиры не отапливались.
В марте 1934 года дочь Солодовникова Марина заболела скарлатиной.
В инфекционной больнице ее по недосмотру положили в палату с больными дифтерией, и, заразившись, она умерла неполных девяти лет. Больше детей они не имели.
В 1938 году Александр арестован по обвинению в шпионаже в пользу германской разведки и 6 месяцев проводит в тюрьме. В марте 1939 оправдан судом и освобожден.
НА ЭТАПЕ ( 1938 год.)
Вместе – инок, вор и я
Заперты в вагон.
Нас ведёт История
Под крутой уклон.
Едет вор с усмешкою,
Для него везде
Есть навар, не мeшкая,
На чужой беде.
Поддевает: «Нытики,
Плясовую жарь!»
И у старца вытянул
Из мешка сухарь.
Инок, бед не меряя,
Забывая боль,
В мировой мистерии
Исполняет роль.
Как при электролизе,
Человечий род
К двум различным полюсам,
Разделясь, идёт.
Всё под солнцем сдвинуто,
Спутаны места.
Благо тем, кто с иноком
Держится Христа.
В сентябре 1939 г. вновь арестован по тому же делу и заключен в «Матросскую тишину». Четыре месяца жена ничего не знает о его судьбе.
Это о таких матерях и жёнах пишет Анна Андреевна Ахматова в своём поэтическом произведение «Реквием»:
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом): — А это вы можете описать?
И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
В 1939 году Солодовникова приговаривают к 6 годам лагерей и отправляют на Колыму, в молибденовые (по другим сведениям – оловянные) рудники.
Почти все заключенные там погибали. Из-за холода, тяжести труда, голода и радиоактивности руды (вероятно, – урановые примеси). Солодовников выжил.
«Тут невероятная история. То, что бывает в «плохих» романах и в жизни. Вблизи лагеря потерпел катастрофу небольшой самолет.
Летчик был тяжело ранен, и его положили в лагерную больницу. Солодовникова направили ухаживать за ним. Летчик же получал хороший паек и делился им с Александром Александровичем весь долгий период, пока поправлялся».
Освобожден в 1946 году — по приговору ему полагается еще 10 лет «поселения» – в поселке Сеймчан Магаданской области.
Работает музыкальным руководителем в детском саду, играет в спектаклях дома культуры.
В 1956 году реабилитирован и вернулся в Москву.Там его встретила жена, и до конца его дней они дружно жили в небольшой комнате на Гоголевском бульваре.
Ему назначили пенсию. Но он, как и в Сеймчане, работает музыкальным руководителем в детских садах; на Новый Год выступает в роли Деда Мороза, дети очень его любят. В этот период он составляет машинописные сборники своих стихов, главные – «Дорога жизни» (1965) и «Слава Богу за все» (1971).
Он прихожанин храма Ильи Обыденного, что недалеко от взорванного храма Христа Спасителя.
Солодовников автор нескольких работ по истории Москвы: в частности, об Архангельском соборе и о Донском монастыре, а также рассказов и воспоминаний о младшем брате Николае.
С юности Солодовников писал не только стихи, но и музыку к ним, исполнял их под фортепиано, у него был красивый голос. Написал несколько пьес для рождественских спектаклей.
Названия некоторых: «Сон в кукольной лавке», «Джон – веселое сердце»,»Пенаты или похвала бабушкам, или духи дома». Спектакли ставились с 1922 по 1934 год.
После смерти дочери Марины спектакли не ставились.
Умер Александр Солодовников 16 ноября 1974 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Нина Станиславовна пережила его на полтора года.
***
…Среди погашенных лампад,
не спят святители, не спят.
Они целители святые
Души смутившейся России,
Они — завет, они — залог,
Что наш народ не изнемог
И если хочешь укрепиться
У родника духовных сил
Приди, чтоб тайно помолиться
Перед святыней их могил.
***
Ценители ввели Рублева
В ряд великанов мировых.
Но инок тот глядит сурово
На почитателей своих.
Его непонятое слово
Неуяснимо для глухих.
Александр Солодовников
Источник: Евгений Данилов
Комментарии закрыты.