- 20.05.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: Видеожития святыхПресвятая Богородица
Православный календарь на 20 мая 2020 года
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303).
Прп. Нила Сорского (1508); прпп. Ианна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского (Кахетинского), Антония Марткопского, столпника, Давида Гареджийского, Зенона (Зинона) Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе́ (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио (Симеона) Мгвимского (VI) (Груз.); обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815); Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Икон Божией Матери: Любечская (XI); Жировицкая (1470).
Священное Писание
Деян. 13:13-24. Ин. 6:5-14
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций[1], который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия[2]. Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу[3] на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш[4], достигало до самой горы Елеонской[5], отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, – оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, – все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии – и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.
Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении Креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения Креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл[6] известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен[7] свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого Креста[8], весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную Крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому Кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться «Знамение Сына человеческого» (Мф.24:30), Крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (Лк.23:40-43), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (Мф.25:33-34). Аминь.
Примечания
[1] Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.
[2] Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, – всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.
[3] По нашему счету около 9 часов утра. – Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.
[4] Голгофа находилась ранее вне Иерусалима (Мф.27:32-33, Ин.19:17,41; Евр.13:12); лежит на северо-западной стороне св. города. Свое название (Голгофа с еврейского – череп, лобное место (Лк.13:33), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданно здесь был погребен Адам.
[5] Гора Елеонская и Масличная – горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (Иез.11:23), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (Ин.8:1, 18:2). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою (Мф.21:30-50; Лк.14:26-46, 22,39) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим (Мф.21:21; Лк.14:29). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (Деян.1:12). B IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.
[6] Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.
[7] Созомен – церковный историк V в. Его «Церковная история» обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. – Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей «Церковной истории», в главе 5.
[8] Явление Креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена – господство арианства. Ровно 10 лет (по 361 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361–363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364–378 г.).
Прп. Нил Сорский
Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на Святой Горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни.
После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси – скитский, по образу Афонских скитов.
Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания.
Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество.
Преподобный Нил мирно скончался 7 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей.
Святой мученик Акакий
Святой мученик Акакий жил в третьем веке, в Каппадокии, области в Малой Азии. Он был центурионом и командовал сотней в полку военачальника Фирма. Когда по приказу императора Максимиана началось гонение на христиан. Фирм стал поочередно допрашивать своих воинов о вере. Акакий твердо и открыто исповедал себя христианином. Видя непреклонность сотника, Фирм отправил его на суд. Христианина пытали, затем заковали и отправили с другими узниками в Византию. Стража была немилосердна к заключенным. Все изнемогали на пути от ран, оков, голода и жажды. Когда колонна остановились на ночлег, Акакий вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время его молитвы вдруг раздался голос с неба: “Мужайся, Акакий, и крепись!”. Услышали эти слова и другие заключенные. Многие из них уверовали во Христа и просили Акакия наставить их в вере. В Византии воина казнили. Это произошло в триста третьем году.
Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский
Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов, вероятно, были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению.
Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего († 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя «немокрыми ногами» реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542–557) и католикосом-архиепископом Евлавием (552–560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом, славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна – Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии – Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор).
«Все они… учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность…»
Святой Зенон, «столп сладкого послушания», завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в Икалто, где и был, после великих подвигов, погребен в соборном храме в честь Нерукотворенного образа Спаса.
Святой Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхета, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи святого Фаддея, «образа чистой правды и веры».
Святой Исидор, «вертоград добродетели», после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые мощи.
Святой Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи.
Святой Пирр, «божественный образ плача», основал обитель на левом берегу реки Дванисцхали близ местечка Брети. В храме обители были положены его честные мощи.
Святой Стефан, «венчанный силою и ведением», после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии основал обитель близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника.
Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги.
Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден (Зедазени) заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников – святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Тайн, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при католикосе Макарии (553–569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден (Зедазени) и положили его в особом склепе.
Но земля вокруг заколебалась, и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В Х веке при католикосе-архиепископе Клименте (908–923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней.
Преподобный Нил Мироточивый родился в Греции, в селении, носящем имя святого Петра, Законийской епархии. Воспитывался своим дядей, иеромонахом Макарием. Достигнув положенного возраста, преподобный принял монашеское пострижение и был удостоен рукоположения в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Желание больших подвигов в иноческом делании привело блаженного дядю и преподобного племянника на Афон, где Макарий и Нил подвизались на месте, называемом Святые Камни. По преставлении блаженного Макария преподобный, поднимаясь на более высокие духовные подвиги, поселился на месте, неприступном почти ни для какого живого существа. По отшествии к Господу преподобный был прославлен обильным истечением целительного мира, за которым приезжали христиане из самых отдаленных стран Востока.
Собор всех преподобных русских святогорцев
7/20 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно чтится Собор всех преподобных русских святогорцев. Этот день для почитания памяти всех святых русских афонитов, просиявших на Святой Горе Афон, был утвержден в 2016 г. Собором старцев Пантелеимонова монастыря по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), поскольку именно на этот день древнерусская богослужебная традиция относит успение «начальника русского монашества» прп. Антония Печерского. Кроме того, в этот же день совершается память других святых русских афонитов – прп. Нила Сорского и прмч. Пахомия Русского. В этот же день чтится память прп. Нила Мироточивого Афонского.
Всего Собор всех преподобных русских святогорцев насчитывает более 60 афонских подвижников, прославленных в разные времена той или иной Поместной Церковью. Некоторые из них были сербами, греками и грузинами, однако их жизнь так или иначе связана со Святой Русью или с Русским монашеством на Афоне.
Любечская икона Божией Матери
Свое наименование Любечская икона Божией Матери получила от местечка Любеч близ Чернигова. По преданию явление иконы состоялось в одиннадцатом веке. В то время Любеч был одним из самых известных городов Древней Руси. В нём жил небогатый мясник с семьёй. Однажды старший сын подражая работе отца схватил нож и стал играть с ним. Нечаянно он нанёс смертельную рану младшему брату. В страхе мальчик спрятался в печку. В это время в дом вошла мать. Она не знала, что в печке кто-то скрывался и растопила её. Ребёнок начал гореть. В избу вернулся хозяин. Он увидел, что случилось и в гневе с силой ударил жену, от чего та умерла. В великом горе он ушёл на берег Днепра, сел в челнок и поплыл по течению. От горя и слёз мужчина заснул, а когда проснулся, то увидел, что лодка не поплыла к Киеву, а причалила у Любеча. На берегу стояла икона Божией Матери. Несчастный бросился на колени перед образом и стал молиться ей, а затем взял в руки икону и пошёл с ней домой. Его радости не было предела, когда он увидал, что вся семья его жива и невредима. В тысяча шестьсот пятьдесят третьем году Чернигову угрожало нападение поляков, поэтому икону решено было укрыть в Киеве. Там образ обновили. В Киевском Софийском соборе остался точный список с чудотворной иконы. После революции чудотворная икона была утрачена. Ныне в Спасо-Преображенском храме Любеча хранится почитаемый список с иконы.
Икона Божией Матери Жировицкая
Икона Божией Матери Жировицкая явилась в тысяча четыреста семидесятом году в местечке Жировицы близ Гродно. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру СОлтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет. На грушевом дереве они обнаружили небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением отнесли образ к вельможе. Тот не придал особого значения истории, но икону взял и запер в ларец. На следующий день к Солтану пришли гости. Хозяин захотел показать им находку, но не обнаружил её в ларце. Через некоторое время пастухи снова нашли образ в лесу, на грушевом дереве. Они опять отнесли её к хозяину. Солтан дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около храма вскоре появилось селение и образовался приход. Но однажды церковь сгорела. Чудесный образ считался утраченным, пока его не обнаружили рядом с камнем у сгоревшего храма. Второе явление иконы сопровождалось чудесным видением: образ держала в руках Дева необыкновенной красоты. Церковь отстроили заново, и вскоре вблизи нее возник монастырь. В начале семнадцатого века он был захвачен католиками, но с тысяча восемьсот тридцать девятого года возвращен Православной Церкви. Жировицкая икона Божией Матери глубоко почитается за благодатную помощь, которая приходит по молитве к образу.
Комментарии закрыты.