Православный календарь на 4 июня 2020 года
Седмица 7-я по Пасхе
Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Евангелие дня
Деян. 25:13-19. Ин. 16:23-33
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33
… и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Святой мученики Василиск пострадал за веру в начале четвертого века, в городе Команы, на территории современной Турции. В семье Василиска уже был один мученик – его дядя, воин Феодор Тирон. Во время гонения на христиан Василиска заточили в темницу. Время заключения он использовал, чтобы подготовиться к предстоящему подвигу. По преданию во сне Василиску явился Господь. Он ободрил мученика и пообещал Свою помощь. Пока Василиск сидел под стражей, тюремщики не раз видели, как по его молитвам совершались чудеса. Они прониклись уважением к его умению сохранять достоинство даже в темнице. Видела стража и то, что источник силы и честности Василиска – его твердая вера. Поэтому когда узник попросил разрешения сходить в его селение проститься с родными, его отпустили. Дома Василиск сообщил всем, что видится в последний раз и убеждал родных твердо стоять за веру. Местный правитель узнал о том, что Василиск отпущен и страшно разгневался. Он выслал за христианином отряд. На обратном пути к месту казни, в Команы, по молитвам мученика Василиска произошло множество чудес.
Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский
Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, родился в десятом веке. Он мудро управлял государством Дукля, которое находилось на территории современной Черногории, на юго-западе Балкан. Однажды на его земли напал болгарский царь Самуил. Иоанн -Владимир попал в плен. Его заточили в темнице царского дворца. Дочь Самуила, Косара, прониклась симпатией к пленнику. Она не раз беседовала с князем о вере, и убедилась в его мудрости, благочестии, знании Священного Писания и искренней любви к Господу. Косара потребовала от отца освободить Иоанна – Владимира и обвенчать её с князем. Самуил увидел в этом браке пользу для страны и не стал противиться. Но вскоре Самуил умер. Его племянник Иоанн – Владислав незаконно занял престол. Он решил расправиться со всеми наследниками Самуила и потребовал от Иоанна- Владимира, чтобы тот прибыл в столицу. Князь был предательски убит у входа в храм. Он скончался, держа в руках распятие. Косара, супруга князя, затворилась в построенном мужем храме. Она до конца жизни не выходила из церкви. Иоанн-Владимир уже через несколько лет после кончины был прославлен как первый сербский святой.
Второй Вселенский Собор. Утверждение Символа веры
Наивысшим авторитетом в Православной Церкви считается соборный разум и решения Вселенских Соборов. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов. Их ещё называют «столпами Церкви». На них были определены основы христианского вероучения. Важнейшим решением Первого Вселенского Собора, состоявшегося в триста двадцать пятом году, стало принятие Символа веры. За шестьдесят лет после первого Собора широко распространилась ересь арианства. Ее сторонники не признавали равенства лиц Пресвятой Троицы. Согласно их трактовке Бог – Сын как бы подчинялся Богу – Отцу. На основании этого воззрения возникли другие лжеучения, придумывавшие самые разные иерархии Отца, Сына и Святого Духа. Второй Вселенский Собор был созван в триста восемьдесят первом году царем Феодосием Великим. На нем Символ веры был дополнен до нынешней формулировки. Сто пятьдесят епископов-участников единодушно утвердили, что Дух Святой есть Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый, то есть – со-поклоняемый и прославляемый. Этот Символ веры исповедуется и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор. Утверждение Символа веры
Православная Церковь не зависит от мнения и позиции какого-либо одного её иерарха. Решающим мнением в Церкви обладают Соборы. При этом наивысший авторитет принадлежит Вселенских соборам. Их, признаваемых Православной Церковью, было семь. Сегодня Церковь вспоминает Второй Вселенский Собор, состоявшийся в тысяча триста восемьдесят первом году. В нем приняли участие сто пятьдесят епископов, среди которых были знаменитые отцы Церкви святители Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Наиболее важным решением Второго Вселенского Собора стало включение в Символ Веры славословия Святому Духу. Это та часть, которая начинается со слов: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». В ней подтверждается равенство всех трех лиц Пресвятой Троицы, их единосущие. Символ веры в своей краткой форме содержит основные догматы Церкви. Поэтому знать его обязательно каждому верующему христианину. Кроме того Второй Вселенский Собор установил формы церковного суда, определил порядок возвращения в лоно Церкви раскаявшихся еретиков.
Священномученик Михаил Борисов
Священномученик Михаил Борисов родился в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году в Новгородской губернии. Он закончил семинарию и вскоре стал священником. Протоиерей Михаил Борисов активно участвовал в жизни епархии. В семнадцатом году он выступил на собрании Союза объединения духовенства и мирян Новгорода с докладом на тему «К реформе прихода». Борисов говорил: «главная цель приходской жизни – «вести человека ко Христу, к вечному спасению». А для этого нужна большая заинтересованность в прихожанине – беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ, сестричества. «Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом», – подчеркивал он. Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал. В двадцать шестом году священника первый раз арестовали. Тогда он пробыл в тюрьме меньше месяца. В тридцать третьем ему запретили проживание в крупных городах страны. В тридцать седьмом отца Михаила обвинили в участии в контрреволюционной церковно-монархической группе и приговорили к десяти годам заключения. Через пять лет он скончался в исправительно-трудовой колонии Ярославля.
Комментарии закрыты.