Памяти священномученика Владимира (Богоявленского)
Памяти священномученика Владимира (Богоявленского)
Стремительно летят годы со времени церковного прославления подвига святых новомучеников и исповедников Святой Руси, пострадавших за Христа в ХХ веке, в сонме которых был канонизирован первый священномученик ХХ века — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
Эти два великих события неразрывно связаны друг с другом. Чествование памяти Собора новомучеников и исповедников земли Русской происходит в день мученической кончины святителя Киевского Владимира, который был убит большевиками 25 января (по старому стилю) неподалеку от врат Киево-Печерской лавры.
Фигура митрополита Владимира (Богоявленского) уникальна. Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) единственный из иерархов Русской Православной Церкви, который был поставлен возглавлять в разные годы все три первопрестольные кафедры нашей Церкви: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. Везде, где он нес церковное послушание, его служение было ознаменовано славными деяниями во утверждение правды, добра, любви, верности святому Православию.
Киевская кафедра стала его Голгофой. В очень тяжелые времена, когда рушились основы церковного бытия и морали, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) стойко исповедовал истину, боролся с расколами и ересями, твердо стоял на страже канонического устройства Церкви. На нем исполнились слова апостола Павла: «…во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах … в темницах, в изгнаниях, в трудах … в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией…» (2 Кор. 6:4-7).
Промыслом Божиим Киев, который в Х веке через государственную волю святого равноапостольного князя Владимира стал для нашего народа купелью Крещения, в ХХ век явил свет первого новомученика, от безбожной власти казненного — святителя Владимира, митрополита Киевского. Святая Церковь так воспевает его подвиг
Жестокое убийство митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) произошло тогда, когда проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.) Революция разрушала все на своем пути. Террор усугублялся — вслед за Киевским митрополитом были убиты и замучены многие другие служители Церкви. 18 апреля 1918 года Поместный Собор вынес постановление о введении ежегодного молитвенного поминовения «всех усопших в нынешней февраля время гонений исповедников и мучеников». Днем этого поминовения Собор определил 25 января — день мученической кончины святителя Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
31 марта 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял постановление о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Днем его памяти было установлено 25 января (по старому стилю). При этом было также установлено празднование Собора мучеников и исповедников в землях Руси в ХХ веке за Христа пострадавших, 25 января, если этот день приходится на воскресенье, или ближайшей после этого числа воскресенье. Чин прославления священномученика Владимира состоялся 4 апреля 1992 г. в Успенском соборе Московского Кремля.
Именно в эти весенние дни на Украине церковная полнота, в ответ на раскольнические действия потомков самосвятов, объединилась для защиты Православия. 27-28 мая 1992 г. состоялся судьбоносный Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, а 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре собрался Поместный Собор Украинской Православной Церкви, который окончательно вернул течение церковной жизни в каноническое русло. В тот же день были открыты честные мощи священномученика Владимира, и в ночь с 26 на 27 июня 1992 года они были перенесены из Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры, где был похоронен архипастырь, в Трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
27 июня состоялись торжества по случаю прославления священномученика. У раки со святыми мощами вместе с участниками Поместного Собора — архипастырями, священнослужителями, монашествующими и мирянами — молились многочисленные верующие из Киева и разных уголков православного мира.
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Законы жизни для верующих со времен благовестия Спасителем правды Божией и поныне неизменны. Это — исполнение заповедей Божиих, пребывания в церковной ограде и готовность стоять за истину «до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
Нынешние реалии служения Украинской Православной Церкви близки к тем, в которых совершал свой подвиг священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)
. Расколы, ереси, нарушение канонов, попытка поколебать духовные основы за «стихиям мира» сего (Кол. 2:8) являются причинами сложных условий, в которых находится сегодня Православие в Украине. Но служение Церкви Христовой, в каких бы исторических условиях оно не происходило, строится на прочном фундаменте, поколебать который невозможно. Успех борьбы со злом измеряется не внешней временной победой, а стоянием в истине до конца: «претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13).
Комментарии закрыты.