10 сентября — день памяти преподобных Печерских, в Дальних пещерах почивающих
10 сентября — день памяти преподобных Печерских, в Дальних пещерах почивающих
Вот уже не один век призывно звучит благовест Великой Лаврской колокольни, пробуждая от духовной летаргии наши истосковавшиеся по Богу сердца, призывая отвлечься от суетных земных дел и мелких житейских попечений, раздвигая горизонты будничной сиюминутности. Слушаешь перезвон Лаврских колоколов, и кажется, что сейчас произойдет чудо: приоткроется завеса непостижимой человеческим разумением Божественной Тайны, и мы из повседневности перенесемся в удивительный мир, где все исполнено благодати и святости.
Каждый шаг по этой благословенной земле рождает в душе мысли о покаянии, пробуждает дремлющую совесть, подает надежду на то, что в мире, вопреки всем его нестроениям, сохранились для человечества вечные истины и вечные ценности, и это вселяет в сердца православных надежду на духовное возрождение.
Здесь, на святой горе Печерской, сердце исполняют мир и покой обители, где с незапамятных времен присутствуют высокая ревность о Господе, дух братолюбия и любви, строгое следование Правилам Святых Апостолов, установленные трудами и молитвами ее первоначальников и преемственно закрепленные аскетическими подвигами подвижников благочестия последующих времен.
На бессмертных печерских холмах
Воплощенье Небесной славы,
Как в венцах,
в золотых куполах,
Солнце Киева –
вечная Лавра.
Щедрый Дар милосердного Бога,
Приснодевы святая обитель…
К ней Небесной высокой дорогой
Нас ведет добрый Ангел – хранитель.
Печерская Лавра веками была священным оплотом Православия на Руси.
Над радующим душу церковным благолепием этой дивной обители, казалось, видимым образом распростерся благодатный Покров Царицы Небесной, незримым образом присутствующей в этом благословенном месте.
Здесь, на древней, овеянной легендами Печерской горе, неожиданно оживают и обретают конкретный смысл богодухновенные слова Ветхого Завета: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх, 3, 5).
Каждый кустик, взращенный этой благословенной Богом землей, каждый камешек, находящийся на ней, каждое монастырское строение — это воплотившаяся в цвета и формы история православной державы, издревле являющейся изначалием легендарной Древней Руси. Руси Святой, где последний нищий на паперти мог невозбранно обличать неправедного князя или приближенного к нему влиятельного человека, а смиренный монах — возносить голос до Небес в защиту справедливости и добра, не опасаясь гнева людского; Руси изначальной, на сакральных просторах которой гармония с окружающим миром помогала человеку соединиться с природой, и та не восставала против него, а, наоборот, способствовала выживанию и процветанию. Великой, неделимой Руси, без демаркационных линий и границ, как шрамы изуродовавших единое Богом данное пространство некогда могущественной державы, без национальной розни, взаимных обид и притязаний, — всего того, что разобщило родственные народы, имеющие общие корни, общие истоки, общий язык-основу, дарованный святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, чтобы величить и славить Господа.
Однажды вдохнув на святой горе чистый, звенящий, насыщенный святой благодатью воздух, каждый понимает, что благословенная обитель эта дана ему до скончания дней. Ибо навсегда западают в его душу дивная красота этого заповедного края, стройное монашеское пение, строгость исполнения иноческих уставов…
Грешных душ наших дан во спасенье
В мире тленном высокий Покров,
Чтоб под благостной светлой сенью
Обрели мы покой и любовь.
Здесь Фавор и святая Голгофа.
Пряча в сердце печаль и стыд,
С ног усталых снимаем обувь,
Чтоб на землю святую ступить.
Обретя для спасения силы,
Чтоб грехи окаянные зреть,
Молим Бога в обители милой
Хоть на паперти умереть.
Чтоб под благостной светлой сенью
Обрести нам приют и любовь,
Нам обитель дарует спасенье — Богородичный чистый Покров.
Идешь по благословенной лаврской земле, и кажется: именно здесь, в этом месте, отмеченном многочисленными чудотворениями, некогда патриарх Иаков видел «разверзнутое Небо и лествицу от земли до Неба, и Ангелов, спускающихся и поднимающихся по ней» (Быт. 28,12). Доставшийся нам от предков «великий и могучий язык» оказывается слишком бедным и совершенно невыразительным для того, чтобы хотя бы в самой незначительной степени передать тот восторг, то умиление, ту тихую неземную радость, которые рождаются в душе православного человека под воздействием этой невероятной, непостижимой благодати. Так и не сумев сказать ничего лучшего, можно лишь мысленно повторить слова ветхозаветного пророка: «Это Дом Божий, это врата Небесные» (Быт. 28, 17).
Некогда над этой благословенной землей пронеслось множество бурь, неурядиц, социальных потрясений. Ее безжалостно топтали завоеватели: половцы, монголо-татары, поляки, литовцы, немцы, — но она выжила и утвердилась в горниле испытаний, укрепляемая святой Православной верой, исповедуемой ее народом со времен святого равноапостольного князя Владимира. Но обитель Печерская после долгих лет поругания вновь и вновь восставала из тлена, воссияв неизреченным светом, чтобы многочисленные поклонники, припадающие к ее великим святыням, ныне, как и много веков назад, ощутили высокую духовную радость от соприкосновения с живой легендой. Божественным Промыслом здесь было суждено просиять славным подвижникам, чудотворцам Киево-Печерским, одолевшим смерть, «в пении, бдении и пощении» прославляя в Троице единого Бога- Отца, и Сына, и Святого Духа. Это чрезвычайно важное обстоятельство привело к необычайному расцвету духовной культуры, равного которому не бывало во все последующие века.
Множество веков назад, именно здесь была написана одна из первых страниц истории христианства на Руси. И забыть это мы совершенно не вправе.
Вслушайтесь в голос собственного сердца, ощутите священный трепет, ибо вы находитесь под благодатным Покровом Самой Пречистой. Примите эти мгновения как величайшее откровение, миг духовного прозрения, как торжествующий момент истины. Попробуйте взглянуть на свое бытие с высоты великого монашеского подвига, озарившего грядущее, ставшего ориентиром для настоящего, светлой и чистой, как цельбоносный родник, памятью о прошлом. Ощутите себя у истоков духовности нашего удивительного народа. Осознайте: с сегодняшнего дня в вашу жизнь вошло нечто, что сделало ее осмысленной и значимой. И точка отсчета вашего нового бытия находится именно здесь…
Здесь сумрак призрачен и тонок…
Мгла опочила на холмах
И дремлет Лавра,
как ребенок,
Качаясь в Вечности волнах.
День угасающий дробится,
Надев сиреневый хитон…
Здесь можно плакать и молиться,
Духовный побеждая сон.
Вдали от лжи,
вражды
и злобы,
У величавых Лаврских стен,
Я слышу голос преподобных,
Препобедивших смерти тлен.
Замрет в восторге взор усталый:
Как воплощение чудес,
Укрывшись звездным покрывалом,
Грядет Владычица с Небес.
Легендарная история Печерской Лавры уникальна и непостижима обыденным сознанием, не просвещенным высокой, святой Верой. Ее, как узор из драгоценного бисера, собирают воедино и воссоздают многочисленные христианские предания, порой похожие на сказку, но абсолютно истинные, ибо «когда Господь хочет, побеждается естества чин» (Пс.124, 1-2).
Они воспеты в песнях и сказаниях, воплощены в росписях храмов, запечатлены в письменных свидетельствах очевидцев и непосредственных участников, — их так много, что сложно запомнить и воспроизвести, ибо наше обыденное сознание не в силах вместить великие тайны Домостроительства Божия…
Киево- Печерская Лавра во все века была священной школой истинного христианства.
Один из «смиренных послушников» Богородицы и Печерских преподобных, Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), человек высокой духовной жизни, прославившийся милосердием и кротостию, с умилением и тихой радостью отмечал: «Сколько бы ты ни смотрел на это чудное зрелище, нельзя довольно насытить им свой глаз; потому что святые угодники, почивающие под сей горою, в недрах пещерных, невольно влекут к себе око внешнее и духовное» (3).
Не уставал восхищаться Лаврой известный профессор протоиерей Ф. Титов, в Х1Х веке подробно описавший историю и важнейшие святыни Печерской обители: «Та величайшая сила человеческого духа, которую явили миру первые русские иноки, лучшие во всех отношениях представители Святой Руси, в подземном Киевском монастыре, всегда привлекала сотни тысяч русских благочестивых людей в Киево-Печерскую Лавру на поклонение многочисленным и замечательным святыням» (4).
Благодатная земля эта впитала в себя молитвы и труды множества знаменитых и малоизвестных угодников Божиих, великих и славных пред Господом. Известный духовный писатель А. Н. Муравьев в своем «Путешествие по святым местам русским» ( М. 1990, т. 2 с. 8) писал: «Сколько бы ты ни смотрел на это чудное зрелище, нельзя довольно насытить им свой глаз; потому что святые угодники, почивающие под сей горою, в недрах пещерных, невольно влекут к себе око внешнее и духовное»
Вновь сентябрь почил у стен обители.
Тихий ветер бродит над рекой.
Ангелы земные, небожители,
Обрели в пещерах свой покой.
Долу опуская очи дерзкие,
Вознесу к ним покаянный глас:
«Преподобные отцы наши Печерские,
Вы молите Господа о нас!»
Вижу за чертою огневою
Странный полыхающий закат.
Здесь, под сенью Вечности святою,
Лишь лампады трепетно горят.
Пусть я персть, и снова стану перстью я,
Дух бессмертный в сердце не угас.
Преподобные отцы наши Печерские,
Покаянью научите нас!
И в грядущих жизненных скитаниях
Сердце, лишь возвышенным живи!
Очищения святым страданием,
Сладостью Божественной Любви.
Сотворю в тиши знаменье крестное
В предзакатный покаянья час.
«Преподобные отцы наши Печерские.
От погибели спасите нас!»
Комментарии закрыты.