- 20.09.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: Праздники святой ЦерквиПресвятая Богородица
Рождение и возрастание Божией Матери
Рождение и возрастание Божией Матери
Ветхозаветному патриарху Иакову некогда была показана Богом в видении таинственная лестница, соединявшая небо и землю; Моисею явлена неопалимая купина, которая горела огнем присутствия Божия и не сгорала; перед богоизбранным народом (прообразом Спасителя) чудесно расступились воды Чермного (Красного) моря; в скинии Завета хранилась стамна – сосуд, напоненный ниспосланной с небес манной; Гедеоново руно оросилось по действию благодати Божией; ветхозаветный евангелист Исайя сказал уже определенно о рождении Мессии: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14).
Ангел благовествует Анне о рождении Девы Марии. Греция, Дафни, XI в.
Церковное Предание сохранило для нас обстоятельства рождения и воспитания Пресвятой Девы. Родители Ее – Иоаким (из рода царя Давида) и Анна (из рода первосвященника Аарона) – отличались благочестием, вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Прожив более полувека в супружестве, они не имели детей, но не уставали со смирением и слезами молить Господа избавить их от поношения бесчадства: подобно матери Самуила пророчице Анне они дали обет посвятить дитя на служение Богу.
По преданию, боголюбивые родители были удостоены явления ангела, возвестившего им о рождении Дочери, Которая будет выше всех дочерей человеческих, так как через Нее будет дано спасение миру, и наречется Она именем Мария – Госпожа.Чудесное зачатие (неплодной и состарившейся Анной, затем Елисаветой, а в древности Саррой и Рахилью) призвано было предуготовить мир к более великому чуду – непорочному зачатию Спасителя Пречистой Девой Марией.
Благовещение Иоакиму о рождении Дочери. Греция, Дафни, XI в.
Когда Отроковице исполнилось три года, Иоаким и Анна собрали родных и близких и торжественно повели Марию в сопровождении сверстниц в Иерусалимский храм. С зажженными свечами и священными песнопениями они подошли к дому Божию, навстречу им вышли священнослужители во главе с первосвященником. Благочестивые родители поставили Марию на первую ступень лестницы и благословили восходить к Господу. К удивлению всех, трехлетняя Мария быстро поднялась к храму по пятнадцати высоким ступеням.
Рождение Пречистой Богородицы. Церковь Святой Марии за Тибром, Рим
По внушению свыше, первосвященник Захария ввел Пречистую Деву во Святое Святых и назначил Ей это возвышеннейшее место для чтения молитв и священных книг, а для рукоделия и отдохновения Пречистой было отведено помещение при храме, где жили юные девы, также посвятившие себя на служение Богу.
Жизнь Богоизбранной Отроковицы в Иерусалимском храме была исполнена чистоты и святости. Утренние часы Мария посвящала молитве, затем занималась чтением Священного Писания и рукоделием: шила священные одежды, пряла, вышивала. В вечерние часы Мария вновь молилась, пока Ей, как гласит предание, не являлся ангел с пищей и святой беседой. С самого юного возраста Дева Мария Своим чистым сердцем всецело предалась Богу и всю Свою жизнь оставалась всесовершенной Рабой Господней, всегда послушной Его всесвятой воле. Возводимая Господом Богом к высокому служению, Она пожелала провести жизнь в безбрачии и чистоте, сохранив девство до смерти, тогда как по Закону родительское посвящение требовало от девицы служить в Доме Божием лишь до совершеннолетия.
Пещера Девы Марии в монастыре св. Анны на месте, где родилась и выросла Пресвятая Богородица
Господу было угодно с младенчества постепенно приготавливать Марию к Ее высочайшему предназначению. Изучая священные книги, Она не раз вчитывалась в слова пророка Исаии о таинственном зачатии Мессии Девой, в сердце Своем чаяла узреть Богомладенца и, если возможно, послужить Ему. Согласно Преданию, когда Она возносила молитву, Святое Святых осиял свет и послышался голос: «Ты родишь Сына Моего».
Введение Пресвятой Девы Марии в Храм. Греция, Дафни, XI в.
По Законодательству Моисея, девушке после 14 лет нельзя было оставаться при храме. Благочестивых родителей Марии уже не было в живых, а избрать мужа Она не могла, потому как дала обет безбрачия. Чтобы не оставлять Ее без покровительства, священники по особенному указанию Божию обручили Ее известному своей праведной жизнью восьмидесятилетнему старцу Иосифу, дальнему родственнику Марии, которому надлежало стать тайным хранителем Ее девства. По преданию, на избрание Иосифа Господь указал чудесным знамением: жезл Иосифа, оставленный в Иерусалимском храме вместе с жезлами других благочестивых старцев, к утру процвел, как в древности процвел жезл Аарона в подтверждение богоугодности его первосвященства.
Дева Мария оставалась единственной наследницей Своих родителей, и по Закону Ее муж мог быть только из колена и рода Ее отца Иоакима. Иосиф как раз происходил из рода Давидова, в Евангелии указана именно его родословная до Давида, Авраама и Адама (евреи не составляли родословия женщин). Промыслом Божиим Дева Мария стала замужней, но пребывала в девстве. Это позволило сокрыть от мира и диавола чудесное воплощение Бога, к тому же зачатие вне брака обязывало бы иудеев побить беззаконницу камнями.
Господь избирает Иосифа. Греция, Дафни, XI в.
Старец Иосиф был человеком добропорядочным, чутким к голосу своей совести, скромным, миролюбивым и искренне верующим. Будучи плотником, он жил в небольшом галилейском городе Назарете с детьми от первого брака. Мирно и спокойно текли дни Богоотроковицы. Пребывая в уединении и безмолвии, Дева Мария занималась молитвой и богомыслием, чтением священных книг и рукоделием, продолжала шить и прясть для нужд храма. Воплощение Сына Божия, предопределенное Предвечным Советом Святой Троицы, обетованное в Раю падшим прародителям и предвозвещенное ветхозаветными пророками, предуготовлялось вдали от мирской суеты.
Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. С. 5-8.
Комментарии закрыты.