- 30.10.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: Праздники святой ЦерквиПресвятая Богородица
Нерукотворная икона Божией Матери Киево-Барская, именуемая «Избавительница»
Это — нерукотворный Образ Царицы Небесной.
С зтим образом православные встретили в Киеве 20 июня 1992 года Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).С момента открытия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в 1988 году миллионы людей побывали в этой святыне, молясь у мощей святых угодников Божьих перед чудотворными иконами Божией Матери Успения Пресвятой Богородицы и Киево-Барской, именуемой «Избавительница».
Икона Божией Матери Киево-Барская («Избавительница»)
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, что на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, стал своеобразной сокровищницей реликвий Церкви. Он построен в 1700 году над мощами святых печерских отцов, а в храмовой иконе его иконостаса в серебряном ковчеге хранится часть Животворящего Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.
В XIX веке в этом храме прославилась чудотворениями икона Божией Матери, именуемая Казанской, перед которой каждую пятницу вечером служился акафист Богородице. К сожалению, она была изъята богоборцами в годы советской власти из-за того, что во время штурма большевиками Киева в 1918 году осколок снаряда попал в грудь Богомладенца и на глазах многочисленных свидетелей рана закровоточила.
История появления иконы восходит к тем временам, когда Великая Лавре была закрыта. В 1970 году священник Свято-Покровского женского монастыря отец Тимофей Шайдуров купил дом.
На чердаке он обнаружил старое полотно, на котором когда-то было изображение Образа Божией Матери. От времени оно стерлось полностью.
Хозяйка дома просила сохранить полотно или поступить, как предписано канонами Святой Церкви (утопить в реке). Но отец Тимофей решил посоветоваться с более духовно опытными людьми и поехал к схимонахине Анании, которая жила в то время в районе Караваевых дач.
Схимонахиня поручила своей послушнице Таисии опустить полотно в воду. Но Таисия, устрашенная явлением во сне Богородицы, повелевшей ей сохранить икону, которая явит свою Силу, не стала топить полотно, а натянула его на подрамник.
Киево-Барская икона Божией Матери («Избавительница»). Крестовоздвиженский храм
Рассказывает схимонахиня Гавриила (послушница Таисия в то время):
Когда я была молодой, решила стать монахиней. Много молилась Матери Божией, прося указать мне место и путь спасения. И вот по Ее святой молитве я пришла в этот женский скит послушницей. Мы все носили мирские одежды, ведь время тогда было очень страшное…
Я была послушницей схимонахини Анании. Однажды один священник дал моей матушке старое полотно, на котором раньше была икона Пресвятой Богородицы, но в течение многих лет святая икона совсем обветшала и стерлась с полотна. Этот священник сказал, что полотно больше не нужно и чтобы схимонахиня Анания выкинула его в реку.
А моя матушка была богобоязненная и сказала про себя: «Господи, прости меня, грешную, я не могу выбросить это святое полотно». Принесла его в келью и все мне рассказала. Матушка положила полотно мне под голову и молилась Пресвятой Деве, чтобы Она не наказала ее, грешную, за непослушание священнику. Прошло время. Однажды мать Анания мне сказала: «Давай мы с тобой немножко потрудимся, сделаем деревянную рамку и натянем на нее полотно, потом повесим на стене, да будет святая воля Господа и Его Пречистой Матери!». Так и сделали. Натянули совсем чистое полотно на деревянную рамку и повесили в нашей келье между святыми. Прошло еще какое-то время.
В один прекрасный день захожу в келью. Матушка уже была там. Она, стоя на коленях, молилась и без слов позвала меня: дала понять, что с полотном происходит какое-то чудо Божие. Я посмотрела туда, где оно висело, и что же я вижу? На чистом полотне Духом Святым перед нашими глазами стал рисоваться тот крест, который виден на короне Пресвятой Богородицы. Мы замерли и боялись дышать. Три дня и три ночи, не выходя из кельи, не спали, не ели, только про себя внутренне молились и славили Господа нашего Иисуса Христа и Предивную, Всехвальную и Пресвятую Богородицу за такое великое чудо.
Крестовоздвиженский храм Свято Успенской Киево-Печерской Лавры
Через три дня отдохнули. Несколько дней на полотне ничего не прибавлялось, потом стал вырисовываться лик Пресвятой Девы и Богомладенца Иисуса. Я, монахиня Гавриила, живой свидетель того великого чуда, которое соизволила сотворить Небесная Царица с нами, грешными людьми, со мной и моей духовной матерью схимонахиней Ананией. Будь сейчас мать Анания жива, она бы засвидетельствовала, что эта святая икона, которая носит имя «Избавительница», не написана рукой человека, а пред нашими глазами Дух Святой рисовал ее на чистом полотне!»
…Икона была закончена, смущало одно: Спаситель был без одежды. Матушки пригласили опытного реставратора, умолчав, откуда икона. Едва взглянув на полотно, старый живописец опустился на колени… Наконец вымолвил: «Я ничего не могу здесь сделать, это не человеческая работа.Господь начал, Господь и закончит Свое Святое дело»…
Мать Гавриила и мать Анания усилили молитву Особую усладу они находили в чтении Псалтири. Это была радость общения с чувствами Богоматери, которая тоже читала, слушала, может быть, пела псалмы и мыслила словами пророка Давида. Молитва их была принята. На Введение 1968 года Дитя оделось беленькой рубашечкой и икона просияла несказанным светом. От нее исходил удивительный неземной аромат. Сомнений быть не могло: это была икона Божией Матери «Избавительница».
Крестовоздвиженский храм Свято Успенской Киево-Печерской Лавры.
Четырехъярусный резной деревянный иконостас из липы в стиле рококо выполнен мастером Карпом Швериным в 1769 год, который возглавлял лаврскую столярную мастерскую. Иконы для иконостаса написал лаврский иконописец Захария Голубовский. Из первоначально написанных икон сохранилось лишь несколько, остальные были заменены новыми в конце XIX века. Наиболее древняя икона в этом иконостасе – храмовая икона «Воздвижения», датируемая второй половиной XVII века.
***
По мнению искусствоведов стиль письма иконы восходит к концу XVIII века; она была мастерски написана в характерном для позднего Ренессанса стиле масляными красками. В ногах изображения Богомладенца латинские надписи-монограммы: MARIA и IESUS HRISTUS, что говорит о возможном нахождении иконы у католиков, а теперь волею Божией приносящей утешение православным христианам.
***
Обо всем этом Таисия впоследствии рассказала игумену Мартирию (в схиме Агапиту). С его благословения иконой Божией Матери «Избавительница» встречали Предстоятеля Украинской Православной ‘Церкви, Его Блаженство, Блаженнейшего Владимира (Сабодана). Митрополита Киевского и всея Украины. Тогда святыня еще не принадлежала Киево-Печерской Лавре. Попытка боевиков УНСО помешать приезду Митрополита Владимира не удалось, т. к. за нашу Церковь молилась Божия Матерь и угодники Киево-Печерские.
После проявления чудотворной иконы Послушница Таисия воспылала желанием стать истинной Невестой Христовой. Она обратилась к схиигумену Агапиту с просьбой постричь ее в монахини, что было исполнено с наречением ей имени Гавриилы. Позже монахиню Гавриилу тогдашний наместник Лавры архимандрит Елевферий постриг в схиму.
В советское время чудо обновления иконы не афишировалось, но среди истинно верующих и верных чад Матери-Церкви этот факт обновления был известен и стал объектом широкого почитания. Ведь тогда много монастырей было закрыто, большинство монашествующих лиц жило в миру.
Поэтому придти в дом к матушке Гаврииле, чтобы поклониться чудотворному Образу, было все равно что придти в храм Божий. В ее доме служили молебны, читали акафисты, жили надеждой настоящего прославления этого образа.
Ныне это время настало. Хочется верить, что последнее слово об этой иконе, встретившей в Киеве в трудное время Предстоятеля нашей Церкви, скажет Священный Синод Украинской Православной Церкви. Мы верим, что чудотворная икона Божией Матери «Избавительница* будет по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины и по статусу считаться чудотворным Образом.
Схимонахиня ГАВРИИЛА (Филина Таисия Алексеевна).1907 — 1992гг.
***
Проработав несколько лет после войны в военных ведомствах, Таисия Алексеевна Филина демобилизовалась и собралась домой, в город Киров, так тогда называлась Вятка. Утром проснулась, а поезд через реку идет, вдали крутые холмы Днепровские, на них золотятся купола. Куда же она заехала?
Переоформив билет, она, в ожидании поезда на Киров, решила посетить Киево-Печерскую лавру. С зажженной свечой она спускается в ближние пещеры, где, озаренные тусклыми лампадами, покоятся нетленные тела земных ангелов, небесных человеков. Своды озарены тусклым пламенем свечей. Таисия Алексеевна, крестясь, идет по извилистым переходам, припадает к коричневым ручкам праведников, просит их святых молитв.
Тем временем братия монастыря пошла встречать митрополита Иоанна. Послушник запер пещеры, не заметив посетительницу, и она осталась в подземной полутьме. Сначала испугалась, потом успокоилась: ей ли бояться святых угодников, если на фронте каждый день трупы видела? Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26: 1 – 2). Села на приступочку, Иисусову молитву творит.
Вдруг слышит приятное женское пение – сначала приглушенное, потом все ближе. По затененным коридорам идет высокая монахиня в апостольнике, на вид молодая, но совсем особая, тоже мощам кланяется. Филина обрадовалась, что она не одна: «И вас закрыли, матушка?»
Монахиня кивнула, присела рядом, спросила: «Кто вы, откуда?» – «По военной части, на фронте была», – отвечает как есть. «А в чем вы грешны перед Богом?» – спросила Матушка. Припомнилось то, другое: сказать или умолчать?
» А Матушка ее уже крестит: «Милостив Бог, простит», – словно мысли ее читает. Сама не заметила, как все рассказала. И произносить ничего не потребовалось: удивительная монахиня исповедовала ее «от Адама» и все грехи отпустила.
«А вы хотите стать Христовой невестой?» – спрашивает вдруг. «Да», – кивнула Таисия Алексеевна. Она не смела об этом и мечтать. «Хорошо, Я попрошу Своего Сына». – «Такая юная, какой у Нее может быть сын?» – смущенно подумала Филина. – «Мой Сын всем отцам Отец!»
Монахиня на глазах преобразилась, стала величественнее, за спиной очертилась мантия. Протянула ей руку: «Пойдемте».
«Как же я не заметил, я двух монашек закрыл», – лязгнул засовом послушник. Он и Таисию Алексеевну увидел в иноческом образе. Они прошли наверх в Крестовоздвиженскую церковь, где над Царскими вратами в нимбе серебряных лучей парит чудотворная икона Успения Божией Матери…
Пещерная Матушка вступила на солею и, легко приподнявшись в воздухе, вихрем вошла в Успенскую икону. Таисия Алексеевна глазам не поверила: стоит, терпеливо ждет. Служба окончена, храм закрывается, дежурный просит на выход. «Не могу, я Матушку жду». – «Какую Матушку?» – «Она у вас в алтаре…»
Дальше события сложились чудесным образом. В Киров Таисия Алексеевна Филина так и не попала, осталась в Киеве, в дальнейшем приняла постриг…
***
В 1992 году, в год особого испытания для терзаемой расколами и ересями Украинской Православной Церкви, монахиня Гавриила передала святыню в Киево-Печерскую Лавру, где се разместили у правого клироса Крестовоздвиженской церкви. Тогда раскольники националистического толка не раз пытались захватить духовный центр Православия на Руси, но Господь молитвами Богородицы избавил Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру от поругания, и потому икону наименовали «Избавительницей».
Комментарии закрыты.