- 28.12.2020
- 0 комментариев
- Рубрика: подвижники благочестия
Блаженной памяти архимандрита Елевферия (Диденко)
Блаженной памяти архимандрита Елевферия (Диденко)
04.11.1940 — 05.05.2016
Жизнь — всего лишь частичка Вечности. Четыре года назад интернет в радостные Пасхальные дни принес весьма грустные новости: отошел ко Господу архимандрит Елевферий (Диденко), один из первых наместников возрожденной в 1988 году Киево- Печерской Лавры.
Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 ноября 1940 года. В 1972 году вместе с иереем Георгием Глазуновым тайно обрел мощи святителя Феофана Затворника и вывез в Троице-Сергиеву лавру. Был духовным чадом схиархимандрита Иоанна (Маслова). В 33 года окончил Московскую духовную академию, в 34 назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику, заведовал Церковно-археологическим кабинетом. Послушание наместника Святой Успенской Киево-Печерской лавры нес с 1989 года (в 49 лет). В то же время служил преподавателем и инспектором Киевских духовных школ. 22 января 1992 года был смещен с настоятельства митрополитом Филаретом (Денисенко) за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку дарования Украинской Православной Церкви автокефалии. В дальнейшем служил в Самарской епархии. Скончался 5 мая после тяжелой болезни на 76 году жизни.
Наместником Киево-Печерской лавры он стал в 1989 году, а в 1991 Филарет Денисенко снял его, поскольку отец Елевферий проявил принципиальность по ряду целого ряда вопросов касающихся церковного домостроительства. Всем, кому посчастливилось знать этого замечательного батюшку, вспоминают о нем с благодарностью как о человеке высокой духовной жизни, мудром наставнике, опытном духовнике.
Отойти ко Господу в Пасху- великая милость Божия.
Вот что вспоминает о нем ректор Почаевской духовной семинарии, архиепископ Иов (Смакоуз):
13 сентября 1989 года, на 49 году жизни, он решением Священного Синода был назначен инспектором возрождённой тогда же Киевской духовной семинарии. Поистине, святой жизни был! А в день Именин, он забирал ключи от входа в Варяжские пещеры и после ранней литургии в пещерной церкви, которую сам служил, затворялся на весь день. Сколько людей его искало и сам Филарет приезжал его поздравить, но отец Елевферий запрещал говорить, где он. И только после братской трапезы, выходил на Повечерие и Правило. До сих пор удивляюсь, что с нами рядом был такой человек.
Отец Елевферий день своего Тезоименитства праздновал в конце декабря, в честь которого устроял небольшое монашеское угощение коллегам-преподавателям. По словам благочинного обители в то время молодого игумена и иконописца Алипия (Светличного) он «был больше духовником, чем начальником».
22 января 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) снял его с наместника за отказ братии Киево-Печерской Лавры поддержать решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. После смещения отец Елевферий спокойно и тайно уехал из Киева, забрав с собой только самое ценное из своей личной библиотеки. Восемь лет служил настоятелем в городе Уральске. С 2000 года архимандрит Елевферий служил в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в Самаре. Последнее его послушание — духовник Самарской Духовной семинарии. В 2012 году тяжело заболел, но несмотря на это испытание, не пал духом. Скончался 5 мая 2016 года после продолжительной болезни на 76-м году жизни. Отпевание отца Елевферия состоялось 7 мая в Иверском женском монастыре города Самары.
Размещаем некоторые духовные советы отца Елевферия с просьбой святых молитв о нем.
Как обрести духовника, который станет для нас настоящим духовным наставником?
Прежде всего, нужно усердно молиться Господу, чтобы Господь послал именно такого священника и руководителя, который станет духовным наставником и поведет вас по пути ко спасению. А определиться в выборе духовника – это уже опыт вашей духовной жизни, который выражается в искренности покаяния. Тот священнослужитель, или монашествующий, или приходской священник, который окажет вам внимание и будет с вами по мере вашей восприимчивости строгим, тот и будет вашим духовным наставником.
Что понимать под понятием духовник? Является ли духовником священник, у которого исповедуешься?
Духовный наставник и духовник – это синонимы. Духовник тот, кто является вашим руководителем, научает вас духовной борьбе с грехами, греховными наклонностями, который побуждает вас идти по пути духовных добродетелей. Духовник не должен быть очень снисходительным, но более всего должен заботиться о вашем духовном возрастании. Духовником может быть священник, у которого вы исповедуетесь.
Духовное чадо желает, чтобы его «вели» по духовной жизни. Что под этим подразумевается?
Очень часто верующие люди желают, чтобы их «вели» по духовной жизни. Можно предполагать, что они под этим подразумевают, чтобы священник каждую минуту указывал куда идти, где стоять, что делать, что говорить и т.д. Если это так, то это, конечно, неразумное рассуждение, потому что духовную жизнь ведет сам верующий человек, а духовный наставник является руководителем. Ведь не может мать везде и всюду водить ребенка и указывать, что он должен говорить, что должен делать. Это будет неразумное воспитание детей. Нужно самому, читая Священное Писание, руководствуясь духовной литературой, познать себя: к чему ты стремишься, чего ты хочешь и как должен жить по-христиански.
Духовная жизнь заключается не просто в исполнении обрядовой стороны – в храм сходил, утром и вечером помолился. Духовная жизнь предполагает постепенное совершенствование в общении с Богом. Никакой священнослужитель, духовник, духовный отец не может стоять над вами, чтобы каждую минуту говорить: «Думай о Боге, говори с благословением Божиим» и т.д. Человек должен сам контролировать себя и принуждать жить по-евангельски, чтобы было: да – да, нет – нет, а что больше этого – от лукавого. Если что-то не получается, в этом случае лучше советоваться с духовником о том, как быть, как поступить, как приобрести навык смирения, как преодолеть распущенность языка или мыслей? А иметь желание, чтобы духовник подсказывал идти или не идти на какой-то праздник в гости, кушать или не кушать лишнюю ложку каши – это неправильное представление о взаимоотношениях духовника и духовного чада.
С чего начинаются духовные взаимоотношения с наставником?
Начинаются они с первых исповедей. Человек верующий, который имеет желание быть истинным христианином, живущим по Евангельским заповедям, идя на исповедь, анализируют себя, что он делает неправильно? Что противно заповедям Божиим? Почему не выполняются добродетели Божии? Исповедуясь, он получает наставление от духовного отца о том, как исправиться, как приобрести добродетели. В таких случаях и начинаются духовные взаимоотношения с наставником
Насколько полным должно быть послушание духовнику?
Духовник является руководителем духовной жизни и в этом отношении, если духовник ведет вас правильно, руководствуясь Евангельскими заповедями, по пути ко спасению, то в вопросах духовной жизни послушание должно быть полным. А что касается нашей повседневной жизни, то тут должна быть рассудительность и не обязательно обременять духовника элементарными житейскими вопросами, например, каким троллейбусом ехать или до которого часа работать. Человек должен иметь рассудительность и поступать самостоятельно.
Могу ли я исповедоваться другому священнику, если не могу исповедаться своему духовнику?
Это уже лукавство. Если человек выбрал себе духовного наставника, который будет правильно руководить по пути ко спасению данного верующего человека, этот духовник должен знать все нюансы его духовной жизни. Поэтому исповедоваться в одном вопросе одному священнику, избегая своего духовника, – это лукавство, и толку от такого духовного руководства не будет. А если чадо или духовник в отъезде, можно исповедоваться.
Можно ли менять духовного отца?
Это, конечно, вопрос, очень болезненный для многих. В результате длительного общения с духовником некоторые убеждаются, что духовник не соответствует Евангельским требованиям. Я не хочу сказать, что он не отвечает требованиям духовного чада, потому что духовные чада не всегда бывают рассудительными, чтобы оценить правильно — соответствует или не соответствует. Но если священник вас наставляет на грех, позволяет какие-то послабления, противные Евангельской жизни, то можно найти опытного старца. Хотя в наше время, может быть, трудно найти такого старца, но усердно помолившись некоторое время Богу, нужно обратиться к другому священнику, обсудить с ним этот вопрос, не называя имени отца духовного, чтобы не посеять между ними какого-либо недоразумения, и выяснить, правильно ли батюшка поступает. И как благословит другой священник, так и решить. Но это можно сделать в исключительных случаях, потому что очень часто бывает так – мне не нравиться как мой духовник меня наставляет, поэтому я буду его менять. Это уже неправильное рассуждение.
Что делать, если считаешь, что духовник не прав? Как принять такое благословение духовника?
Свои взаимоотношения с духовником надо сверять по Евангельским заповедям. Для нас критерий – Евангельские заповеди. Как учат святые отцы прошлого столетия, особенно святитель Игнатий Брянчанинов, в наше время, когда очень мало духоносных рассудительных старцев, а если они и есть, то сокрыты от мира, основными нашими руководителями в духовной жизни должны быть книги. Но читать книги тоже нужно очень осторожно, не браться за большие подвиги, чтобы, начав с больших подвигов, потом не ослабеть и вовсе не отойти от духовной жизни. По учению святых отцов Православной Церкви, духовный рост нужно начинать с младенческого духовного молока, по Священному Писанию, и постепенно возрастать.
А если духовный отец молодой и неопытный, как поступать?
Как можно к нему прилепиться, если он неопытный?! Надо изучить Священное Писание, познакомиться с духовной литературой и на этом основании в своем постоянном общении со священнослужителем, которому вы исповедуетесь, постепенно формировать доверие к нему, руководствоваться им, спрашивать его, формировать взаимоотношения и впоследствии выбирать его духовным руководителем.
Можно ли спастись, не имея духовника?
Нет, нельзя. Спастись очень и очень трудно. Необходим духовный руководитель, как говорит Авва Дорофей: «Я не знаю другого падения человека, который поступает самовольно, не спрашивая о своих действиях духовника».
Как часто необходимо советоваться с духовником и какова его ответственность за души человеческие?
Духовному чаду не обязательно знать о той ответственности, которую несет духовник. Это, конечно, на его совести, но Господь непременно спросит духовника, священнослужителя, когда он предстанет пред Ним: «Отче, а где твои духовные чада?» Он же должен сказать: «Вот я и чада, которых Ты мне дал». В этих словах уже достаточно сказано о той ответственности, которую несет духовник за души человеческие. Он должен привести их ко спасению. Но напоминаю вам, что этот путь очень и очень тернистый. Идти этим путем трудно, потому что слово Божие учит, что этот путь тернистый, узкий, и мало кто находит его, а большинство идет широким путем. Поэтому, если духовник ведет вас узким, тернистым, скорбным путем, значит — он настоящий духовник, и мы можем иметь гарантии, что попадем вместе с ним в Царство Небесное. А ведущий широким, пространным путем, много позволяющий, как очень часто бывает: «Батюшка, благословите поехать туда-то». – «Бог благословит». «Батюшка, можно то, можно это сделать?» – «Бог благословит» – это все профанация духовной жизни.
Хочется пожелать вам усердно молиться Господу, чтобы Господь послал истинного праведного духовника, духовного руководителя, который поддержит, будет счищать грязь с души человека, давать ему горькое питие, как врач дает лекарство для исцеления больного, чтобы человек начал испытывать радость своей духовной жизни. Руководством для выбора такого духовника пусть служит нам лествица духовных добродетелей, изложенных Самим Господом в Евангелии, а самая первая заповедь — «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
На пути ко спасению, на пути в Царство Божие, по мере духовного роста, человек более и более познает свои духовные немощи и невозможность спасения своими силами. И когда он придет в состояние полной невозможности спастись самостоятельно, когда он почувствует полную духовную нищету, а вместе с тем он будет испытывать радость Царства Божия, радость и мир о Духе Святом – это и будет тем началом духовного пути, по которому должен вести истинный духовный пастырь верующего человека ко спасению.
Комментарии закрыты.