Православный календарь 1 февраля 2021 года
Прп. Макария Великого, Египетского (IV в). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Сщмч. Петра пресвитера (1918). Прп. Макария Александрийского (IV в). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.). День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Мц. Евфрасии девы (303). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Макария, постника Печерского (XII). Прп. Макария, диакона Печерского (XIII-XIV). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Евфимия исп (XX) (Груз.). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Мч. Феодора (1940 г.)
Священное Писание
Евр. 11:17–23, 27–31 (зач. 329). Мк. 9:42–10:1 (зач. 42).
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Преподобный Макарий Великий
Житие преподобного Макария (IV в), за свои духовные подвиги и строгость и чистоту жизни впоследствии наименованного Великим, чрезвычайно интересно и поучительно. Он обитал в Египте, был примерным сыном и, в соответствии с пожеланием родителей, вступил в христианский брак. Однако вскоре его супруга умерла, и он принял судьбоносное решение никогда больше не жениться и всецело посвятить всю последующую жизнь Богу: “Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь”.
Господь призывал благочестивого подвижника, однако, пока были живы родители, он оставался с ними, скрашивая их старость. На путь уединенного монашеского жития он вступил лишь после их кончины, раздав все имущество, оставшееся после них и удалившись в пустыню.
На протяжении ряда лет он пребывал в послушании нескольких старцев-отшельников, научавших его молитве и аскетическим подвигам. В лице преподобного Антония Великого Господь послал ему мудрого наставника , учеником которого и стал преподобный. После блаженной кончины прп. Антония Макарий в память о духоносном старце получило его посох, обретя с которым, как утверждает предание, некую часть его духовной силы. Для многочисленных последователей он вскоре и сам стал образцом высокой и праведной жизни. К тридцати годам он сформировался как духовно опытный, зрелый, глубоко смиренный инок и за обретенный им дар рассуждения получил прозвище юноши старца. По преданию, по его молитвам совершались чудеса и исцеления.
Кротость и смирение преподобного превосходили человеческое разумение. Особенно бережно он учил относиться к слову, ибо, по его словам, «худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».
Общеизвестна история о том, как, встретив у дверей своей кельи вора, он не стал его обличать, а отпустил с миром, навьючив перед этим его осла своими скромными пожитками и сказав напоследок:«Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда».
Господь, видя труды и подвиги преподобного, продлил его годы. Шестьдесят многотрудных лет прожил Макарий в знойной пустыне, молитвенно собеседуя с Богом. Благодарные ученики, внимавшие каждому слову духоносного старца, записали пятьдесят бесед и семь подвижнических слов, ставших бесценной сокровищницей духа.
Преподобный прожил девяносто семь лет в непрестанной молитве и покаянии и был прославлен Церковью после блаженной кончины.
Преподобный Макарий Римлянин
Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский родился в Риме на излете XV века. Многотрудные духовные поиски подвигли его на долгие странствия, в результате которых он посетил Великий Новгород , на благословенной земле которого и почувствовал свое призвание. Вскоре он стал иноком Свирского монастыря и принял монашество. Спустя некоторое время по благословению старца стал обитать на крошечном островке посреди реки в молитвенном уединении.
Господь прославил его многочисленными чудотворениями. Люди, видя огненный столб над островом и слыша запах дивного благоуханного дыма, стали приходить к нему за советом и наставлением.
По истечении некотоого времени Макарий основал обитель, в которой и стал первым игуменом. Господь сподобил ниспослать Макарию за его праведность сугубые дары прозорливости и чудотворения.
Макарьевская пустынь, несмотря на немногочисленность братии, до революции была известна высокой духовной жизнью, однако впоследствии ее закрыли, а в годы войны разрушили окончательно .
Преподобный Макарий Александрийский
Преподобный Антоний Марткопский
Священномученик Петр Скипетров
Один из первых российских новомучеников ХХ века, служивший в Санкт-Петербурге, в Скорбященской церкви за Нарвской заставой.
Когда 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров отправился в Александро-Невскую лавру для встречи с митрополитом Петроградским Вениамином, в обитель явились революционные солдаты и матросы с предписанием о конфискации имущества. Митрополит Вениамин и наместник Лавры епископ Прокопий отказались подчиниться и были арестованы.
Тревожные звуки набата собрали множество народа, готового защищать родную обитель. Началась стрельба, и протоиерей Петр Скипетров обратился к солдатам с призывом вразумиться, не осквернять святыни и не причинять зла безоружным людям. Разъяренные солдаты открыли стрельбу, в результате которой мужественный священнослужитель, до конца выполнивший свой пастырский долг, был убит.
В конце марта 1918 года Святейший Патриарх Тихон совершил в Москве первую заупокойную литургию по новомученикам, на которой поминался и убиенный петербургский протоиерей Петр Скипетров.
Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Интронизация происходила во время Божественной литургии и заключалась в возведении избранного Патриарха на Горнее место в алтаре при троекратном возглашении: «Аксиос!», что в переводе с греческого означает «Достоин!».
Патриаршество было учреждено в Москве в тысяча пятьсот восемьдесят девятом году. Первым патриархом стал святитель Иов.
Впоследствии Пётр Первый упразднил патриаршество. Лишь через двести лет решением Всероссийского поместного собора оно было восстановлено.
Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя.
Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни».
День интронизации Патриарха Московского и всея Руси ежегодно отмечается как праздник Русской Православной Церкви.
Комментарии закрыты.