- 07.02.2021
- 0 комментариев
- Татиана
- Рубрика: Видеожития святых

Православный календарь 7 февраля 2021 года
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Прп. Анатолия Оптинского, Старшего (1894). Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого (1918). Сщмч. Василия, еп. Прилукского. Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Иконы Божией Матери, именуемой “Утоли моя печали” (принесена в Москву в 1640 г.). Мц. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430). Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1929). Сщмч. Стефана пресвитера. Мч. Бориса (1938).
Евангелие дня
1 Тим. 1:15–17 (зач. 280). Лк. 18:35–43 (зач. 93). Неделя 35-я по Пятидесятнице. ВКогда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
Богослужения
Молитвы
Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.
Ин тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4
Цвети́ Росси́йскаго лу́га духо́внаго/ в годи́ну лю́тых гоне́ний ди́вно процве́тшии/ новому́ченицы и испове́дницы безчи́сленнии:/ святи́телие и па́стырие,/ мона́си и мирсти́и, му́жие, жены́ же и де́ти,/ до́брый плод в терпе́нии Христу́ прине́сшии,/ моли́теся Ему́, я́ко насади́телю ва́шему,/ да изба́вит лю́ди Своя́ от безбо́жных и злых,/ да утвержда́ется же Це́рковь Ру́сская/ кровьми́ и страда́нии ва́шими// во спасе́ние душ на́ших.
Святитель Григорий Богослов
Верующие почитают святителя Григория Богослова как отца и учителя Церкви. Он родился в триста двадцать девятом году в Арианзе, городе в провинции Каппадокия, на территории современной Турции. Григорий воспитывался в христианской знатной семье. Он учился в Афинах, где познакомился и подружился с будущим святителем Василием Великим. По приглашению Василия он жил несколько лет в его небольшой обители Позднее, вернувшись на родину, Григорий принял сан священника. После смерти отца, епископа города Назианза, его выбрали на эту кафедру. В триста семьдесят восьмом году Григория пригласили занять Патриарший престол в Константинополе. Там он столкнулся с интригами различных политических и церковных лагерей. В своих сочинениях: проповедях, письмах, стихах, Григорий стремился защитить чистоту веры, оградить ее от толкований. Он пережил предательство друга, попытку покушения. Чтобы примирить враждующих Григорий отказался от патриаршества. Он вернулся на родину и жил в уединении. Григорий продолжил писать. Он утверждал Православие своими письмами и стихами. Церковь почитает его под именем Богослов, которое до этого было дано лишь любимому ученику Христа – Иоанну Богослову.
Святитель Моисей Новгородский и Псковский
Священномученик Владимир Киевский и Галицкий
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился в тысяча восемьсот сорок восьмом году в Тамбовской губернии, в семье священника. Он окончил духовную академию, преподавал, женился и вскоре принял священнический сан. Но жена и ребенок Василия скоропостижно скончались. Молодой священник принял монашеский постриг. Уже через несколько лет он стал епископом Самарским. О владыке говорили, что он всегда стремился быть вместе с паствой – даже в разгар эпидемии холеры служил молебны на городских площадях, посещал бараки с больными. В девяносто восьмом году владыка Владимир стал митрополитом Московским и Коломенским. В эти годы он близко общался с великой княгиней Елизаветой Федоровной и содействовал ей в основании Марфо-Мариинской обители. В двенадцатом году он возглавил Санкт-Петербургскую епархию, но через три года, за открытое неприятие и осуждение Распутина, впал в немилость. О митрополите Владимире современники вспоминали: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный». Его перевели в Киев. Седьмого февраля тысяча девятьсот восемнадцатого года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира. После издевательств владыку вывели за стены Лавры и расстреляли.
Преподобный Анатолий Старший, Оптинский

Священномученик Василий, епископ Прилукский
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери, именуемая “Утоли моя печали” была принесена в Москву казаками в тысяча шестьсот сороковом году, в царствование Михаила Федоровича Романова. Икона находилась в храме святителя Николая в Садовниках. Церковь страдала от пожаров, не раз перестраивалась и о святыне забыли. Но однажды слуги принесли в храм знатную даму. Тяжело больная паломница рассказала, что ей было видение. Сама Божия Матерь велела женщине отслужить молебен в этом храме, перед Её иконой “Утоли моя печали”. Все стали разыскивать чудотворный образ и нашли его на колокольне, среди ветхого скарба. По молитвам к иконе женщина тут же исцелилась. Для образа “Утоли моя печали” был устроен придел в храме. Это случилось в тысяча семьсот шестидесятом году. Святыня прославилась и другими чудесами, происходившими по молитвам к Богородице. Чтимые списки с этой иконы находятся во многих российских храмах.
Божия Матерь на этой иконе изображается держащей правой рукой Младенца Христа. У Него в руках развернут свиток со словами: “Суд праведный судите, милость и щедроты творите…; вдовицу и сироту не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите”.
Комментарии закрыты.