- 26.03.2021
- 0 комментариев
- Рубрика: Великий постВидеожития святыхПресвятая Богородица
Православный календарь на 27 марта 2021 года
Православный календарь на 27 марта 2021 года
Седмица 2-я Великого пост Жень поминовения усопших
Прп. Венедикта Нурсийского (543). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Феодоровской иконы Божией Матери (1613). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).
Библейские чтения
Евр. 3:12–16 (зач. 309). Мк. 1:35–44 (зач. 6).
Поминовение усопших. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
Преподобный Венедикт Нурсийский
Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, принадлежит к общим святым, канонизированным еще до разделения Церквей. Он родился в итальянском городе Нурсии в конце пятого века. В четырнадцать лет Венедикта отправили на учебу в Рим. Его угнетала тамошняя безнравственная жизни, и юноша стал искать себе другого пути. Он ушел в горы и встретил там отшельника Романа, который постриг Венедикта в монашество. Три года прожил тот в пещере, в полном уединении, ведя борьбу с искушениями. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждавшие жить под его руководством. Число учеников настолько выросло, что Венедикт разделил их на двенадцать общин. Каждая община жила как отдельный скит, под руководством игумена. Подобную обитель Венедикт позже основал на горе Кассино. Монте-Кассинский монастырь на долгое время стал центром Богословского образования для всего Запада. Там Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Его приняли впоследствии многие западные монастыри.
Митрополит Киевский Феогност
Митрополит Феогност, преемник на Киевской и Владимирской кафедре митрополита Петра, был уроженцем Константинополя. Он был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра, и, подобно ему, был помощником и твердой опорой князей Московских. В то время вел. князем на Руси стал Иоанн Калита, Московский князь. Тогда тишина настала на Руси, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести святителю Феогносту. Так, когда Тверской князь Александр, навлекший на себя гнев хана Узбека, бежал в Псков, святитель был вынужден закрыть все церкви в Пскове. Тогда, жалея псковичей, Александр бежал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь. Когда же князь Александр вернулся на Русь, чтобы не лишить детей своих родовых прав, и был казнен с сыном своим Феодором в Золотой Орде, митрополит Феогност встретил тела их во Владимире, отпел со слезами и отправил в Тверь (см. 2 окт., житие св. Анны Кашинской). Вольный Новгород он примирил с московским князем, и в 1346 г. (при вел. князе Симеоне Гордом, сыне Калиты) Новгород своею волей покорился вел. князю.
В 1342 г. хан Джанибек хотел уничтожить все права и льготы православного духовенства и обложить его данью, а митрополита принудить собирать эту дань, грозя в противном случае собирать ее самому. Митрополит отдал татарам все свое достояние, но брать дань с церковников отказался, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17). Его подвергли пыткам, но он не уступил, и тогда хан подтвердил все права и льготы православной церкви. Когда митрополит вернулся в Москву, страшный пожар, четвертый в его правление Русской Церковью, опустошил Москву, и митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви.
Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия (память его 12 февр.) своим преемником. Паству свою он объезжал очень часто, с первого же года своего приезда на Русь. В последний год его жизни юный отшельник Варфоломей (будущий прп. Сергий – память его 25 сент.) прибыл в радонежские леса и обратился к нему за благословением создать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его отечески, благословил и дал просимое разрешение. Заболел святитель Феогност в 1352 г., а скончался 14 марта 1353 г. и был погребен в Успенском соборе в приделе св. апостола Петра, основанного им в память своего предшественника.
В 1471 г. святые мощи его были обретены нетленными, а в 1474 г. от них получил исцеление один немой. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулся дар речи. Святитель Феогност был причислен к лику святых в XIX в.
Ростислав, князь Киевский
Святой Ростислав, великий князь Киевский, в крещении – Михаил, жил в двенадцатом веке. Он стал одним из выдающихся государственных и церковных деятелей своей эпохи. С именем святого Ростислава связано укрепление и возвышение Смоленска, который долгое время до этого подчинялся Киеву. Внук Владимира Мономаха, Ростислав унаследовал Смоленский великокняжеский стол от отца. Более сорока лет он правил княжеством, застраивая его городами и селами, украшая храмами и монастырями. При Ростиславе была создана Смоленская епархия, которое передали для строительства храмов и административных зданий знаменитую Соборную гору Смоленска. По его указу строился Смоленский Кремль. Когда Ростислав занял киевский княжий престол, он пытался добиться того, чтобы Киевским митрополитом назначали русича. Но Константинопольский Патриархат сопротивлялся как мог этим попыткам независимости. О великом князе вспоминали, что по суббота и воскресеньям Великого поста он приглашал на трапезу игумена и иноков Киево-Печерского монастыря и сам им прислуживал. Знали многие и о желании князя принять монашество. Этой мечте не суждено было сбыться – Ростислав скончался, возвращаясь из похода. Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.
Икона Божией Матери Феодоровская – икона дома Романовых
Икона Божией Матери Феодоровская – Костромская, согласно преданию, относится к семидесяти иконам, написанных апостолом-евангелистом Лукой. Иконография образа не совсем обычная. На ее обратной стороне запечатлен образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что это связано с супругой святого Александра Невского. По иконографии она близка к Владимирской иконе Божией Матери. Название чудотворный образ получил от отца Александра Невского, великого князя Ярослава Всеволодовича, крещеного в честь Феодора Стратилата.
Согласно преданию, ее обрел брат князя, Юрий Всеволодович. Ее история связана с судьбой Руси – обретена икона была в трудные времена междоусобиц и монголо-татарского нашествия. Долгое время образ сопровождал князя Ярослава Всеволодовича, в крещении – Феодора, а затем его сына, князя Александра Невского. Широкое распространение почитания иконы Божией Матери Феодоровской связано с событиями начала семнадцатого века. Закончилось Смутное время и в тысяча шестьсот тринадцатом году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери двадцать седьмого марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы.Икона стояла в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор унаследовал икону после гибели Юрия в битве с монголо-татарами на реке Сити. Этим образом он благословил своего вступившего в брак сына, Александра Невского. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре. После смерти Невского икону хранил его младший брат, Василий. По преданию при очередном набеге ордынцев русское войско выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, монголо- татары были разгромлены и бежали.
Комментарии закрыты.