Православный календарь на 29 мая 2021 года
Православный календарь на 29 мая 2021 года
Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских; сщмч. Александра, епископа Иерусалимского (III);мчч. Вита, Модеста и мц. Крискентии питательницы (ок. 303); блж. отроковицы Музы Римляныни (V); Прпп. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614); свт. Георгия II, епископа Митиленского (IX); мч. Вукашина (1943) (Серб.).
Священное Писание
Деян. 12:1–11 (зач. 29). Ин. 8:31–42 (зач. 31).
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
Преподобный Феодор Освященный
Преподобный Феодор Освященный был учеником преподобного Пахомия Великого (память 15/28 мая). Назван он «освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Родился он около 316 г. в Египте и был сыном богатых родителей. Рано появилось в преподобном стремление к иноческой жизни, 14-ти лет от роду св. Феодор тайно ушел из родительского дома и поселился в одном из монастырей. Услышав о преподобном Пахомии Великом, юноша загорелся желанием увидеть святого старца, надеясь при его помощи лучше познать Бога и Его святую волю.
Достигнув Тавеннисской обители, он с любовью был принят преподобным, который был предуведомлен от Бога о его приходе. Став учеником великого аввы святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании и любви к братии. Видя разум и способности св. Феодора, преподобный Пахомий однажды поручил ему сказать поучение братии. Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно занял место Пахомия и произнес поучение, считая для себя законом волю старца, хотя некоторые из старших братий и оскорбились тем, что их поучает новоначальный. Удалившись в более уединенный монастырь, св. Пахомий ставит преподобного Феодора строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы св. Феодор становится во главе всех фиваидских обителей. Преподобный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений; к нему с особенным уважением относился святитель Афанасий Великий. Кончина преподобного последовала в 368 г.
Тропарь преподобному Феодору Освященному
глас 1
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Фео́доре:/ посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак преподобному Феодору Освященному
глас 2
В дому́ Бо́жии, я́ко фи́никс, процве́л еси́,/ плоды́ же доброде́телей Го́сподеви прине́сл поще́нием изря́дным,/ о́тче преподо́бне,/ те́мже и ублажа́ешися,// я́ко Безпло́тных равностоя́телен.
Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца (1545)
Родился 20 сентября 1412 г. в городе Кашине Тверской губернии в купеческой семье. Родители его обещали, что если у них будет сын, то они посвятят его Богу. С юных лет отрок стал вести жизнь постническую, изнуряя тело свое и удаляясь от детских игр. Оставив родительский дом, преподобный ушел в Калязинский монастырь Живоначальной Троицы. Пробыв в обители три года, он по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского († 1461; память 1/14 октября), где в 1437 г. принял монашеский постриг.
Родители, найдя преподобного Ефрема в обители, решили уговорить его возвратиться домой, но юный подвижник убедил их самих поступить в монастырь. В 1450 г. по благословению игумена святой поселился в келлии для безмолвных подвигов на озере Ильмень, близ устья реки Веренды. Здесь, смиряя «плоти похотныя мудрование», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», преподобный Ефрем пребыл «в пощениих многа лета», подражая древним великим отцам-пустынножителям.
Приняв сан пресвитера, св. Ефрем положил основание монастырю в честь Богоявления. Для удобной доставки воды в обитель преподобный прокопал проток из реки Веренды в Ильмень-озеро, от чего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.
После многих иноческих трудов преподобный Ефрем преставился 26 сентября 1492 г. 80 лет от роду. В 1509 г. монастырю грозило разрушение из-за частых наводнений. Преподобный Ефрем, явившись во сне игумену, указал новое место для расположения обители.
Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских
Прп Кассиан был учеником преподобного Корнилия Комельского († 1537, память 19 мая/1 июня), управлял Комельским монастырем во время ухода преподобного Корнилия на Сурское озеро. Избранный братией игуменом с благословения и согласия преподобного Корнилия, он старался во всем подражать своему учителю и строго соблюдал его устав. Следуя его указаниям, преподобный Кассиан наставлял иноков со страхом Божиим пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании и отгонять от себя все земные помыслы, трезвиться мыслью, бодрствовать душой и сокрушаться сердцем (устав «О церковном благочинии и о соборной молитве», гл. 1).
По возвращении преподобного Корнилия в обитель св. Кассиан с радостью встретил своего учителя, отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании своему старцу. Преподобный Кассиан преставился в 1537 г., опередив своего учителя и ранее его окончив свой подвиг.
Прп. Лаврентий -ученик преподобного Корнилия Комельского (память 19 мая/1 июня).
Подвизаясь в трудах, посте и молитвах, преподобный Лаврентий по указанию преподобного Корнилия был поставлен во игумена монастыря. При нашествии татар, по совету старца, он удалился с братией в леса и, когда опасность миновала, вернулся на прежнее место.
После смерти своего наставника святой управлял монастырем десять лет, заботясь о его благоустройстве, и среди настоятельских трудов не оставлял своего любимого занятия – переписки книг. После многих трудов и подвигов скончался преподобный Лаврентий 16 мая 1548 г.
Святой священномученик Александр Иерусалимский
Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном. В начале III века святой Александр был сделан епископом во Флавии, в Каппадокии. В гонение Септимия Севера за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет. По освобождении из заключения святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью. Он был известен своею любовью к просвещению.
При Иерусалимской церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. В гонение Декия святой Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал дух свой Господу
Святые мученики Вит, Модест и Крискентия-питательница
мученики Вит, Модест и Крискентия-питательница пострадали за Христа в царствование императора Диоклитиана (284–305). Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Узнав об этом, правитель Валериан призвал Гиласа и советовал ему отвратить сына от веры во Христа. Как раз в то время император издал указ о гонении на христиан, и поэтому не только отрок, но и весь дом Гиласа мог пострадать. Но Гилас не смог убедить святого Вита и стал избивать отрока. Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа.
Чтобы совратить сына в плотский грех, Гилас окружил его роскошью, привел к нему красивых девиц. Святому подавали самую вкусную пищу, устраивали пиры и забавы, но желаемых результатов не добились. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.
Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом. Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклитиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крестным знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: «Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас». Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С неба был голос: «Услышана молитва твоя». Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года. Память этих святых совершается также 16 мая. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский (память 28 сентября) создал в честь святого мученика Вита храм, в котором был впоследствии погребен.
Блаженная Муза Римляныня отроковица
Блаженная Муза жила в V веке. Известно, что она отличалась благонравием. О ней рассказал святой Григорий Двоеслов, папа Римский, своему архидиакону Петру то, что слышал от брата Музы, Прова. Однажды во сне блаженной явилась Пресвятая Богородица, окруженная отроковицами, и спросила ее: «Хочешь ли следовать за Мною и жить вместе с этими отроковицами?» «Хочу», – отвечала девочка. «Не делай же ничего нехорошего, избегай смеха и детских игр. В 30-й день Я приду за тобою, и ты будешь с нами». С того времени Муза стала серьезной и постоянно сосредоточенно молилась. Отвечая на расспросы удивленных родителей, святая Муза рассказала им о видении. На 25-й день девочка заболела, а в 30-ый снова увидела Божию Матерь. Со словами: «Иду, иду, Госпожа моя!» – блаженная отроковица преставилась к Богу.
Прпп. отцы, в Лавре св. Саввы избиенные
Святитель Георгий, епископ Митиленский
Святитель Георгий был поставлен епископом Митиленским в 820–829 годах, во время иконоборческих смут. Скончался в 842 году в Митилене. В XII веке святые мощи его видел русский игумен Даниил, путешествовавший по Востоку и оставивший описание этого путешествия.
Мученик Вукашин из Клепца
В Клепце находилась старинная, начала XVI века, церковь святого апостола Луки – задушбина (задушбины – храмы и монастыри, строившиеся на пожертвования верующих, во спасение души, – «за душу») известных сербских храмостроителей Милорадовичей и церковь Преображения Господня (до основания, так же, как и само село, разрушенная хорватами в 1992 году). Старец Вукашин происходил из рода Мандран, родился, вероятно, в конце XIX века. Вырос в родном селе, повзрослев, уехал на заработки в столицу Боснии Сараево. С установлением новой власти, Независимой Державы Хорватской, Вук был вынужден вернуться в родное село, но хорватские усташи римо-католики добрались и до тех краев. От их страшного нашествия на сербские земли пострадала вся семья Вукашина, так же, как и многие другие православные сербские семьи, а он сам вместе с другими уцелевшими сербами был угнан в известный концлагерь для сербов – Ясеновац. В январе 1943 года старец Вукашин был зверски убит усташским палачом Жилой Фригаповичем.
Комментарии закрыты.