• Жизнь
    • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Войти
Предложить новость

Календарь Молитвослов Библия

Войти
Предложить новость
  • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Предложить новость
ГлавнаяВидеоПравославный календарь на 8 июля 2021 года
Православный календарь на 8 июля 2021 года
  • 07.07.2021
  • 0 комментариев
  • Татиана
  • Рубрика: Видеожития святых
Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций
Православный календарь 10 января 2018 года

Православный календарь на 8 июля 2021 года

Православный календарь на 8 июля 2021 года
Седмица 3-я по Пятидесятнице. Апостольский пост. Постный календарь. Глас 1-й

Прмц. Февро́нии девы (ок. 304).

Блгвв. кнн. Петра́ (в иночестве Дави́да) и Февро́нии (в иночестве Евфроси́нии), Муромских чудотворцев (1228); прп. Далма́та Исетского, Пермского, основателя Далматовского Свято-Успенского монастыря (1697).

Сщмч. Васи́лия Милицына, пресвитера (1918); исп. Ни́кона Оптинского (Беляева), иеромонаха (1931); сщмч. Васи́лия Протопопова, пресвитера (1940).

Священное Писание

Рим. 8:22-27. Мф. 10:23-31

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фев­ро­ния де­ва

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фев­ро­ния де­ва по­стра­да­ла в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305). Она вос­пи­ты­ва­лась в мо­на­сты­ре в го­ро­де Си­ва­по­ле (Ас­си­рий­ская об­ласть). На­сто­я­тель­ни­цей оби­те­ли бы­ла игу­ме­ния Ври­ен­на, тет­ка свя­той Фев­ро­нии. Игу­ме­ния, за­бо­тясь о спа­се­нии свя­той Фев­ро­нии, на­зна­чи­ла ей бо­лее стро­гий об­раз жиз­ни, чем осталь­ным ино­ки­ням. По уста­ву оби­те­ли по пят­ни­цам сест­ры остав­ля­ли свои по­слу­ша­ния и весь день про­во­ди­ли в мо­лит­ве и чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Обыч­но игу­ме­ния по­ру­ча­ла чте­ние свя­той Фев­ро­нии.

Сла­ва о ее бла­го­че­сти­вой жиз­ни рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду. Знат­ная мо­ло­дая вдо­ва Иерия, языч­ни­ца, ста­ла по­се­щать свя­тую Фев­ро­нию. Под вли­я­ни­ем ее на­став­ле­ний и мо­литв она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние и при­ве­ла к Хри­сто­вой ве­ре сво­их ро­ди­те­лей и род­ствен­ни­ков.

Дио­кли­ти­ан на­пра­вил в Ас­си­рию для ис­треб­ле­ния хри­сти­ан от­ряд во­и­нов во гла­ве с Ли­си­ма­хом, Се­ли­ном и При­мом. Се­лин, дя­дя Ли­си­ма­ха, от­ли­чал­ся же­сто­ко­стью в от­но­ше­нии хри­сти­ан, а Ли­си­мах был рас­по­ло­жен к ним, так как его мать ста­ра­лась вну­шить сы­ну лю­бовь к хри­сти­ан­ской ве­ре и умер­ла хри­сти­ан­кой. Ли­си­мах до­го­во­рил­ся со сво­им род­ствен­ни­ком При­мом по ме­ре воз­мож­но­сти из­бав­лять хри­сти­ан от рук му­чи­те­лей. Ко­гда от­ряд во­и­нов при­бли­зил­ся к оби­те­ли, на­сель­ни­цы скры­лись. В мо­на­сты­ре оста­лись толь­ко игу­ме­ния Ври­ен­на, ее по­мощ­ни­ца Фо­ма­и­да и свя­тая Фев­ро­ния, ко­то­рая в то вре­мя тя­же­ло бо­ле­ла. Игу­ме­ния силь­но скор­бе­ла, что ее пле­мян­ни­ца по­па­дет в ру­ки му­чи­те­лей, ко­то­рые мог­ли над­ру­гать­ся над ней, и го­ря­чо мо­ли­лась, чтобы Гос­подь со­хра­нил ее и укре­пил в ис­по­ве­да­нии Хри­ста Спа­си­те­ля. Се­лин при­ка­зал при­ве­сти к нему всех ино­кинь оби­те­ли. Прим с от­ря­дом во­и­нов не на­шел ни­ко­го, кро­ме двух ста­риц и свя­той Фев­ро­нии. Он со­жа­лел, что и они не скры­лись, и пред­ло­жил ино­ки­ням уй­ти. Но ино­ки­ни ре­ши­ли не по­ки­дать ме­ста сво­их по­дви­гов и по­ло­жить­ся на во­лю Гос­под­ню.

Прим рас­ска­зал Ли­си­ма­ху о необык­но­вен­ной кра­со­те свя­той Фев­ро­нии и со­ве­то­вал взять ее се­бе в же­ны. Ли­си­мах от­ве­тил, что не же­ла­ет со­блаз­нять дев, по­свя­щен­ных Бо­гу, и про­сил При­ма укрыть где-ни­будь остав­ших­ся ино­кинь, чтобы они не по­па­ли в ру­ки Се­ли­на. Один из сол­дат под­слу­шал раз­го­вор и до­нес Се­ли­ну. Свя­тую Фев­ро­нию со свя­зан­ны­ми ру­ка­ми и це­пью на шее при­ве­ли к во­е­на­чаль­ни­ку. Се­лин пред­ло­жил ей от­ка­зать­ся от ве­ры во Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, он обе­щал по­че­сти, на­гра­ды и брак с Ли­си­ма­хом. Свя­тая де­ва твер­до и неустра­ши­мо от­ве­ти­ла, что име­ет Бес­смерт­но­го Же­ни­ха и не про­ме­ня­ет Его ни на ка­кие зем­ные бла­га. Се­лин под­верг ее же­сто­ким му­кам. Свя­тая мо­ли­лись: «Спа­си­тель мой, не по­кинь ме­ня в этот страш­ный час!» Му­че­ни­цу дол­го би­ли, кровь ру­чья­ми тек­ла из ран. Чтобы уве­ли­чить стра­да­ния свя­той Фев­ро­нии, ее по­ве­си­ли на де­ре­ве и разо­жгли под ней огонь. Му­че­ния бы­ли так бес­че­ло­веч­ны, что на­род стал кри­ком тре­бо­вать пре­кра­ще­ния ис­тя­за­ния ни в чем не по­вин­ной де­вуш­ки. Но Се­лин про­дол­жал из­де­вать­ся и на­сме­хать­ся над му­че­ни­цей. Свя­тая Фев­ро­ния мол­ча­ла. От сла­бо­сти она не мог­ла го­во­рить ни сло­ва. В яро­сти Се­лин при­ка­зал вы­рвать ей язык, вы­бить зу­бы, от­ре­зать гру­ди и, на­ко­нец, от­сечь обе ру­ки и но­ги. Лю­ди не вы­но­си­ли ужас­но­го зре­ли­ща и ухо­ди­ли с ме­ста му­че­ния, про­кли­ная Дио­кли­ти­а­на и его бо­гов.

Сре­ди тол­пы при­сут­ство­ва­ла ино­ки­ня Фо­ма­и­да, ко­то­рая впо­след­ствии по­дроб­но опи­са­ла му­че­ни­че­ский по­двиг свя­той Фев­ро­нии, и уче­ни­ца свя­той де­вы Иерия. Она вы­шла из тол­пы и во все­услы­ша­ние уко­ря­ла Се­ли­на за без­мер­ную же­сто­кость. Он при­ка­зал схва­тить ее, но, узнав, что Иерию как знат­ную жен­щи­ну небез­опас­но под­вер­гать ис­тя­за­ни­ям, оста­вил ее, ска­зав: «Сво­и­ми ре­ча­ми ты на­вле­ка­ешь на Фев­ро­нию еще боль­шие му­ки». На­ко­нец, свя­той му­че­ни­це Фев­ро­нии от­сек­ли го­ло­ву.

Ухо­дя с ме­ста каз­ни, Ли­си­мах пла­кал и за­тво­рил­ся в сво­ем по­ме­ще­нии. Се­лин со­би­рал­ся обе­дать, но не мог при­нять пи­щи и хо­дил по по­ко­ям сво­е­го двор­ца. Вне­зап­но, по­смот­рев вверх, он вдруг ли­шил­ся язы­ка, за­мы­чал по­доб­но во­лу, упал и, уда­рив­шись о мра­мор­ную ко­лон­ну, раз­бил се­бе го­ло­ву и тут же умер. Ко­гда Ли­си­мах узнал о про­ис­шед­шем, то про­из­нес: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский, Он до­сто­ин по­чи­та­ния, по­то­му что ото­мстил за непо­вин­ную кровь!» Он при­го­то­вил ков­чег, вло­жил в него рас­се­чен­ное те­ло му­че­ни­цы и от­нес в мо­на­стырь. Игу­ме­ния Ври­ен­на упа­ла без чувств, уви­дев изуро­до­ван­ные остан­ки свя­той Фев­ро­нии. К ве­че­ру она при­шла в чув­ство и по­ве­ле­ла от­крыть мо­на­стыр­ские во­ро­та, чтобы все мог­ли прий­ти по­кло­нить­ся свя­той му­че­ни­це и про­сла­вить Бо­га, да­ро­вав­ше­го ей та­кое тер­пе­ние в стра­да­ни­ях за Хри­ста Спа­си­те­ля. Ли­си­мах и Прим то­гда же от­рек­лись от идо­ло­по­клон­ства, при­ня­ли Кре­ще­ние и ино­че­ство. Иерия пе­ре­да­ла свое бо­гат­ство в мо­на­стырь и про­си­ла игу­ме­нию Ври­ен­ну при­нять ее в оби­тель вме­сто свя­той Фев­ро­нии.

Еже­год­но в день му­че­ни­че­ский кон­чи­ны свя­той Фев­ро­нии в оби­те­ли со­вер­ша­лось тор­же­ство. Во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния сест­ры оби­те­ли все­гда ви­де­ли свя­тую Фев­ро­нию, ко­то­рая за­ни­ма­ла свое обыч­ное ме­сто в хра­ме. От мо­щей свя­той му­че­ни­цы со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния. Жи­тие свя­той Фев­ро­нии бы­ло на­пи­са­но сви­де­тель­ни­цей ее по­дви­га ино­ки­ней Фо­ма­и­дой.

В 363 го­ду мо­щи свя­той Фев­ро­нии бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­той Фев­ро­нии свя­той Иа­ков, епи­скоп Ни­зи­бий­ский (па­мять 13 ян­ва­ря), со­здал цер­ковь и пе­ре­нес в нее ча­сти­цу мо­щей свя­той му­че­ни­цы.

Дни памяти

8 июля

19 сентября — переходящая — Перенесение мощей

23 июня — Собор Рязанских святых

6 июля — Собор Владимирских святых

БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР, В ИНОЧЕСТВЕ ДАВИД, И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ, В ИНОЧЕСТВЕ ЕВФРОСИНИЯ, МУРОМСКИЕ

Дни памяти

8 июля

19 сентября — переходящая — Перенесение мощей

23 июня — Собор Рязанских святых

6 июля — Собор Владимирских святых

Бла­го­вер­ный князь Петр был вто­рым сы­ном Му­ром­ско­го кня­зя Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Он всту­пил на Му­ром­ский пре­стол в 1203 го­ду. За несколь­ко лет до это­го свя­той Петр за­бо­лел про­ка­зой, от ко­то­рой ни­кто не мог его из­ле­чить. В сон­ном ви­де­нии кня­зю бы­ло от­кры­то, что его мо­жет ис­це­лить дочь пче­ло­во­да, бла­го­че­сти­вая де­ва Фев­ро­ния, кре­стьян­ка де­рев­ни Лас­ко­вой в Ря­зан­ской зем­ле. Свя­той Петр по­слал в ту де­рев­ню сво­их лю­дей.

Ко­гда князь уви­дел свя­тую Фев­ро­нию, то так по­лю­бил ее за бла­го­че­стие, муд­рость и доб­ро­ту, что дал обет же­нить­ся на ней по­сле ис­це­ле­ния. Свя­тая Фев­ро­ния ис­це­ли­ла кня­зя и вы­шла за него за­муж. Свя­тые су­пру­ги про­нес­ли лю­бовь друг ко дру­гу через все ис­пы­та­ния. Гор­дые бо­яре не за­хо­те­ли иметь кня­ги­ню из про­сто­го зва­ния и по­тре­бо­ва­ли, чтобы князь от­пу­стил ее. Свя­той Петр от­ка­зал­ся, и су­пру­гов из­гна­ли. Они на лод­ке от­плы­ли по Оке из род­но­го го­ро­да. Свя­тая Фев­ро­ния под­дер­жи­ва­ла и уте­ша­ла свя­то­го Пет­ра. Но вско­ре го­род Му­ром по­стиг гнев Бо­жий, и на­род по­тре­бо­вал, чтобы князь вер­нул­ся вме­сте со свя­той Фев­ро­ни­ей.

Свя­тые су­пру­ги про­сла­ви­лись бла­го­че­сти­ем и ми­ло­сер­ди­ем. Скон­ча­лись они в один день и час 25 июня 1228 го­да, при­няв пе­ред этим мо­на­ше­ский по­стриг с име­на­ми Да­вид и Ев­фро­си­ния. Те­ла свя­тых бы­ли по­ло­же­ны в од­ном гро­бе.

Свя­тые Петр и Фев­ро­ния яв­ля­ют­ся об­раз­цом хри­сти­ан­ско­го су­пру­же­ства. Сво­и­ми мо­лит­ва­ми они низ­во­дят Небес­ное бла­го­сло­ве­ние на всту­па­ю­щих в брак.

Молитвы

Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Пре­по­доб­ный Дал­мат Исетский Пермский

Го­род Дал­ма­то­во – од­но из пер­вых рус­ских по­се­ле­ний в За­ура­лье, стар­ше со­сед­них го­ро­дов Шад­рин­ска и Кур­га­на, стар­ше да­же Санкт-Пе­тер­бур­га, а го­род Ка­менск-Ураль­ский на­чал­ся с по­се­лья на зем­лях Дал­ма­тов­ско­го мо­на­сты­ря на ре­ке Же­ле­зян­ке. Это вре­мя за­се­ле­ния Си­би­ри рус­ски­ми людь­ми – про­дви­же­ние Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства на во­сток. Свое на­зва­ние го­род по­лу­чил от Дал­ма­тов­ско­го Успен­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го стал в да­ле­ком 1644 го­ду от Рож­де­ства Хри­сто­ва ста­рец Дал­мат.

До по­стри­же­ния в мо­на­хи пре­по­доб­ный Дал­мат в ми­ру был Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем Мок­рин­ским. Ро­дил­ся он в 1594 го­ду в го­ро­де-кре­по­сти (остро­ге) Бе­ре­зо­ве. Жил в То­боль­ске, со­сто­ял на го­су­да­ре­вой служ­бе, был же­нат, имел де­тей. Отец его был ка­за­чьим ата­ма­ном, мать, как неко­то­рые счи­та­ли, – до­че­рью но­во­кре­щен­но­го та­та­ри­на из ро­да мур­зы Или­гея, вла­дель­ца зе­мель по бе­ре­гам ре­ки Ис­е­ти.

По­сле смер­ти же­ны Дмит­рий Мок­рин­ский ушел в Невьян­ский мо­на­стырь, где и был на­ре­чен Дал­ма­том. За свою на­чи­тан­ность и при­вер­жен­ность к ве­ре Дал­мат поль­зо­вал­ся та­ким ува­же­ни­ем бра­тии, что воз­на­ме­ри­лись они по­ста­вить Дал­ма­та на­став­ни­ком. Но, не же­лая этой че­сти, стре­мясь к уеди­не­нию, Дал­мат тай­но по­ки­нул Невьян­ский мо­на­стырь и ушел на даль­нее по­се­ле­ние, за­хва­тив с со­бою ро­до­вую ико­ну Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Нет, не убо­гий ста­рец ухо­дил в ино­че­ский по­двиг, а че­ло­век, рас­счи­ты­вав­ший на свои си­лы и Бо­жию по­мощь. Ведь ему при­шлось нести на се­бе не толь­ко тя­же­лую ико­ну, но и все, что необ­хо­ди­мо для уеди­нен­но­го бы­тия.

По со­ве­ту жи­те­ля Кир­гин­ской сло­бо­ды Се­ме­на Сос­нов­ско­го Дал­мат вы­брал для уеди­не­ния удоб­ное в гео­гра­фи­че­ском от­но­ше­нии ме­сто – вы­со­кий об­ры­ви­стый холм – бе­рег ре­ки Ис­е­ти, уро­чи­ще Бе­лое Го­ро­ди­ще – при сли­я­нии рек Те­чи и Ис­е­ти. Пер­вым жи­ли­щем его бы­ла пе­ще­ра око­ло чи­сто­го клю­ча.

Зем­ли, на ко­то­рых по­се­лил­ся Дал­мат в 1644 г., при­над­ле­жа­ли та­тар­ско­му мур­зе Или­гею и сда­ва­лись им в арен­ду для про­мыс­лов «ир­бит­цам и невьян­цам Ко­роле­вым и Ши­пи­цы­ным». Или­гей два­жды пы­тал­ся во­ору­жен­ным пу­тем из­гнать Дал­ма­та из сво­их вла­де­ний. Труд­но ска­зать, ка­ким об­ра­зом стар­цу уда­лось одер­жать по­бе­ду в борь­бе за эти зем­ли. Счи­та­лось, что успех Дал­ма­та был обес­пе­чен его род­ством с Или­ге­ем по ма­те­рин­ской ли­нии, но со­чи­не­ние Иса­а­ка со­об­ща­ет, что этот факт не со­от­вет­ству­ет ис­тине. Оно та­ким об­ра­зом опи­сы­ва­ет этот эпи­зод: «…при­и­де той Или­гей та­та­рин к стар­цу Дал­ма­ту во об­ра­зе аки зве­ря и хо­тя ево уби­ти. Ста­рец же, ви­дев ево та­ко яря­ща­ся и по­мыс­лив че­ло­ве­че­ски, вос­по­мя­нув апо­сто­ла Пав­ла: «В Ри­ме быв­ша рим­ля­нам на­зва­ся» и прот­чая, так­же и ста­рец Дал­мат при­чел­ся к нему, та­та­ри­ну, ро­дом по­не­же по сест­ре ево: «А ма­ти моя от си­бир­ских та­тар от но­во­кре­ще­на ро­ди­ла­ся». И то слы­ша оный Или­гей та­та­рин и абие пре­ста на ма­лое вре­мя от убий­ства».

Вто­рой раз Или­гей воз­же­лал со­гнать стар­ца, но Дал­ма­та спас­ло чу­до – бо­же­ствен­ное про­зре­ние та­тар­ско­го мур­зы. По до­ро­ге к пе­ще­ре Дал­ма­та Или­гея на­стиг­ла ночь, и во сне ему бы­ло ви­де­ние: Бо­го­ро­ди­ца в баг­ря­ных ри­зах с хлы­сти­ком в ру­ках по­веле­ва­ла та­тар­ско­му мур­зе не толь­ко не тро­гать стар­ца, в том чис­ле и злым сло­вом, но и от­дать ему вот­чи­ну. Или­гея охва­тил ужас, и во ис­куп­ле­ние сво­их гре­хов он пе­ре­дал Дал­ма­ту вла­де­ния на Бе­лом Го­ро­ди­ще вес­ной 1646 г. Та­ким об­ра­зом, мо­на­стыр­ская ле­ген­да пред­став­ля­ла пе­ре­да­чу зе­мель­ных уго­дий ос­но­ва­те­лю мо­на­сты­ря как доб­ро­воль­ное по­жа­ло­ва­ние. Ско­рее все­го, Дал­мат до­го­во­рил­ся с Или­ге­ем об арен­де этой зем­ли за бо­лее вы­со­кую пла­ту, чем преды­ду­щие арен­да­то­ры – Ко­роле­вы и Ши­пи­цы­ны.

То­боль­ский бо­ярин Па­вел Шуль­гин опи­сал мо­на­стыр­скую вот­чи­ну по тем ме­жам, по ко­то­рым Или­гей от­дал ее Дал­ма­ту в при­сут­ствии род­ствен­ни­ков и со­пле­мен­ни­ков. Дли­на вла­де­ний «от вы­со­ко­ва Сос­но­во­го Яру» до «Атя­шу озе­ра» со­ста­ви­ла при­мер­но 90 верст, ши­ри­на – 25-30 верст. На­вер­ное, с тех пор и по­шла у мо­на­хов по­го­вор­ка: «Вплоть до Атя­ша все на­ше».

Спу­стя 5 лет, в 1651 г., стар­цы об­ра­ти­лись с че­ло­бит­ной к ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу и то­боль­ско­му во­е­во­де Б.Б. Ше­ре­ме­тье­ву с прось­бой о по­жа­ло­ва­нии им этих зе­мель. В 1659 го­ду по ука­зу ца­ря бы­ли уста­нов­ле­ны гра­ни­цы мо­на­стыр­ской вот­чи­ны. По­лу­чив цар­скую жа­ло­ван­ную гра­мо­ту, мо­на­стырь стал за­кон­ным вла­дель­цем зе­мель­ных уго­дий на р. Ис­е­ти. В даль­ней­шем тер­ри­то­рия мо­на­сты­ря еще не раз рас­ши­ря­лась за счет при­об­ре­те­ния та­тар­ских зе­мель.

Мо­на­стырь за­ни­мал вы­год­ное стра­те­ги­че­ское и гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние и по­это­му стал свое­об­раз­ны­ми во­ро­та­ми для за­се­ле­ния об­шир­но­го Ис­ет­ско­го края. Он с пер­вых лет ос­но­ва­ния ма­нил к се­бе все но­вых и но­вых по­се­лен­цев. Пер­вы­ми рус­ски­ми по­се­лен­ца­ми бы­ли ис­ет­ские ка­за­ки, по­том­ки ка­зац­кой дру­жи­ны Ер­ма­ка. Слух о но­вом мо­на­сты­ре рас­про­стра­нил­ся, и сю­да ста­ли при­бы­вать лю­ди из Вер­хо­тур­ско­го уез­да, с Усо­лья и дру­гих мест, при­но­ся сю­да свои фа­ми­лии и про­зва­ния, жи­ву­щие и по­ныне.

К 1651 г. пер­вые на­сель­ни­ки Дал­ма­то­вой пу­сты­ни по­стро­и­ли на Бе­лом Го­ро­ди­ще по бла­го­сло­ве­нию То­боль­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ге­ра­си­ма Крем­не­ва де­ре­вян­ную ча­сов­ню, кел­лии и огра­ду – пер­вые по­строй­ки бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря. Но им бы­ло суж­де­но про­сто­ять недол­го. Как со­об­ща­ют до­ку­мен­ты, «в то ле­то по всей Ис­е­ти ни­кто рус­ских лю­дей не жи­вал ни­где, и при­шли на них (т.е. жи­те­лей мо­на­сты­ря) ра­тию кал­мыц­кие лю­ди, и ча­сов­ню и кел­лии у стар­цев и труд­ни­ков по­жгли и по­би­ли, а иных в по­лон по­бра­ли, толь­ко оста­лась на по­жа­ре в пеп­ле ико­на Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы невре­ди­ма, и ста­рец Дал­мат со­хра­нен бысть». С тех пор ико­на Успе­ния Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы счи­та­ет­ся за­щит­ни­цей и по­кро­ви­тель­ни­цей Дал­ма­тов­ско­го мо­на­сты­ря. Эта ико­на бы­ла при­не­се­на на Бе­лое Го­ро­ди­ще Дал­ма­том из Невьян­ско­го мо­на­сты­ря. Вновь во­круг Дал­ма­та со­бра­лись спо­движ­ни­ки, и мо­на­стырь воз­ро­дил­ся. Бы­ли по­стро­е­ны цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, кел­лии, мо­на­стыр­ские служ­бы, огра­да с баш­ня­ми.

В 1662–1664 гг. пу­стынь опять под­верг­лась опу­сто­ши­тель­ным на­па­де­ни­ям баш­кир­ских ко­че­вых пле­мен и вну­ков по­след­не­го си­бир­ско­го ха­на Ку­чу­ма. Но по­сле каж­до­го ра­зо­ре­ния оби­тель вновь от­стра­и­ва­лась. Ста­рец Дал­мат пе­ре­жил тя­же­лые го­ди­ны бед­ствий и ис­пы­та­ний. Несколь­ко раз он был бли­зок к смер­ти, два­жды на его гла­зах мо­на­стырь был уни­что­жен до ос­но­ва­ния, и два­жды он сно­ва воз­во­дил его из гру­ды пеп­ла и раз­ва­лин.

Дал­мат, не ис­кав­ший по сво­е­му сми­ре­нию су­ет­ной сла­вы и вла­сти, до са­мой смер­ти остал­ся лишь про­стым стар­цем-ино­ком, несмот­ря на то, что ему как ос­но­ва­те­лю, устро­и­те­лю и ру­ко­во­ди­те­лю мо­на­сты­ря по пра­ву при­над­ле­жа­ло и на­сто­я­тель­ство в нем. Но хо­тя офи­ци­аль­но мо­на­сты­рем управ­ля­ли дру­гие стар­цы (так, в 1667 г. игу­ме­ном мо­на­сты­ря был на­зна­чен сын Дал­ма­та Иса­ак), ав­то­ри­тет Дал­ма­та был ве­лик, и его сло­во бы­ло ре­ша­ю­щим. Он все­гда был сто­рон­ни­ком стро­го­го со­блю­де­ния ре­ли­ги­оз­ных ка­но­нов, и ни­ка­кие об­сто­я­тель­ства не мог­ли за­ста­вить его от­сту­пить от них. В та­ком же ду­хе он на­став­лял и мо­на­стыр­скую бра­тию.

Умер Дал­мат 25 июня 1697 г. в воз­расте 103 лет. Сле­до­ва­тель­но, год его рож­де­ния – 1594 г. Он был по­хо­ро­нен в мо­на­сты­ре на ме­сте са­мой пер­вой церк­ви, ко­гда-то со­жжен­ной ко­чев­ни­ка­ми. Еще при жиз­ни Дал­мат из­го­то­вил се­бе гроб (вы­дол­бил из боль­шо­го де­ре­ва), ко­то­рый дол­гие го­ды хра­нил­ся в са­рае. Для за­хо­ро­не­ния Дал­ма­та был со­ору­жен кир­пич­ный склеп. В 1707 г. над скле­пом бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная усы­паль­ни­ца или ча­сов­ня.

Усы­паль­ни­ца Дал­ма­та бы­ла глав­ной свя­ты­ней мо­на­сты­ря. За ней сле­ди­ли, вос­ста­нав­ли­ва­ли по­сле по­жа­ров, под­нов­ля­ли, укра­ша­ли. Са­ма гроб­ни­ца бы­ла рас­пи­са­на сю­же­та­ми и сти­ха­ми о пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии мо­на­сты­ря и ино­че­ском по­дви­ге ее ос­но­ва­те­ля.

Бра­тия мо­на­сты­ря бе­реж­но хра­ни­ла па­мять о «на­чаль­ном» стар­це, его ве­щи ста­ли свое­об­раз­ны­ми сим­во­ла­ми тор­же­ства пра­во­слав­ной ве­ры. Это ши­шак и коль­чу­га, по­да­рен­ные Дал­ма­ту мур­зой Или­ге­ем в знак при­ми­ре­ния, ке­лей­ная ман­тия и кло­бук. Поз­же, по­сле смер­ти ар­хи­манд­ри­та Иса­а­ка, в усы­паль­ни­це по­яви­лись его по­сох, ман­тия и кло­бук, а сам он был по­гре­бен в при­дель­ной церк­ви во имя пре­по­доб­но­го Дмит­рия При­луц­ко­го.

От го­да к го­ду все боль­ше лю­дей при­хо­ди­ло в мо­на­стырь, чтобы по­мо­лить­ся в усы­паль­ни­це Дал­ма­та, взять во­ды из род­ни­ка. На­род­ная па­мять хра­ни­ла рас­ска­зы о вы­здо­ров­ле­нии стра­дав­ших неду­гом по­сле мо­лит­вы в ча­совне Дал­ма­та, а во­да из род­ни­ка счи­та­лась це­леб­ной. Дал­ма­та ста­ли счи­тать по­кро­ви­те­лем во­и­нов, и пе­ред от­прав­кой в ар­мию мо­ло­дые лю­ди обя­за­тель­но при­хо­ди­ли к его гроб­ни­це, на­де­ва­ли на се­бя коль­чу­гу и ши­шак, тем са­мым как бы по­лу­чая обе­рег. Та­ким об­ра­зом, на­род­ная мол­ва со­зда­ла во­круг име­ни Дал­ма­та, его мо­ги­лы и ве­щей оре­ол свя­то­сти.

В 1871 г. на мо­ги­ле ино­ка Дал­ма­та был по­стро­ен но­вый ка­мен­ный храм Всех Скор­бя­щих ра­до­сти. Ал­тарь и соб­ствен­но храм на­хо­ди­лись в се­ре­дине зда­ния и бы­ли окру­же­ны раз­лич­ны­ми по­ме­ще­ни­я­ми: с во­сто­ка – для риз­ни­цы и цер­ков­ной утва­ри, с юга – «для бес­при­ют­ных и страж­ду­щих ду­хов­ных лиц», с се­ве­ра – для пре­ста­ре­лой немощ­ной мо­на­ше­ству­ю­щей бра­тии.

В 1896 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Дал­ма­та в па­мять ис­пол­няв­ше­го­ся 250-ле­тия су­ще­ство­ва­ния Дал­ма­тов­ской оби­те­ли вме­сто де­ре­вян­ной ча­сов­ни бы­ла воз­ве­де­на ка­мен­ная усы­паль­ни­ца. В но­вой усы­паль­ни­це бы­ла вос­со­зда­на преж­няя об­ста­нов­ка. Из­нут­ри ее сте­ны бы­ли укра­ше­ны жи­во­пи­сью на те­мы жи­тия стар­ца Дал­ма­та. Так же, как и в де­ре­вян­ной ча­совне, за гроб­ни­цей сто­ял боль­ших раз­ме­ров крест-рас­пя­тие с пред­сто­я­щи­ми, «все ли­ца жи­во­пи­си ста­рин­ной». На се­вер­ной стене усы­паль­ни­цы бы­ли раз­ме­ще­ны порт­ре­ты Дал­ма­та и его сы­на – ар­хи­манд­ри­та Иса­а­ка. По утвер­жде­нию Г. Плот­ни­ко­ва, эти порт­ре­ты бы­ли на­пи­са­ны мас­ля­ны­ми крас­ка­ми с на­ту­ры.

К 300-ле­тию пре­став­ле­ния свя­то­го в 1997 г. бы­ли со­став­ле­ны ему служ­ба и ака­фист. В 2004 го­ду по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха всея Ру­си Алек­сия II пре­по­доб­но­го Дал­ма­та Ис­ет­ско­го при­чис­ли­ли к мест­но­чти­мым свя­тым Кур­ган­ской епар­хии, по­чи­та­е­мо­му в ли­ке Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, с уста­нов­ле­ни­ем дня па­мя­ти 8 июля.

Молитвы

Тропарь преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 2

Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чу́десно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ми­ли­цын

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий – Ва­си­лий Сте­па­но­вич Ми­ли­цын – ро­дил­ся в 1861 го­ду. Окон­чив Ка­мыш­лов­ское уезд­ное учи­ли­ще, он был в 1887 го­ду ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в хра­ме в Вос­кре­сен­ской сло­бо­де Че­ля­бин­ско­го уез­да Орен­бург­ской гу­бер­нии. 8 фев­ра­ля 1894 го­да диа­кон Ва­си­лий был пе­ре­ве­ден в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в го­ро­де Шад­рин­ске. В 1897 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в Верхне-Уфа­лей­ском за­во­де Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, а за­тем в хра­ме се­ла Кун­гур­ское. 9 ав­гу­ста 1907 го­да отец Ва­си­лий был на­зна­чен во Вхо­до-Иеру­са­лим­ский храм Нижне-Та­гиль­ско­го за­во­да Вер­хо­тур­ско­го уез­да, а 7 ок­тяб­ря 1909 го­да в Ни­коль­ский храм се­ла Верх-Клю­чев­ское Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. В 1915 го­ду он слу­жил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви се­ла Алек­се­ев­ское то­го же уез­да[1]. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ми­ли­цын был убит без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми 25 июня 1918 го­да в го­ро­де Ка­мыш­ло­ве[2].

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 463

При­ме­ча­ния

[1] Спра­воч­ная книж­ка Ека­те­рин­бург­ской епар­хии за 1904 год. С. 94.
Спра­воч­ная книж­ка Ека­те­рин­бург­ской епар­хии за 1915 год. С. 87.
Ека­те­рин­бург­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. 1894. № 8. С. 204. № 17-18. С. 924; 1907. № 31. С. 409; 1909. № 39. С. 753.

[2] УГААОСО. Ф. 1, оп. 2, д. 16854, л. 50.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Православный календарь на 8 июля 2021 года

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

0 комментариев
жития святых

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Православный календарь
0 комментариев
Видеожития святых

Православный календарь на 23 июня 2022 года

Первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи

Слово об Иоанне Предтече. Митрополит Антоний Сурож...

  • 06.07.2021
  • 0 комментариев
В пространстве Встречи. Стихи о любви и верности

В пространстве Встречи. Стихи о любви и верности

  • 08.07.2021
  • 0 комментариев

Поделиться

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

0 комментариев
жития святых

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Православный календарь
0 комментариев
Видеожития святых

Православный календарь на 23 июня 2022 года

Житие святой первомученицы равноапостольной Феклы
0 комментариев
жития святых

Житие святой первомученицы равноапостольной Феклы

Самые читаемые

0 комментариев
Веражития святых

Поздравляем с днем Ангела всех Ирин!

Знаете ли вы, что солнце на Пасху "играет"? (+ Видео)
0 комментариев
Видео

Знаете ли вы, что солнце на Пасху «играет»? (+ Видео)

В этот день в Тегеране был растерзан Александр Грибоедов
0 комментариев
жития святых

В этот день в Тегеране был растерзан Александр Грибоедов

0 комментариев
Видео

Протоиерей Димитрий Климов: Опомнитесь!

Самые лучшие

0 комментариев
Видео

Обет верности

0 комментариев
Видео

Живоносный источник чудес(видео)

Комментарии закрыты.

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций

Правжизнь.рф | Блоги, новости, статьи о православии

Полезные статьи, новости и блоги о жизни, творчестве и Православии

Поделится

Посетите нас в социальных сетях

© 2013-2022 «Правжизнь»
  • О проекте
  • ЕЛК священослужителя
  • Благотворительный фонд
  • Пользовательское соглашение
  • Безопасность платежей
  • Публичная оферта
  • Защита персональных данных
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Поддержать проект
  • Все проекты Правжизнь
  • Программы фонда
Полная версия сайта