- 10.08.2021
- 0 комментариев
- Рубрика: Видеожития святыхПраздники святой Церкви
Православный календарь на 11 августа 2021 года
Мч. Каллиника Киликийского (III–IV); рождество свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (ок. 270).
Прпп. Константина и Космы́ Косинских, Старорусских (XIII); мц. Серафимы девы (117–138);мц. Феодотии и трех чад ее (304); прмч. Михаила Савваита черноризца (IX); мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.); свт. Лупа Труаского, епископа (479); мч. Даниила Черкасского (1766).
Прмчч. Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов (1921); прмч. Анатолия (Смирнова), иеромонаха (после 1930); сщмч. Алексия Красновского, пресвитера, и прмч. Пахомия (Русина), иеромонаха (1938).
Священное Писание
Святой мученик Каллиник (III–IV)
Святой мученик Каллиник (III–IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь.
Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник.
Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.
Рождество святителя Николая Чудотворца
11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Это один из самых почитаемых святых на Руси. Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, празднуемых (по новому стилю) 19 декабря (блаженное успение святого) и 22 мая (перенесение святых мощей в город Бар), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено. Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу. Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий. Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался. Великорецкая икона святителя Николая Чудотворца (16 век) Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен. К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.
Преподобный Константин и сподвижник его Косма
Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224; память 17 января).
Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).
Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.
Мученица Серафима дева
Мученица Серафима дева пострадала за Христа в Риме, при императоре Адриане (117–138 гг.). Уроженка Антиохии, св. Серафима жила в Риме у некоей знатной женщины Савины, которую обратила ко Христу.
За исповедание истинного Бога и отказ принести жертву идолам святая была отдана на поругание двум юношам. Св. Серафима просила Господа защитить ее от насилия. Вдруг произошло землетрясение, и юноши упали в полном расслаблении. Думая, что девица знает некое волшебство, правитель просил ее вернуть юношам здоровье и дар речи. По молитвам святой они исцелились и рассказали, что им явился Ангел и заслонил от них девицу, а их поразило расслабление. Тогда св. Серафиму предали мучениям, после которых отсекли ей голову.
Святой преподобномученик Михаил черноризец
Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться святым местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя – или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по святым местам.
Святой мученик Евстафий Мцхетский
Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий католикос-архиепископ Самуил IV, 582–591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал католикосом, принял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.
Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.
Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству Ккатоликоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.
Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года) по навету прежних врагов святого Евстафия приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной… И огонь не есть Божество; ибо огонь производится человеком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».
Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.
Святитель Луп епископ Труаский
Святитель Луп родился в городе Туль около 383 года. Он происходил из знатной галло-римской семьи и получил хорошее классическое образование. Луп женился на Пимениоле, сестре Илария Арльского и родственнице святителя Гонората Арльского. После шести лет супружеской жизни они решили посвятить себя Богу. Пимениола постриглась в монахини, а Луп поступил в Леринский монастырь, привлеченный славой святого Гонората.
Спустя год его избрали епископом Труа (ок. 426). Сохраняя верность иноческим обетам, он продолжал подвижническую жизнь, совмещая ее с пастырскими обязанностями: спал на жесткой подстилке, носил власяницу, ел и спал лишь через день и неизменно проявлял милосердие к бедным и узникам.
В 429 году, по просьбе папы Келестина и прибывших на Собор галльских епископов, он сопровождал святого Германа Осерского в Британию для борьбы с еретиками-пелагианами, утверждавшими, что они не нуждаются в Божественной благодати.
Приведя там множество душ к истинной вере чудесами и вдохновенными речами, святой Луп, вернувшись в Труа, возобновил служение с отеческой заботой. Во время нашествия гуннов (451), когда город, не имея ни оборонительных укреплений, ни гарнизона, не мог противостоять нападавшим, епископ призывал жителей молиться с сокрушенным сердцем и сам удвоил аскетические подвиги. Потом, облачившись в епископские одежды, он в сопровождении клира вышел к вождю гуннов Аттиле. Епископ сумел внушить варвару такое уважение своим величественным видом, что захватчик остановил воинов, бросившихся на беззащитных священнослужителей. Святой Луп сказал ему: «Если ты тот, за кого себя выдаешь, – бич Божий, то наказывай нас настолько, насколько позволит ведущая тебя рука». Эти слова дошли до сердца варвара, и он не тронул город.
Потерпев поражение и проходя через Труа на обратном пути, он взял епископа в заложники и вел с собой до Рейна, но там не замедлил отпустить и попросил молиться о нем. Когда святой Луп вернулся, некоторые стали подозревать, что он стал осведомителем гуннов. Тогда епископ удалился на два года на гору Ласуа, в 60 километрах от Труа, а оттуда в Макон. Там он совершал поразительные исцеления, которые настолько прославили его, что король алеманнов по его просьбе освободил всех узников, которых держал в темнице. Вернувшись в Труа, Луп принялся восполнять материальный и духовный ущерб, нанесенный варварским нашествием городу и окрестным селениям.
Святой Луп предал душу Богу 29 июля 479 года, пробыв на епископской кафедре 52 года. Многие из его учеников считались самыми выдающимися епископами своего времени. В одном из адресованных святому Лупу писем святитель Сидоний Аполлинарий, епископ Клермонский, хвалит его в таких выражениях: «Вы отец отцов, епископ епископов, святой Иаков вашего века… Ваши сподвижники, когда собираются вместе, слушают Ваши предложения и дрожат перед Вашим судом; перед Вашей серьезностью даже пожилые люди чувствуют себя детьми. Вы прошли суровую школу в Лерине и прослужили девять пятилетий на апостольской кафедре, и оба духовных войска приветствуют Вас как одного из славных духовных отцов».
КРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ДАНИИЛА ЧЕРКАССКОГО
Мученик Даниил Кушнир (ХVIII в.) пострадал в период гонений со стороны униатов. В 1776 году верующие села Млиев, пожелав вернуться в Православие, предложили своему священнику отречься от унии. Получив отказ, они спрятали священнические облачения, книги и сосуды, а Даниила, как старосту церкви, попросили снять с престола Дарохранительницу. Не обнаружив в храме необходимого для богослужения, разгневанный священник обвинил Кушнира в святотатстве. Праведника арестовали; спустя несколько месяцев Даниилу сожгли обе руки, а затем обезглавили. Со временем честную главу мученика похоронили в Вознесенском соборе Переяслава. В 1994 году Даниил был причислен к лику местночтимых святых Черкасской епархии. 30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении мученика.
Комментарии закрыты.