- 03.09.2021
- 0 комментариев
- Рубрика: Видеожития святыхПресвятая Богородица
Православный календарь на 3 сентября 2021 года
Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44); мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311); прп. Авраамия Смоленского, архимандрита (XIII); прп. Марфы Дивеевской (Милюковой) (1829).
Прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII); прмч. Рафаила (Момчиловича), игумена Шишатовацкого (1941) (Серб.).
Сщмч. Александра Елоховского, пресвитера (1918); сщмч. Павла Ягодинского, пресвитера (1937); прмч. Игнатия (Даланова), иеромонаха (1942).
Икона Божией Матери: Светописанная (Светописанный образ) (1903).
Священное Писание
Апостол Фаддей от 70-ти
Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70–ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12–ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк.10:1). После Вознесения Спасителя на небо апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44 году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам, он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в царствование императора Максимиана в городе Едессе Македонской в начале IV века. Император обнародовал закон, который повелевал всем подданным принести жертву языческим богам по случаю его дня рождения. Многие христиане, охваченные страхом, подчинились, но твердо утвержденные в вере оказали героическое сопротивление. Среди них находилась и святая Васса с сыновьями. Она происходила из сенаторского сословия и христианскую веру приняла от родителей, в ней же воспитывала и своих детей. Мужем ее был Валериан, один из знатных жителей города, который впоследствии стал языческим жрецом. Он первый принес жертвоприношение и возлияние идолам. Тогда Васса отвела в сторону сыновей и сказала, что им не подобает подражать отцу, рассказала, что устремившись к Христу, презрев недолговечное, они получат нетленные вечные блага от Господа.
Феогний, Агапий и Пист послушались слов матери, отказали принести жертву идолам. Тогда Валериан донес правителю на свою жену и детей. На глазах у матери стали истязать детей. Старшего, Феогния, подвесили и строгали железными когтями. Отроку Агапию содрали с головы до груди всю кожу, но мученик не проронил ни звука. Наконец, начали мучить и младшего сына Писта. Мать не переставала воодушевлять их к терпению страданий за Христа. Тогда отрокам отрубили головы.
Святую Вассу заключили в тюрьму, язычники принесли ей еду и убеждали подчиниться приказу императора. Она ничего не ответила им и отвергла всю предложенную пищу. Через семь дней Ангел подкрепил ее небесной пищей. При последующих мучениях она осталась невредимой от огня, воды и зверей. Благодать Божия защитила Вассу равным образом от горячей печи и ударов камнями. Когда ее привели в языческое капище, она разбила статую Зевса. Тогда мученицу бросили в морскую пучину. Но неожиданно для всех подплыл корабль, и святую подняли на него три светоносных мужа (преподобный Никодим Святогорец полагал, что это были ее дети, ранее замученные).
Спустя восемь дней святая Васса сама сошла с корабля к правителю острова Алон, недалеко от Кизика, в Препонтиде или Мраморном море. Вначале, искушая богатыми дарами и одеждами, правитель уговаривал, а после тщательных пыток принуждал христианку принести жертву богам, устрашая Вассу муками. В конце концов, он спросил ее, почему она не боится умереть. Васса отвечала: «Я тороплюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». После биения палками ей отсекли голову. Впоследствии в ее честь на возвышенном месте воздвигли церковь, которая отовсюда была видна морякам, считавшим ее своей покровительницей.
Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.
Молитва святой Вассе избавляет от уныния, помогает морякам в путешествиях, родителям в воспитании, исцелении и стоянии в вере, трудных жизненных обстоятельствах. Память святой мученицы Вассы и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта совершается 3 сентября по новому стилю.
Преподобный Аврамий (Авраамий) Смоленский
Преподобный Аврамий (Авраамий) Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.
Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к посту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.
По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, по внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в шести верстах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище». С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Св. Писания, житий и поучений св. подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которыми пользовался преподобный Авраамий.
Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовником, преподобный, украсив себя «иерейскою лепотою», ни одного дня не опускал без совершения литургии и проповедания слова Божия. Он явился столь искусным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена, и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, а на другой – истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.
Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с особенным благоговением совершал божественную службу.
Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и невидимых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они предлагали утопить или сжечь подвижника. В это время случилось быть у епископа князю и боярам. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. И вот в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Напрасно совершались молебствия – ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил св. Авраамия, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жителей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного и стали высоко уважать его.
Епископ Игнатий имел намерение построить каменную церковь в честь Ангела своего вне города, где полюбилось ему пустынное место, с тем, чтобы устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего Ангела, но на память Положения Ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братий, которые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители. Между тем вспомнил еп. Игнатий, что блаженный Авраамий скорбел иногда об удалении от города той обители, в которой пребывал, не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались, даже и сами бывшие клеветники смиренно припадали к ногам его, прося себе прощения. Благолепно украсил преподобный дом Пресвятой Богородицы, как невесту, богатыми завесами, иконами и лампадами. И много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 братий.
В глубокой старости преставился епископ Игнатий, немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет.
В 1238 году скончался преподобный Ефрем – любимый ученик и усердный подражатель добродетели своего отца: кротости, смирения и любви к ближним. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнила людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного суда.
Преподобный Аврамий (Авраамий) Печерский, Трудолюбивый
Преподобный Аврамий (Авраамий) Печерский, Трудолюбивый, подвижник Киево-Печерской обители XIV века. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. На старинной иконе Печерских чудотворцев Антониевой пещеры прп. Авраамий назван «игуменом»; точно с тем же саном известен он в рукописных святцах. Если так, то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева князя Скиригайла – Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде. У Кальнофойского прп. Авраамий Трудолюбивый почивает в пещерной трапезе. Это дает право предположить, что прп. Авраамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название Трудолюбивого.
Комментарии закрыты.