- 12.09.2021
- 0 комментариев
- Рубрика: Опыт постижения АмерикиПутешествия и паломничеств
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в ЛейквудеХрам во имя святого благоверного князя Александра Невского в ЛейквудеХрам во имя святого благоверного князя Александра Невского в Лейквуде
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Лейквуде
Путешествуя по Америке, мы с неоскудевающей радостию духовной посещаем замечательные храмы штата Нью-Джерси: храм-памятник святому равноапостольному князю Владимиру в Джексоне, собор Трех святителей в Гарфилде, чудные храмы Ховелла и Лейквуда. Поскольку земля здесь все-таки дешевле, чем в Нью-Йорке, а расстояние до него сравнительно небольшое, в общем-то понятно, почему эмигранты строили храмы именно здесь: их скудных средств вряд ли хватило бы на приобретение чрезвычайно дорогой земли в штате Нью-Йорк. Ну, а нам, закаленным длительными поездками по необъятным просторам Америки, сопряженными с многоразличными трудностями, совсем несложно посещать эти дивные заповедные места, поэтому и бываем мы здесь довольно часто. Кстати, храм святого благоверного князя Александра Невского — один из наиболее благодатных.
Русская эмиграция у истоков храма
История православного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в местечке Лэйквуд, расположенном в 50-ти милях южнее Нью-Йорка, восходит к истокам русской эмиграции, центр которой постепенно переместился из Европы, сопредельной охваченной пламенем революции России, в дальние заокеанские края.
Первые поселенцы из России, гонимые огненным ураганом революции и гражданской войны, искали убежища от кровавых большевистских репрессий, и эта благословенная земля привлекала их первозданностью природы, мягким климатом, кристально чистым воздухом и сравнительно малой по сравнению с мегаполисами плотностью населения. Густые сосновые леса, простирающиеся вокруг, хранили память о недавнем прошлом и коренных обитателях края. Еще сохранились индейские тропы, а чащи были населены великим множеством непуганого зверья: оленями, зайцами, лисицами, медведями и по утрам оглашались пением диковинных птиц.
Поступь истории
Сохранились и предания о делах давно минувших дней: неподалеку от этого местечка располагались исторические урочища Фрихолд, Теннент и Томс Ривер, по которым некогда прокатилось колесо Американской Революции 1775-83 гг. Именно в этих местах в 1778 году произошла знаменитая битва при Монмуте, в которой Континентальная армия генерала Вашингтона противостояла Британской армией генерала Клинтона.
Поселенцы постепенно очищали землю, строили на ней свои дома, создавали маленькие деревни и давали им названия в честь своих семей или событий, с которыми они связывали местность. Деньги на пропитание русские эмигранты зачастую добывали фермерством, связанным в основном с разведением кур.
Необходимо отметить, что непосредственно до пришествия эмигрантов Лейквуд и прилегающий к нему Ховелл стремительно развивались и в конце XIX века стали излюбленными местами отдыха американской знати: выросли фешенебельные особняки, отели, появились увеселительные заведения. Сильных мира сего привлекали неповторимые ландшафты: гладь озер и зелень лесов. Немаловажную роль сыграла и близость к кипящему бурной жизнью мегаполису.
Однако к середине 1960-х годов началось крупномасштабное строительство, и Лейквуд стал быстро растущим поселением ортодоксальных евреев, а Ховелл принял множество русских эмигрантов, среди которых были русские православные и старообрядцы, а также этнические калмыки. Первые прибыли на берега Гудзона из Европы и Китая; калмыки проделали путь через Турцию, Францию, Австрию. Люди со сложными судьбами, зачастую неустроенные, озлобленные, они нарушали сложившуюся идиллию.
Мода на курорт, как это нередко бывает, со временем прошла, и индустрия развлечений стала постепенно сходить на нет. Изменился и стиль жизни: овощеводческие фермы и заросли черники были вытеснены и нещадно вырублены. Исчезли птицефермы, где трудилось большинство приезжего и обосновавшегося здесь после Второй мировой войны населения. Эмигранты, покупая дешевую недвижимость и землю, прочно обустраивались в здешних местах, создавали инфраструктуру, строили культовые сооружения. Калмыки построили на окраине города свой буддийский храм, старообрядцы часовню с золотыми куполами в Ховеллле. А непосредственно на границе между городами по благословению владыки Виталия (Максименко) был построен первый православный храм с голубыми куполами, освященный во имя святого благоверного князя Александра Невского. Затем, в 1968 году сюда прибыл отец Валерий Лукьянов, которому по Промыслу Божию суждено было стать настоятелем этого храма на протяжении многих лет.
Создание церковной общины
Через некоторое время отец Валерий, инженер-строитель по светской специальности, спроектировал уже большой собор для православных русских и возглавил его строительство. Он прекрасно говорит и пишет по-русски, несмотря на то, что первый – и единственный – пока раз увидел свою историческую Родину в 2002 году. Отец Валерий написал известную за рубежом и в России книгу «Светильник благодати» о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, которого знал с детства и который спустя годы лично направил его на путь священства.
В 30-е годы XX века группа русских поселенцев в количестве 18 человек, значительную часть которой составляли казаки, решила образовать церковную общину. В числе основателей были Л.А. Синклер, В.В. Пожидаев, П.К. Григорович-Барский, В.М. Ажогин, В.Г. Греков, В.Т. Юрицын, Е.Е. Бобровничий и др.
Сейчас, по истечении многих лет, храм построенный эмигрантами в полутора часах езды от Нью-Йорка в городе Лейквуд на Александр Авеню, можно назвать прекрасным, величественным, ласкающим взор… И все это не будет казаться преувеличением, потому что храм действительно великолепен. Однако не все знают, что улица названа не в честь святого благоверного князя, во имя которого был освящен благолепный храм, а в ознаменование заслуг доктора Александры Владимировны Плавской, пожертвовавшей значительные средства на строительство и благоустройство собора, а также ведущей к нему дороги.
Доктор Александра Плавская
В те далекие годы доктор А. В. Плавская со своей матерью первоначально намеривались обустроить в этой местности дачу-санаторий, для чего и приобрели 5 акров земли, что составляло около 2 гектаров. Мать Александры Владимировны, Юлия Мартыновна, хотела пожертвовать часть этого весьма немалого участка земли Первоиерарху Восточно-Американской епархии, архиепископу Виталию (Максименко) в личное пользование. Однако владыка Виталий, в прошлом Почаевский монах строгого аскетического духа, не искавший личных выгод, благословил строительство русского православного храма и предложил освятить его во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Александра Плавская с радостью выполнила благословение Первосвятителя и передала купленную землю в дар владыке, который в свою очередь переоформил купчую на приход.
Закладка храма
31 марта 1936 года владыка Виталий осуществил чин закладки храма, установив на месте будущего строительства памятный крест из крепкого дуба. Им были произнесены слова, ставшие пророческими: «Молю Бога, да процветет этот первенец мой как «древо, благонасажденное при водах».
По Промыслу Божию, Александра Плавская родилась в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (12 сентября по новому стилю). Поэтому храм, построенный ее тщанием, и был освящен во имя ее Небесного покровителя.
Первоначальный взнос не постройку храма в размере 500 долларов внесла также Плавская. Сумма была достаточно скромной, но эмигранты — люди небогатые, и все остальные ктиторы добавили к ней в общей сложности 200 долларов. Настоящим чудом можно считать то, что усилиями неравнодушных людей, их самоотверженными трудами и вдохновенными молитвами удалось уже через три месяца, 21 июня 1936 года, возвести небольшую часовню. Когда строительство было завершено, протоиерей Сергий Пантелеев по благословению правящего архиерея совершил чин освящения .
Из архивных данных известно, что первым старостой прихода был Л. А. Синклер, которого впоследствии сменил отличившийся сугубой ревностью при строительстве В.М. Ажогин, исполнявший обязанности старосты на протяжении 40 лет .
Только в 1938 году посредством расширения и благоустройства часовни, предусмотренного при ее возведении, был построен, а через 19 лет , в 1948 году, расширен еще более и сам храм, Великое освящение, которого совершил архиепископ Виталий (Максименко). Необходимо отметить, что впоследствии он, исходя из нужд постоянно увеличивающегося прихода расширялся еще дважды. Так поэтапно храм обретал современный вид. Кроме того, к нему пристраивались и другие помещения и, прежде всего, церковно-приходской дом, в котором разместились многочисленные учебно-просветительные и благотворительные учреждения. Тем не менее помещений не хватало. Да и сам храм был невелик и уже не соответствовал постоянно разрастающимся требованиям прихода. Поэтому, несмотря на постоянную нехватку денежных ресурсов, было принято решение о строительстве нового храма.
Закладка нового храма
На праздник св. благоверного князя Александра Невского,12 сентября 1989 года, состоялась долгожаднное событие: закладка нового, более просторного храма, проект которого был разработан архитектором Н. С. Карсановым при деятельном участии настоятеля, отца Валерия Лукьянова, до рукоположения работавшего инженером-строителем.
И вновь история повторилась: самоотверженный труд и молитвы клириков и мирян позволили уже через пять лет, в 1994 году совершить первую Литургию в новом храме.
Работы по его благоукрашению велись еще на протяжении ряда лет.
Особенно тщательно делались росписи, для чего были приглашены лучшие по тем временам иконописцев из Джорданвиллского Свято-Троицкого монастыря под руководством любимого ученика «иконописца Всего зарубежья» архмандрита Киприана (Пыжова) отца Андрея Эрастова.
Внутренняя роспись Собора, завершенная в 2001 году, является подлинным шедевром иконописи, а сам храм — настоящей жемчужиной Русского Зарубежья
Великое освящение собора
. В октябре 1997 году состоялось Великое освящение Собора.
На Великое освящение прибыли Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Максименко), Преосвященные Архиепископы Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний , Сиракузский и Троицкий Лавр, Марк Берлинский и Германский и другие иерархи РПЦЗ. Собралось очень много паломников и прихожан.
После того, как было совершено великое освящение нового Александро-Невского собора, прежний храм, по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ, был переименован в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Образ Тихвинской Божией Матери
Эту икону в приходе называют «Царской», так как принадлежала она Императрице Александре Федоровне. В 1913 году Императрица подарила икону своей портнихе, которая получила травму ноги, доставляя императорской заказ, желая таким образом поддержать её. В 1972 году икона была передана дочерью портнихи О. В. Астори-Астафьевой в приход св. Александра Невского, где и пребывает в настоящее время.
9 июня 2011 года престол первоначальной церкви в Лейквуде был освящен в честь этой иконы. Чин освящения совершил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал).
Дивный образ Богоматери — святыня и украшение св. Александро-Невского прихода — стал отныне «храмовой иконой» той церкви, стены которой за десятилетия с момента ее строительства в 1936 г. впитали слезы, разочарования, упования и молитвы великого множества прихожан, для которых этот храм стал родным.
В настоящее время богослужения совершаются преимущественным образом в соборе св. Александра Невского, но периодически, особенно в дни богородичных праздников, — в храме иконы Божией Матери Тихвинской…
Один старейших священников Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ МП), почетный настоятель Александро-Невского кафедрального собора в Лейквуде (Нью-Джерси, США) протопресвитер Валерий Лукьянов сейчас на покое, но общение с ним всегда доставляет радость.
Церковно-приходская школа при храме
Буквально с первых дней существования церковной общины большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей. Регулярные занятия в церковно-приходской школе начались уж в ноябре 1941 года. Детей было немного: всего 12 человек, но разве это имело значение? Пока количество учащихся было незначительным, занятия проходили в церковном доме, но к 1961 году было построено специальное здание для школы на 5 классов, а в 1973 году появилась возможность обучать школьников вплоть до десятого класса. К этому времени их было более 120 человек.
Школа, воспитавшая не одно поколение молодежи, работает и поныне. Учащиеся занимаются по субботам, обретая базовые знания по закону Божию, русскому языку и литературе, истории, географии, а также знакомятся с основами русской музыкальной и хореографической культуры. Но главное, чему учит церковно-приходская школа, — духу православного братства, правильному отношению к материальным благам и христианской любви к ближнему…
Приход рос и развивался, однако его церковная и общественная жизнь не всегда шли нога в ногу. Камнем преткновения стало проведение культурно-развлекательных мероприятий по субботам. Церковное руководство было против субботних мероприятий и даже подвергло особо ярых их ревнителей прещениям. Вместе с тем русские старожилы Лейквуда считали, что суббота для них является единственным днем недели, когда они могли бы встретиться, потанцевать и повеселиться. Ведь в другие дни они усердно работали, чтобы добыть себе средства на жизнь и пропитание. Кроме этого, была традиция устраивать кадетские балы по субботам. А кадетов среди прихожан и в округе было предостаточно.
17 июня 1954 года группа прихожан из 78 человек собралась в частном доме и приняла решение об учреждении культурно-просветительного общества, которое впоследствии получило название «Родина». А 26 сентября в помещении отеля Брэндвуд в Лэйкувуде состоялось первое организационное собрание, на котором было принято решение, что каждый член Общества должен купить хотя бы одну акцию в 50 долларов. В течение 15 минут было собрано около 5-ти тысяч долларов на развитие Общества. В октябре 1954 года, за 8 тыс. долларов у Г. Минаева был выкуплен участок земли, граничивший с владениями церковной общины (сейчас его площадь составляет 12.4 акра). А в апреле 1955 года закладывается фундамент, и 31 декабря Общество уже встречает Новый год в новом здании.
Деятельность вновь созданного Культурно-просветительного общества «Родина» с первых дней его существования тесно переплелась с жизнью церковной общины. Но были сложности и разногласия во взаимоотношениях с церковным руководством, которые порой заканчивались горькими недоразумениями. И все же это было сообщество русских людей, горячо переживавших за судьбу России и страстно желавших сохранить ее культурное и историческое наследие.
Общество «Родина» взяло на себя значительную часть общественных и благотворительных функций церковной общины. В его здании проводились театральные представления, музыкальные вечера с участием выдающихся артистов (хор С. Жарова, певец С. Гедда, скрипачка Полина Шустер, балерина Н.Г. Раевская и др.), работала художественная студия под управлением М. А. Лермонтова, Спортивный клуб «Витязь» под управлением Я. В. Ржевского, «Кружок молодежи» с секциями пинг-понга, шахмат, художественного чтения, рисования, рукоделия, старинных танцев, резьбы по дереву и много чего еще. В те далекие годы энтузиазм и общий духовный подъем русской общины, обретшей новую «Родину» за океаном, вершили чудеса… Общество неоднократно посещала великая княгиня Вера Константиновна Романова, младшая дочь великого князя Константина Константиновича.
Особо следует отметить музей Общества «Родина», который основал и которым руководил на протяжении 23-х лет художник Всеволод Павлович Стелецкий. Деятельное участие в работе музея принимали барон Г. Н. Таубе, известный летчик и конструктор самолетов Б. В. Сергиевский, князь С. С. Белосельский-Белозерский. К собранию Общества постепенно присоединялись коллекции и других эмигрантских музеев: Николаевского кавалерийского училища из Парижа, Лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского артиллерийского училища, Морского объединения и частных архивов. В 1994-95 гг. музей, насчитывающий к этому времени около 40 тыс. единиц хранения, по решению руководства Общества «Родина был передан в Россию…
Как мы уже отмечали, поначалу жизнь Общества была тесно связана с церковной общиной. Но со временем эта связь стала ослабевать, а порой между церковью и руководством Общества «Родина» возникали серьезные конфликты.
Другой проблемой Общества «Родина» стали разногласия между людьми старшего поколения и молодежью в понимании стиля управления и выборе программ. Основатели Общества старели, а приток молодого поколения не осуществлялся.
Все это, в конечном итоге привело к тому, что численность членов Общества начала сокращаться, а культурно-просветительская работа оскудевать.
Похвальное слово Отцу Валерию
Харбин, Шанхай, Хайлар в то время были, фактически, русскими городами. Некоторые улицы даже носили русские названия
Харбин, Шанхай, Хайлар в то время были, фактически, русскими городами. Некоторые улицы там даже носили русские названия. В Харбине был университет, в Шанхае – высшие технические курсы, на которые я и поступил после гимназии.
С началом Второй мировой войны многое в нашей жизни изменилось. Люди голодали. Постоянно простаивали в очередях. Мяса мы не видели, питались овощами и фруктами. Местные женщины нередко бросали младенцев на улице, и по дороге в школу мы видели мертвые трупы детей, завернутые в циновки.
При православных храмах стали организовывать приюты. Туда брали и русских детей, оставшихся без родителей, и маленьких китайцев.
– Отец Валерий, какой вы помните церковную жизнь в Шанхае в те годы?
– В Шанхае было около десяти храмов. Во французской концессии, на улице Пол Генри, был кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Там служил епископ Иоанн (Максимович), прекрасно пел соборный хор. А мы были прихожанами ближайшего Воскресенского храма, где до отъезда в Америку папа был помощником старосты. На моих глазах завершалось строительство храма, его освящение. Там я начал петь в хоре.
Жизнь наша концентрировалась вокруг храмов. Действовали организации скаутов-разведчиков, кадетские лагеря. При приютах организовывали школы для мальчиков и девочек, школа для девочек была и при Богородице-Владимирском женском монастыре. И все это – вдали от Родины.
Когда мне было лет пятнадцать, я начал ездить в собор, к владыке Иоанну. Прежде всего, меня привлекал, конечно, хор. Когда службы заканчивались, на площадке рядом с собором мы играли в мяч. Владыка Иоанн подходил к нам, и мы, чувствуя его доброту, сразу его окружали.
Главной заботой владыки Иоанна в то время было окормление приютов. У него было отцовско-материнское сердце, и несчастные дети, оставшиеся сиротами, очень его любили. Он их понимал с полуслова, старался отдать им лучшую еду, многим спасал жизнь.
Помню, как подростком в Шанхае я заболел гнойным плевритом. Шесть недель лежал в католической больнице на окраине города. Владыка Иоанн постоянно меня навещал – исповедовал, причащал. Но более со святителем мы сблизились на острове Тубабао, куда владыка вывез 6 тысяч русских, спасая их от китайских коммунистов.
19 января 1949 года, на Крещение, наша рабочая группа первой вылетела на остров Тубабао, где мы должны были начать строительство лагеря для русских эмигрантов. Устроили мы три храма – Михаило-Архангельский, Воскресенский и собор. Священникам удалось вывезти из Шанхая иконы и церковную утварь. Воскресенская церковь размещалась в палатке. Собор – в небольшом военном бараке. Вскоре приехал и владыка Иоанн.
Приближалась Пасха, надо было делать купол. Но из чего сделать купол в тропиках, где растут одни пальмы и кокосы? Насельникам лагеря давали сухой паек в банках, они их откупорили, разрезали, и из этого железа мы сделали купол и покрасили его. Рядом с собором разместился женский монастырь. Со временем построили походный театр, школу на 30 человек, где я преподавал математику.
Так на два с лишним года остров Тубабао стал вторым маленьким Шанхаем. Лагерь состоял из 14 районов, люди жили в палатках. Жара на острове круглый год была невыносимая – под 45 градусов по Цельсию. Особенно страдали пожилые люди. Спустя два года мне удалось выехать к сестре и ее мужу-американцу в США, куда уже перебрались мои родители. 23 сентября 1950 года я прибыл в Сан-Франциско и через несколько дней уехал в Нью-Йорк.
– Как начиналась ваша жизнь в Америке?
– Через полгода я был призван в американскую армию. Год университета в Шанхае, знание иностранных языков очень мне помогли: меня направили служить в статистический отдел Генерального штаба в Вашингтоне, а второй год я служил во Франции, в городе Орлеане при картографическом отделе.
– В храмах русского зарубежья всегда было много молодежи. Там русские юноши и девушки знакомились друг с другом, находили свои вторые половинки. А где вы познакомились со своей матушкой?
В те годы вся молодая русская эмиграция Америки собиралась вокруг храмов: пела, прислуживала, помогала в сестричествах и многочисленных комитетах
– В те годы действительно вся молодая русская эмиграция собиралась вокруг храмов: пела, прислуживала, помогала в сестричествах и многочисленных комитетах: певческом, издательском, архитектурном… В Нью-Йорке я пел в хоре в Николаевском храме в Нижнем Манхеттене, где служил протоиерей Петр Мочарский. Там было много молодежи, молодежные комитеты проводили съезды, балы. На клиросе я и познакомится с Ириной Мочарской, одной из двух дочек отца Петра. Мысли о том, что я стану батюшкой, а Ирина – матушкой, на тот момент у нас не было. Зацепила она меня своей скромностью и добротой. Веруюшая, веселая, хорошая певица и танцовщица. Пока я служил в Европе, мы переписывались. В 1953 году я вернулся в Америку и поступил в Бруклинский политехничесий институт. А на 4-м курсе, на Рождество, сделал ей предложение.
– Кто решил вашу судьбу стать священником?
– Три человека – архимандрит Константин Зайцев – в прошлом пианист, экономист, философ, замечательный писатель, а на момент нашего знакомства – насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле; архиепископ Аверкий (Таушев), настоятель Троицкого монастыря и ректор семинарии; и недавно ставший тогда митрополитом владыка Филарет (Вознесенский). Именно эти люди духовным взором подметили, что мое место – в церкви, и вдохновили меня поступить в семинарию.
Владыка Иоанн тоже не упускал меня из виду и предлагал мне принять сан. Это было в начале 1960-х годов. Супруга моя сопротивлялась, потому что видела, сколько ее отец претерпевал на приходе.
Случилось так, что Ирина серьезно заболела. В очередной раз приехав на заседание Синода, владыка позвонил нам и довольно резко ей сказал: «Будешь болеть, пока не разрешишь мужу стать священником». И тут она согласилась. Вскоре владыка приехал к нам в Си-Клиф на ужин. Ни одного слова о священстве не сказал, но когда мы отвозили его в Нью-Йорк, в Синодальное здание, где он остановился, в машине повернуся к Ирине и спросил: «Ирина, дьякон или священник?» Она растерялась и говорит: «Пусть будет дьякон». Оказывается, на следующий свой приезд в Нью-Йорк владыка уже запланировал мою диаконскую хиротонию.
Все архиереи, которые приехали на заседание Синода, молились за Литургией, на которой владыка Иоанн рукополагал меня в сан диакона
Митрополит Анастасий, тогдашний Первоиерарх, благословил меня Курско-Коренной иконой Божией Матери, и 21 февраля 1963 года в Свято-Сергиевской церкви Синодального здания состоялось мое рукоположение. Был будний день Сырной недели. Прихожан в храме почти не было, зато все архиереи, которые приехали на заседание Синода, спустились помолиться за Литургией, на которой владыка Иоанн рукополагал меня в сан диакона.
Служение мое началось и четыре года продолжалось в Серафимовском храме в Си-Клифе. А в 1967 году, в день памяти преподобного Серафима Саровского (15 января), в воскресенье, в Свято-Серафимовском храме Си-Клифа митрополит Филарет рукоположил меня во иерея. В то время заболел протоиерей Серафим Слободской в Наяке, и меня послали в Покровский храм его заменять. Первого ноября 1968 года, на праздник святого Иоанна Кронштадтского, я получил указ о назначении меня настоятелем Александро-Невского храма в Лейквуде. Мне был тогда 41 год.
Своими центами в строительстве собора участвовали даже дети: они собирали бутылки и жестяные банки и жертвовали вырученные деньги на храм
Когда я приехал в Лейквуд, то настоятельствовал в маленьком храме. В церковь тогда ходило много детей, и мы построили новую русскую церковно-приходскую 12-классную школу с разнообразной внеклассной программой, дополнительными занятиями по рисованию, пению, танцам. Устраивали концерты. Многие выпускники школы между собой переженились, и скоро прихожане уже не умещались в храме. Особенно тяжело было в летнюю жару. За Литургией причащалось по 150-170 человек. Кинули клич, что собираем средства на новый собор. Своими центами в строительстве участвовали даже дети: они собирали бутылки и жестяные банки и жертвовали вырученные деньги на храм. Новый собор был заложен 12 сентября 1989 года, в день памяти святого великого князя Александра Невского, с закладкой под алтарную часть частицы мощей преподобного Германа Аляскинского.
…К этому времени относится удивительное событие – приход в храм Тихвинской иконы Божией Матери, которую в праздник Рождества Пресвятой Богородицы пожертвовала жительница Лейквуда Ольга Васильевна Астори-Астафьева. Своим названием – «Царская» – икона обязана своему происхождению. Как рассказала настоятелю Ольга Васильевна Астори, ее мать, искусная швея и вышивальщица Трофимова, жившая в Санкт-Петербурге, за свое мастерство была представлена Государыне Императрице Александре Федоровне и стала официальной поставщицей платьев для Императорского Двора.
Образ Тихвинской Божией Матери, который ныне пребывает в храме в Лейквуде, принадлежал лично императрице Александре Федоровне
По случаю 300-летия Дома Романовых они с дочерью везли из Санкт-Петербурга в Москву великолепные наряды. По дороге в поезде тяжелая коробка упала швее на ногу и сильно повредила ее. Императрица посодействовала лечению своей портнихи и отправила ее на Кавказ. Лечение не помогало, но маленькой дочке Трофимовой – Ольге, там явилась во сне необычная девочка, велевшая им отправиться в монастырь на источник, который она им указала. На этом святом источнике больная получила полное исцеление, о чем с радостью и рассказала Государыне. В память о чудесном исцелении императрица Александра Федоровна подарила ей из личных своих икон образ Тихвинской Божией Матери, который ныне пребывает в храме в Лейквуде.
Образ Тихвинской Божией Матери
В 1994 году, когда строительство нового собора была закончено, Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви благословил освятить новый соборный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, а старый храм – напротив – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В июне 1996 года была начата роспись собора. Возглавил работы ученик «иконописца всего зарубежья» архимандрита Киприана (Пыжова) – иеромонах Андрей (Эрастов). С ним работали еще 6 человек.
На сводах собора изображены все двунадесятые праздники, кроме Благовещения – Господские праздники справа, Богородичные – слева. Сюжет Благовещения представлен на колоннах у алтарной солеи. Иконостас – четырехъярусный. В третьем его ярусе изображены русские святые: блаженная Ксения Петербургская, Царь-мученик Николай, преподобные Амвросий Оптинский и Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский, святители Тихон Московский, Иоанн Шанхайский, преподобные Иов Почаевский, Герман Аляскинский, святая мученица царица Александра, преподобномученица Елизавета и святитель Николай Мирликийский. На храмовых колоннах, логически повторяя расположение праздничных икон, справа изображены святые мужи, слева – святые жены.
Справа и слева от солеи – иконы, приобретенные семьей Плавских, с которых и начался приход: Божия Матерь Казанская, написанная на обратной стороне стекла золотом и украшенная перламутром и камнями, и образ Спасителя – «Спаса Нерукотворного» – на стекле с отпечатком пули на нем. По преданию, в икону – прямо в лоб Спасителя – стреляли большевики. По крайней мере, так утверждают те, кто пожертвовал в собор икону. Справа также находятся храмовая икона святого Александра Невского с частицей мощей святого и ковчег с мощами около 120-ти частиц угодников Божиих.
С правой стороны от иконы Спасителя находится серебряный крест, чудесно обретенный в 1812 году в Москве, после нашествия Наполеона. Крест был найден на пожарище, а потом подброшен в почтовое отделение. Его отреставрировали и сделали для него новое обрамление. Тогда же в крест были вставлены 24 частицы мощей угодников Божиих и частица Древа Господня. Таким он попал в Нью-Йорк и был выставлен на аукционе, где его приобрел местный священник. Спустя годы вдова этого священника передала крест в Александро-Невский храм.
Кисти отца Андрея (Эрастова) принадлежит и икона с мощами святителя Иоанна Шанхайского. Образ был написан 20 лет назад, ко дню прославлению святителя, и является одним из первых иконописных изображений святого.
Люди, как живому, пишут святителю Иоанну письма с просьбами о предстательстве святого перед Господом об их нуждах
В этом году русское зарубежье – от Америки до Австралии – отмечает 20-летие канонизации святителя. Перед ракой с его мощами в Сан-Франциско ежедневно служатся молебны. Люди, как живому, пишут святителю Иоанну письма с просьбами о предстательстве святого перед Господом об их нуждах. От Нью-Джерси до Калифорнии – 6 часов лету. Потому, когда Александро-Невский собор был построен, отец Валерий, зная, как почитают верующие святителя, установил под иконой специальную коробочку для писем святому.
«Наше поколение – живые свидетели милостивого жития и чудес святителя Иоанна, – говорит отец Валерий. – А нынешнее поколение не видело, но почитают святого и верят, что Господь его слышит. Много лет люди пишут святителю Иоанну письма, приносят их, а я уже пересылаю эти письма в Сан-Франциско, чтобы в Радостескорбященском соборе служили молебны о нуждах и наших прихожан».
После 46 лет служения в соборе, в сентябре отец Валерий ушел на покой, но по благословению митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и нынешнего настоятеля, остается почетным настоятелем кафедрального собора.
Ваша Татиана Лазаренко
Комментарии закрыты.