• Жизнь
    • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Войти
Предложить новость

Календарь Молитвослов Библия

Войти
Предложить новость
  • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Предложить новость
ГлавнаяВидеоПравославный календарь на 9 октября 2021 года
Православный календарь на 9 октября 2021 года
  • 08.10.2021
  • 0 комментариев
  • Татиана
  • Рубрика: Видеожития святыхПраздники святой Церкви
Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций
Православный календарь

Православный календарь на 9 октября 2021 года

Православный календарь на 9 октября 2021 года
Седмица 16-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 8-й

Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II); свт. Ти́хона (Белавина), патриарха Московского и всея России (прославление 1989).

Прп. Ефре́ма Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца (1492); прав. Гедео́на, судии Израильского (XII в. до Р. Х.); блгв. кн. Нягу Басарабского (1521) (Румын.).

Сщмчч. Афана́сия Докукина, Алекса́ндра Левитского и Дими́трия Розанова, пресвитеров, мчч. Иоа́нна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Влади́мира Вятского, пресвитера (1939).

Священное Писание

 

Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России

Ва­си­лий Ива­но­вич Бе­ла­вин (бу­ду­щий пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си) ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1865 го­да в се­ле Клин То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии, в бла­го­че­сти­вой се­мье свя­щен­ни­ка с пат­ри­ар­халь­ным укла­дом. Де­ти по­мо­га­ли ро­ди­те­лям по хо­зяй­ству, хо­ди­ли за ско­ти­ной, все уме­ли де­лать сво­и­ми ру­ка­ми.

В де­вять лет Ва­си­лий по­сту­па­ет в То­ро­пец­кое Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1878 го­ду, по окон­ча­нии, по­ки­да­ет ро­ди­тель­ский дом, чтобы про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние в Псков­ской се­ми­на­рии. Ва­си­лий был доб­ро­го нра­ва, скром­ный и при­вет­ли­вый, уче­ба да­ва­лась ему лег­ко, и он с ра­до­стью по­мо­гал од­но­курс­ни­кам, ко­то­рые про­зва­ли его «ар­хи­ере­ем». За­кон­чив се­ми­на­рию од­ним из луч­ших уче­ни­ков, Ва­си­лий успеш­но сдал эк­за­ме­ны в Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию в 1884 го­ду. И но­вое ува­жи­тель­ное про­зви­ще – «пат­ри­арх», по­лу­чен­ное им от ака­де­ми­че­ских дру­зей и ока­зав­ше­е­ся про­вид­че­ским, го­во­рит об об­ра­зе его жиз­ни в то вре­мя. В 1888 го­ду за­кон­чив ака­де­мию 23-лет­ним кан­ди­да­том бо­го­сло­вия, он воз­вра­ща­ет­ся в Псков и три го­да пре­по­да­ет в род­ной се­ми­на­рии. В 26 лет, по­сле се­рьез­ных раз­ду­мий, он де­ла­ет пер­вый свой шаг за Гос­по­дом на крест, пре­кло­нив во­лю под три вы­со­ких мо­на­ше­ских обе­та – дев­ства, ни­ще­ты и по­слу­ша­ния. 14 де­каб­ря 1891 го­да он при­ни­ма­ет по­стриг с име­нем Ти­хон, в честь свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го, на сле­ду­ю­щий день его ру­ко­по­ла­га­ют в иеро­ди­а­ко­на, и вско­ре – в иеро­мо­на­ха.

В 1892 го­ду о. Ти­хо­на пе­ре­во­дят ин­спек­то­ром в Холм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, где ско­ро он ста­но­вит­ся рек­то­ром в сане ар­хи­манд­ри­та. А 19 ок­тяб­ря 1899 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния его во епи­ско­па Люб­лин­ско­го с на­зна­че­ни­ем ви­ка­ри­ем Холм­ско-Вар­шав­ской епар­хии. Толь­ко год про­был свя­ти­тель Ти­хон на сво­ей пер­вой ка­фед­ре, но, ко­гда при­шел указ о его пе­ре­во­де, го­род на­пол­нил­ся пла­чем – пла­ка­ли пра­во­слав­ные, пла­ка­ли уни­а­ты и ка­то­ли­ки, ко­то­рых то­же бы­ло мно­го на Холм­щине. Го­род со­брал­ся на вок­зал про­во­жать так ма­ло у них по­слу­жив­ше­го, но так мно­го ими воз­люб­лен­но­го ар­хи­пас­ты­ря. На­род си­лой пы­тал­ся удер­жать отъ­ез­жа­ю­ще­го вла­ды­ку, сняв по­езд­ную об­слу­гу, а мно­гие и про­сто лег­ли на по­лот­но же­лез­ной до­ро­ги, не да­вая воз­мож­но­сти увез­ти от них дра­го­цен­ную жем­чу­жи­ну – пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея. И толь­ко сер­деч­ное об­ра­ще­ние са­мо­го вла­ды­ки успо­ко­и­ло на­род. И та­кие про­во­ды окру­жа­ли свя­ти­те­ля всю его жизнь. Пла­ка­ла пра­во­слав­ная Аме­ри­ка, где и по­ныне его име­ну­ют Апо­сто­лом Пра­во­сла­вия, где он в те­че­ние се­ми лет муд­ро ру­ко­во­дил паст­вой: пре­одоле­вая ты­ся­чи миль, по­се­щал труд­но­до­ступ­ные и от­да­лен­ные при­хо­ды, по­мо­гал обу­стра­и­вать их ду­хов­ную жизнь, воз­во­дил но­вые хра­мы, сре­ди ко­то­рых – ве­ли­че­ствен­ный Свя­то-Ни­коль­ский со­бор в Нью-Йор­ке. Его паства в Аме­ри­ке воз­рос­ла до че­ты­рех­сот ты­сяч: рус­ские и сер­бы, гре­ки и ара­бы, об­ра­щен­ные из уни­ат­ства сло­ва­ки и ру­си­ны, ко­рен­ные жи­те­ли – кре­о­лы, ин­дей­цы, але­уты и эс­ки­мо­сы.

Воз­глав­ляя в те­че­ние се­ми лет древ­нюю Яро­слав­скую ка­фед­ру, по воз­вра­ще­нии из Аме­ри­ки, свя­ти­тель Ти­хон вер­хом на ло­ша­ди, пеш­ком или на лод­ке до­би­рал­ся в глу­хие се­ла, по­се­щал мо­на­сты­ри и уезд­ные го­ро­да, при­во­дил цер­ков­ную жизнь в со­сто­я­ние ду­хов­ной спло­чен­но­сти. С 1914 го­да по 1917 год он управ­ля­ет Ви­лен­ской и Ли­тов­ской ка­фед­рой. В Первую ми­ро­вую вой­ну, ко­гда нем­цы бы­ли уже под сте­на­ми Виль­но, он вы­во­зит в Моск­ву мо­щи Ви­лен­ских му­че­ни­ков, дру­гие свя­ты­ни и, воз­вра­тив­шись в еще не за­ня­тые вра­гом зем­ли, слу­жит в пе­ре­пол­нен­ных хра­мах, об­хо­дит ла­за­ре­ты, бла­го­слов­ля­ет и на­пут­ству­ет ухо­дя­щие за­щи­щать Оте­че­ство вой­ска.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны свя­той Иоанн Крон­штадт­ский в од­ной из бе­сед со свя­ти­те­лем Ти­хо­ном ска­зал ему: «Те­перь, Вла­ды­ко, са­ди­тесь Вы на мое ме­сто, а я пой­ду от­дох­ну». Спу­стя несколь­ко лет про­ро­че­ство стар­ца сбы­лось, ко­гда мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ти­хон жре­би­ем был из­бран пат­ри­ар­хом. В Рос­сии бы­ло смут­ное вре­мя, и на от­крыв­шем­ся 15 ав­гу­ста 1917 го­да Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви был под­нят во­прос о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства на Ру­си. Мне­ние на­ро­да на нем вы­ра­зи­ли кре­стьяне: «У нас боль­ше нет Ца­ря, нет от­ца, ко­то­ро­го мы лю­би­ли; Си­нод лю­бить невоз­мож­но, а по­то­му мы, кре­стьяне, хо­тим пат­ри­ар­ха».

Вре­мя бы­ло та­кое, ко­гда все и всех охва­ти­ла тре­во­га за бу­ду­щее, ко­гда ожи­ла и раз­рас­та­лась зло­ба и смер­тель­ный го­лод за­гля­нул в ли­цо тру­до­во­му лю­ду, страх пе­ред гра­бе­жом и на­си­ли­ем про­ник в до­ма и хра­мы. Пред­чув­ствие все­об­ще­го на­дви­га­ю­ще­го­ся ха­о­са и цар­ства ан­ти­хри­ста объ­яло Русь. И под гром ору­дий, под стре­кот пу­ле­ме­тов по­став­ля­ет­ся Бо­жи­ей ру­кой на пат­ри­ар­ший пре­стол пер­во­свя­ти­тель Ти­хон, чтобы взой­ти на свою Гол­го­фу и стать свя­тым Пат­ри­ар­хом-му­че­ни­ком. Он го­рел в огне ду­хов­ной му­ки еже­час­но и тер­зал­ся во­про­са­ми: «До­ко­ле мож­но усту­пать без­бож­ной вла­сти?» Где грань, ко­гда бла­го Церк­ви он обя­зан по­ста­вить вы­ше бла­го­по­лу­чия сво­е­го на­ро­да, вы­ше че­ло­ве­че­ской жиз­ни, при­том не сво­ей, но жиз­ни вер­ных ему пра­во­слав­ных чад. О сво­ей жиз­ни, о сво­ем бу­ду­щем он уже со­всем не ду­мал. Он сам был го­тов на ги­бель еже­днев­но. «Пусть имя мое по­гибнет в ис­то­рии, толь­ко бы Церк­ви бы­ла поль­за», – го­во­рил он, идя во­след за сво­им Бо­же­ствен­ным Учи­те­лем до кон­ца.

Как слез­но пла­чет но­вый пат­ри­арх пред Гос­по­дом за свой на­род, Цер­ковь Бо­жию: «Гос­по­ди, сы­ны рос­сий­ские оста­ви­ли За­вет Твой, раз­ру­ши­ли жерт­вен­ни­ки Твои, стре­ля­ли по хра­мо­вым и кремлев­ским свя­ты­ням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Тво­их…» Он при­зы­ва­ет рус­ских лю­дей очи­стить серд­ца по­ка­я­ни­ем и мо­лит­вой, вос­кре­сить «в го­ди­ну Ве­ли­ко­го по­се­ще­ния Бо­жия в ны­неш­нем по­дви­ге пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да свет­лые неза­бвен­ные де­ла бла­го­че­сти­вых пред­ков». Для подъ­ема в на­ро­де ре­ли­ги­оз­но­го чув­ства по его бла­го­сло­ве­нию устра­и­ва­лись гран­ди­оз­ные крест­ные хо­ды, в ко­то­рых неиз­мен­но при­ни­мал уча­стие свя­тей­ший. Без­бо­яз­нен­но слу­жил он в хра­мах Моск­вы, Пет­ро­гра­да, Яро­слав­ля и дру­гих го­ро­дов, укреп­ляя ду­хов­ную паст­ву. Ко­гда под пред­ло­гом по­мо­щи го­ло­да­ю­щим бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка раз­гро­ма Церк­ви, пат­ри­арх Ти­хон, бла­го­сло­вив жерт­во­вать цер­ков­ные цен­но­сти, вы­сту­пил про­тив по­ся­га­тельств на свя­ты­ни и на­род­ное до­сто­я­ние. В ре­зуль­та­те он был аре­сто­ван и с 16 мая 1922 го­да по июнь 1923 го­да на­хо­дил­ся в за­то­че­нии. Вла­сти не сло­ми­ли свя­ти­те­ля и бы­ли вы­нуж­де­ны вы­пу­стить его, од­на­ко ста­ли сле­дить за каж­дым его ша­гом. 12 июня 1919 го­да и 9 де­каб­ря 1923 го­да бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки убий­ства, при вто­ром по­ку­ше­нии му­че­ни­че­ски по­гиб ке­лей­ник Свя­тей­ше­го Яков По­ло­зов. Несмот­ря на го­не­ния, свя­ти­тель Ти­хон про­дол­жал при­ни­мать на­род в Дон­ском мо­на­сты­ре, где он уеди­нен­но жил, и лю­ди шли нескон­ча­е­мым по­то­ком, при­ез­жая ча­сто из­да­ле­ка или пеш­ком пре­одоле­вая ты­ся­чи верст. По­след­ний му­чи­тель­ный год сво­ей жиз­ни он, пре­сле­ду­е­мый и боль­ной, неиз­мен­но слу­жил по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням. 23 мар­та 1925 го­да он со­вер­шил по­след­нюю Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в церк­ви Боль­шо­го Воз­не­се­ния, а в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­чил о Гос­по­де с мо­лит­вой на устах.

Пре­по­доб­ный Еф­рем Перекомский

Ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1412 г. в го­ро­де Ка­шине Твер­ской гу­бер­нии в ку­пе­че­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его обе­ща­ли, что ес­ли у них бу­дет сын, то они по­свя­тят его Бо­гу. С юных лет от­рок стал ве­сти жизнь пост­ни­че­скую, из­ну­ряя те­ло свое и уда­ля­ясь от дет­ских игр. Оста­вив ро­ди­тель­ский дом, пре­по­доб­ный ушел в Ка­ля­зин­ский мо­на­стырь Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Про­быв в оби­те­ли три го­да, он по чу­дес­но­му от­кро­ве­нию пе­ре­шел в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Сав­вы Ви­шер­ско­го († 1461; па­мять 1/14 ок­тяб­ря), где в 1437 г. при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

Ро­ди­те­ли, най­дя пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма в оби­те­ли, ре­ши­ли уго­во­рить его воз­вра­тить­ся до­мой, но юный по­движ­ник убе­дил их са­мих по­сту­пить в мо­на­стырь. В 1450 г. по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на свя­той по­се­лил­ся в кел­лии для без­молв­ных по­дви­гов на озе­ре Иль­мень, близ устья ре­ки Ве­рен­ды. Здесь, сми­ряя «пло­ти по­хот­ныя муд­ро­ва­ние», из­ну­ряя се­бя «по­стом и мо­лит­ва­ми» и пре­тер­пе­вая «же­сто­кое жи­тие», пре­по­доб­ный Еф­рем пре­был «в по­ще­ни­их мно­га ле­та», под­ра­жая древним ве­ли­ким от­цам-пу­стын­но­жи­те­лям.

При­няв сан пре­сви­те­ра, св. Еф­рем по­ло­жил ос­но­ва­ние мо­на­сты­рю в честь Бо­го­яв­ле­ния. Для удоб­ной до­став­ки во­ды в оби­тель пре­по­доб­ный про­ко­пал про­ток из ре­ки Ве­рен­ды в Иль­мень-озе­ро, от че­го оби­тель по­лу­чи­ла на­зва­ние Пе­ре­коп­ской, или Пе­ре­ком­ской.

По­сле мно­гих ино­че­ских тру­дов пре­по­доб­ный Еф­рем пре­ста­вил­ся 26 сен­тяб­ря 1492 г. 80 лет от ро­ду. В 1509 г. мо­на­сты­рю гро­зи­ло раз­ру­ше­ние из-за ча­стых на­вод­не­ний. Пре­по­доб­ный Еф­рем, явив­шись во сне игу­ме­ну, ука­зал но­вое ме­сто для рас­по­ло­же­ния оби­те­ли.

Праведный Гедеон, судия Израильский

Ис­то­рия ев­рей­ско­го на­ро­да пол­на при­ме­ров то­го, как он за­бы­вал Бо­га и впа­дал в язы­че­ство: по­кло­нял­ся идо­лам, пре­да­вал­ся по­ро­кам. За это Бог не раз ли­шал из­ра­иль­тян Сво­ей по­мо­щи и пре­да­вал во власть со­сед­них язы­че­ских на­ро­дов. Бед­ствия вра­зум­ля­ли ев­ре­ев, и они воз­вра­ща­лись к ис­тине. По­ка­яв­шим­ся из­ра­иль­тя­нам Гос­подь по­сы­лал из­ба­ви­те­лей. Их на­зы­ва­ли су­дья­ми. Они вер­ши­ли суд Бо­жий на зем­ле – по­ра­жа­ли нече­сти­вых языч­ни­ков, осво­бож­да­ли из­ра­иль­тян от вра­гов и управ­ля­ли ими. Все­го у ев­ре­ев бы­ло че­тыр­на­дцать су­дей.

По­сле смер­ти Иису­са На­ви­на из­ра­иль­тяне очень ско­ро впа­ли в идо­ло­по­клон­ство, и Гос­подь от­дал их под власть ма­ди­а­ни­тян. Семь лет они угне­та­ли на­род. Толь­ко, бы­ва­ло, у из­ра­иль­тян кон­чит­ся сев, как на­гря­нут ма­ди­а­ни­тяне, а с ни­ми – ама­ли­ки­тяне и во­сточ­ные пле­ме­на. Ста­нут они ла­ге­рем на зем­ле из­ра­иль­тян – и уни­что­жат уро­жай по всей стране, не остав­ляя ев­ре­ям ни еды, ни овец, ни бы­ков, ни ослов. Вра­ги при­хо­ди­ли со сво­и­ми ста­да­ми, со сво­и­ми се­мья­ми – мно­го­чис­лен­ные, слов­но са­ран­ча. Вко­нец ра­зо­рён­ные на­бе­га­ми, из­ра­иль­тяне ста­ли про­сить за­щи­ты у Бо­га.

Ми­ло­серд­ный Гос­подь по­слал им из­ба­ви­те­ля в ли­це Ге­део­на – млад­ше­го сы­на Иоаса из ро­да Ма­нас­сии. Он жил в го­ро­де Оф­ре в Па­ле­стине. Од­на­жды Ге­де­он об­мо­ла­чи­вал пше­ни­цу в да­вильне для ви­но­гра­да. Ра­бо­тал в яме украд­кой и то­роп­ли­во, чтобы не за­ме­ти­ли вра­ги. Тут пред­стал Ге­део­ну Ан­гел Гос­по­день. Он по­ве­лел ему со­брать вой­ско и вы­сту­пить про­тив непри­я­те­ля.

Из­бран­ный Бо­гом для спа­се­ния сво­е­го на­ро­да от ма­ди­а­нит­ско­го ига, Ге­де­он на­чал де­ло из­бав­ле­ния с ис­ко­ре­не­ния идо­ло­по­клон­ства. Но­вый су­дья раз­ру­шил жерт­вен­ник Ва­а­ла и сру­бил идол Аше­ры, на­хо­див­ший­ся близ до­ма его от­ца. На этом ме­сте он по­ста­вил жерт­вен­ник ис­тин­но­му Бо­гу и в честь Него на ко­ст­ре, сде­лан­ном из де­ре­ва Аше­ры, при­нёс во все­со­жже­ние се­ми­лет­не­го бы­ка.

Жи­те­ли Оф­ры воз­му­ти­лись по­ступ­ком Ге­део­на. Они усмат­ри­ва­ли оскорб­ле­ние по­чи­та­е­мой ими свя­ты­ни и на­ме­ре­ва­лись по­бить су­дью кам­ня­ми. Отец Ге­део­на, быв­ший у них жре­цом, уго­во­рил жи­те­лей не де­лать это­го: «Вам ли за­щи­щать Ва­а­ла? Вам ли за него за­сту­пать­ся? Ес­ли Ва­ал бог, то пусть сам по­бо­рет­ся, ко­гда раз­ру­ша­ют его жерт­вен­ник!» На­род внял уве­ще­ва­нию Иоаса и оста­вил Ге­део­на в по­кое. Но дал ему осо­бое про­зви­ще «Иеруб­ба­а­ла», что зна­чит «Ва­ал ото­мстит ему». Та­ким об­ра­зом, по­сту­пок Ге­део­на имел весь­ма важ­ные по­след­ствия. Через него на­род убе­дил­ся в пол­ном бес­си­лии Ва­а­ла.

Меж­ду тем ма­ди­а­ни­тяне и ама­ли­ки­тяне, а с ни­ми неко­то­рые дру­гие пле­ме­на Во­сточ­ной Ара­вии сно­ва яви­лись в Па­ле­сти­ну, пе­ре­шли через Иор­дан и рас­по­ло­жи­лись в Ездре­лон­ской до­лине. Те­перь но­вый су­дья Из­ра­и­ля, пол­ный во­оду­шев­ле­ния, клик­нул клич на осво­бож­де­ние на­ро­да. На него ото­зва­лось род­ствен­ное ему пле­мя Ави­е­зе­ро­во. Ге­де­он от­пра­вил по­слов и к смеж­ным пле­ме­нам. Они так­же ото­зва­лись на его при­зыв. Око­ло судьи со­бра­лось трид­цать две ты­ся­чи во­и­нов из ко­лен Ма­нас­си­и­на, Аси­ро­ва, За­ву­ло­но­ва и Неф­фа­ли­мо­ва.

Пе­ред на­ча­лом бит­вы он по­про­сил у Бо­га зна­ме­ния: «Гос­по­ди! Вот я рас­сте­лю здесь на гумне по­стри­жен­ную шерсть. Ес­ли ро­са бу­дет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле су­хо, то я бу­ду знать, что Ты спа­сёшь Из­ра­и­ля мо­ею ру­кою». Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на: на дру­гой день ра­но утром Ге­де­он вы­жал из шер­сти, по­кры­той ро­сой, це­лую ча­шу во­ды.

Он сно­ва об­ра­тил­ся к Бо­гу: «Гос­по­ди! Не про­гне­вай­ся на ме­ня, ес­ли ещё раз ска­жу: пусть бу­дет су­хо на од­ной толь­ко шер­сти, а на всей зем­ле пусть бу­дет ро­са». Бог услы­шал и вто­рую мо­лит­ву Ге­део­на: на­ут­ро толь­ко на шер­сти бы­ло су­хо, а по всей зем­ле бы­ла ро­са.

А для то­го, чтобы из­ра­иль­тяне яс­нее ви­де­ли Его спа­си­тель­ную по­мощь, ко­то­рая со­еди­ня­ет­ся не с ко­ли­че­ством, а с ка­че­ством ис­пол­ни­те­лей Его во­ли, Бог по­ве­лел Ге­део­ну от­пу­стить из вой­ска всех, кто бо­яз­лив и ро­бок. Два­дцать две ты­ся­чи че­ло­век вер­ну­лись до­мой.

Остав­ших­ся Бог по­ве­лел ве­сти к во­де и по­смот­реть, как они бу­дут пить. Тех, ко­то­рые пи­ли во­ду, чер­пая её гор­стью ру­ки, от­де­ли­ли от тех, ко­то­рые пи­ли ртом, на­кло­ня­ясь к во­де. Пив­ших гор­стью ока­за­лось три­ста че­ло­век. И ска­зал Гос­подь Ге­део­ну: «Тре­мя­ста­ми Я спа­су вас». С ни­ми Ге­де­он и вы­сту­пил про­тив сто­ты­сяч­ной ар­мии ма­ди­а­ни­тян. При столь неболь­шом от­ря­де Ге­де­он мог ре­шить­ся на бит­ву с мно­го­чис­лен­ным непри­я­те­лем толь­ко бла­го­да­ря твёр­дой ве­ре в по­мощь Бо­жию.

По вну­ше­нию свы­ше Ге­де­он раз­де­лил от­ряд на три ча­сти. Каж­до­му во­и­ну дал по тру­бе и скры­то­му в кув­шине све­тиль­ни­ку. Но­чью евреи окру­жи­ли стан непри­я­те­ля. По сиг­на­лу во­и­ны раз­би­ли кув­ши­ны, за­тру­би­ли в тру­бы и ста­ли гром­ко вос­кли­цать: «Меч Гос­по­да и Ге­део­на!» Вне­зап­ные ог­ни, гром труб и кри­ки по­ра­зи­ли ма­ди­а­ни­тян. Страх и ужас обу­ял их. В тем­но­те, в ве­ли­ком смя­те­нии они ста­ли уби­вать друг дру­га и, на­ко­нец, об­ра­ти­лись в бег­ство.

Ге­де­он воз­вра­тил­ся до­мой с огром­ной до­бы­чей. Сла­ва о по­бе­ди­те­ле раз­нес­лась по всей стране. Бла­го­дар­ные из­ра­иль­тяне пред­ло­жи­ли Ге­део­ну и его по­том­кам цар­скую власть. Но мо­гу­чий во­ин от­ка­зал­ся. Он знал, как неве­ли­ка его за­слу­га в де­ле спа­се­ния из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Это чу­до со­вер­шил Бог, и толь­ко Он един­ствен­ный царь Из­ра­и­ля.

В ми­ре и по­кое Ге­де­он до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Его ис­то­рия – это по­вест­во­ва­ние о том, как ис­тин­ная ве­ра и лю­бовь к Бо­гу од­но­го че­ло­ве­ка спас­ли це­лый на­род. Жизнь судьи Ге­део­на ста­ла про­об­ра­зом ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства: крест­но­го стра­да­ния Сы­на Бо­жия. Его лю­бовь спас­ла от смер­ти все на­ро­ды Зем­ли и да­ро­ва­ла нам жизнь веч­ную.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Православный календарь на 9 октября 2021 года

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

0 комментариев
жития святых

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Православный календарь
0 комментариев
Видеожития святых

Православный календарь на 23 июня 2022 года

8 октября — день рождения архимандрита Кирилла (Па...

  • 08.10.2021
  • 0 комментариев
9 октября – День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

С днем памяти апостола-евангелиста Иоанна Богослов...

  • 08.10.2021
  • 0 комментариев

Поделиться

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

0 комментариев
жития святых

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Православный календарь
0 комментариев
Видеожития святых

Православный календарь на 23 июня 2022 года

Житие святой первомученицы равноапостольной Феклы
0 комментариев
жития святых

Житие святой первомученицы равноапостольной Феклы

Самые читаемые

0 комментариев
Веражития святых

Поздравляем с днем Ангела всех Ирин!

Знаете ли вы, что солнце на Пасху "играет"? (+ Видео)
0 комментариев
Видео

Знаете ли вы, что солнце на Пасху «играет»? (+ Видео)

В этот день в Тегеране был растерзан Александр Грибоедов
0 комментариев
жития святых

В этот день в Тегеране был растерзан Александр Грибоедов

0 комментариев
Видео

Протоиерей Димитрий Климов: Опомнитесь!

Самые лучшие

0 комментариев
Видео

Обет верности

0 комментариев
Видео

Живоносный источник чудес(видео)

Комментарии закрыты.

Читайте также

Блаженный Августин
0 комментариев
жития святых

Блаженный Августин

Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций

Правжизнь.рф | Блоги, новости, статьи о православии

Полезные статьи, новости и блоги о жизни, творчестве и Православии

Поделится

Посетите нас в социальных сетях

© 2013-2022 «Правжизнь»
  • О проекте
  • ЕЛК священослужителя
  • Благотворительный фонд
  • Пользовательское соглашение
  • Безопасность платежей
  • Публичная оферта
  • Защита персональных данных
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Поддержать проект
  • Все проекты Правжизнь
  • Программы фонда
Мобильная версия