Рождение и детские годы преподобного Сергия
Рождение и детские годы преподобного Сергия
Жизнеописание преподобного Сергия составлено святым Епифанием Премудрым († ок. 1418-1422) [1], учеником его и современником, который знал о жизни своего учителя от него самого и от старшего брата Преподобного, Стефана, и от святителя Феодора († 1394), племянника Преподобного Сергия. А уж о родине Преподобного ему не надо было никого расспрашивать – сам он в юности жил в Ростове и принял монашеский постриг в ростовском монастыре святителя Григория Богослова [2].
Преподобный Епифаний Премудрый и братия за написанием жития Сергия Радонежского. Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI век.
Несколько столетий поколение за поколением перечитывает строки о начале жизни будущего молитвенника, стремясь прикоснуться к великой тайне его рождения и духовного становления. В Житии Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского и всея России чудотворца, для нашего рассказа особо ценны слова, описывающие события, связанные с его рождением, детством и отрочеством, которые прошли здесь, на благословенной Ростовской земле, на том месте, где стоит святая Варницкая обитель.
Епифаний Премудрый пишет [3], что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.
О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты). Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.
Преподобный Сергий Радонежский в житии. Середина XVI века.
Икона была храмовой в церкви преподобного Сергия Радонежского Ростовского Борисо-Глебского монастыря, основанного в 1363 году по благословению Преподобного. Собрание Ростовского музея.
Еще до рождения преподобного Сергия было дано знамение о его богоизбранности: во время Божественной литургии, на которой молилась Мария в воскресный день, ребенок во чреве ее трижды громко прокричал в храме, так что многие ужаснулись от этого крика – преславного чуда, совершившегося с этим младенцем.
– Но более подобает удивляться тому, – пишет Епифаний Премудрый, – что младенец в утробе не прокричал вне церкви, без народа, или в другом месте, втайне, наедине, – но именно при народе, чтобы много было слушателей и свидетелей этому истинному событию. И удивительно также, что не тихо он прокричал, но на всю церковь, чтобы по всей земле прошел слух о нем; удивительно, не прокричал он, когда мать его или на пиру была, или ночью спала, но когда она была в церкви, во время молитвы – да будет родившийся усердно молиться Богу. Удивительно, что прокричал он не в каком-нибудь доме или каком-нибудь нечистом и неизвестном месте, но, напротив, в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где и подобает Литургию Господню совершать, – это означает, что ребенок будет в страхе Божием совершенным святым у Господа.
С того дня Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище и как драгоценный камень, понимая, что он будет избранным сосудом Святого Духа. В строгом посте и частой сердечной молитве хранила мать дитя во чреве своем.
Рождение Преподобного Сергия. Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.
О, родители, если бы вы знали, сколько добра или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает «грехи отцев на чада» (Числ. 14, 18), и, помышляя об этом, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Него же всякое Отечество на небесах и на земли именуется, – писал об этом событии святитель Филарет [4].
Родился преподобный Сергий 3 мая (16 мая по н. ст.) 1314 года [5]. 3 мая – день памяти одного из родоначальников русского монашества, основателя Киево-Печерского монастыря Преподобного Феодосия († 3 мая 1074). На Руси особо почитали «родильного» святого, в день памяти которого родился человек. Внимание к святому, память которого празднуется в день рождения человека, дошло до Нового времени. Вспомним, например, что царь Петр I родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и этим объясняется, что главный храм новой столицы Санкт-Петербурга был освящен во имя Преподобного Исаакия.
На сороковой день младенца крестил иерей Михаил, дав ему имя апостола Варфоломея, память которого праздновалась 11 июня. Имя Варфоломей означает сын радости: Радуйся от чрева матери освященный, Радуйся в рождении твоем сыном радости нареченный (из акафиста преподобному Сергию).
Когда Кирилл и Мария поведали иерею Михаилу о случившемся в церкви до его рождения, тот ответил смущенным родителям: Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный от Бога, обитель и слуга Святой Троицы, – что и сбылось.
Крещение Варфоломея. Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI век.
Знамения богоизбранности младенца продолжались. Когда случалось матери его есть мясную пищу, тогда младенец никак не хотел грудь брать. И поняв это, мать его воздерживалась и постилась, и с тех пор младенец стал всегда, как должно, кормиться. В среду и пятницу ребенок отказывался от материнского молока, оставаясь при этом весел и спокоен: Радуйся, пречудное в младенчестве постничество нам являя (из акафиста преподобному Сергию). Мало того, младенец никак не хотел от чужой матери питаться, но только от своей родительницы. Это, по мнению многих, означало, что от благого корня благая ветвь неоскверненным молоком должна быть вскормлена.
Рос ребенок в следующие годы, – продолжает Житие, – как и полагается в этом возрасте, мужала его душа, и тело, и дух, наполнялся он разумом и страхом Божиим, и милость Божия была с ним.
В Древней Руси были свои названия разных периодов жизни мужчины: мальчик до семи лет – младенец; отроча (отрок) – до 14 лет, детище – до 21 года; юноша – до 28 лет; муж – до 35 лет; средовек – от 42 до 49 лет; старец – от 49 до 56 лет [6].
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте вместе со своими братьями! Братья с успехом быстро осваивали учение, Варфоломею учеба не давалась, несмотря на его премногое усердие. Очень скорбели и печалились по этому поводу и родители его, и учитель, и сам отрок Варфоломей. Но суждено было, что уразуметь грамоту ему было дано не от людей, а от Бога.
Видение отроку Варфоломею. Художник М.В. Нестеров. 1889-1890 годы.
Картина была написана в годы, предшествующие знаменательной дате – 500-летию (1892 год) со дня преставления преподобного Сергия. В эти годы художники В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова, В.И. Суриков обратились в своем творчестве к образу Преподобного. Художник Михаил Васильевич Нестеров всегда был убежден, что это его лучшее произведение: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет живой, значит, жив и я» [7].
Однажды Варфоломей был послан отцом искать заблудившихся лошадей. На поле он увидел молящегося под дубомчерноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитора, благообразного и подобного Ангелу… И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел его духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Помолившись, старец подал ему кусочек святой просфоры: «Отвори уста свои, чадо, и открой их. Возьми это и съешь, – это тебе дается знамение благодати Божией и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого». Упросил отрок зайти старца к ним домой.
Явление Божественного старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоты.
Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.
С радостью встретили Кирилл и Мария незнакомого гостя, потому что любили и почитали они странников-богомольцев. В доме боярина Кирилла была особая комната для молитвы, куда перед трапезой и зашла вся семья и старец сотворить святую молитву. Старец начал «Часы» читать, а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты. Произноси слово Божье без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал читать псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо стал знать грамоту. На прощание старец предсказал благочестивой чете: «Будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни».
Епифаний Премудрый добавляет: Достоин был даров духовных добрый сей отрок, который от самих пеленок Бога познал, и Бога возлюбил, и Богом спасен был. Он жил, во всем повинуясь родителям: старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушаться их, как и Святое Писание говорит: «Чти отца своего и матерь, да будешь долголетен на земле».
В годы отрочества будущий преподобный Сергий жил в строгом посте, а по средам и пятницам не вкушал ничего, по ночам часто бодрствовал и молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.
Благословение старцем Варфоломея и его родителей Кирилла и Марии.
Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.
Епифаний Премудрый пишет, что семья преподобного Сергия была благочестивая и страннолюбивая. Как каждая русская благочестивая семья, Кирилл и Мария вместе со своими сыновьями часто посещали святые места города. И воспитывалсяособый нашего Российского царствия хранитель и помощник на святынях Ростова.
Источник: Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Родина Преподобного Сергия Радонежского / В.И. Вахрина. – Рыбинск: Медиарост, 2014. – С. 10-15.
Примечания:
[1] Епифаний Премудрый, Преподобный, память празднуется в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 мая и в Соборе Радонежских святых, празднуемый 6 июля.[2] В своем первоначальном виде Житие Преподобного Сергия, написанное Епифанием, не дошло до нас. В 40-е годы XV века его переработал Пахомий Серб (Логофет, † после 1484), иеромонах, прибывший с Афона. Пахомий Серб составил многие жития русских святых. Его перу принадлежат житие преподобного Никона Радонежского, Алексия митрополита, житие Преподобного Кирилла Белозерского и другие. Пахомий значительно сократил пространное житие преподобного Сергия, созданное Епифанием, чтобы сделать житие пригодным для церковной службы. Житие преподобного Сергия сохранились только в списках XVI века, которые имеют большие куски текста, написанных Епифанием. См.: Житие Сергия Радонежского. Комментарии Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 2000. С. 555-556.[3] В книге мы обращаемся к тексту «Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием премудрым». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1908; см. последнюю научную редакцию жития преподобного Сергия в – «Библиотека литературы Древней Руси». Т. 6. СПб., 2000. С. 254-411.[4] Филарет (Дроздов), архиепископ Московский. Слова к московской пастве и Житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца. СПб., 1822. С. 296-297.[5] Епифаний Премудрый не назвал год рождения Преподобного. Первый, кто назвал год рождения Сергия, это Пахомий Серб – 1314 год. Пахомий составлял свою редакцию Жития преподобного в конце 30-х годов XV века, находясь в Троицком монастыре, где и мог узнать эту дату. Одни исследователи, митрополит Московский Филарет, профессор Московской духовной академии П.С. Казанский, Е.Е. Голубинский, утверждают, что его год рождения 1314, другие, архимандрит Никон (Рождественский), митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), – 1319 год. Встречается дата 1322 год. День рождения преподобного Сергия был высчитан П.С. Казанским. По древнему обычаю крещение младенца совершалось в 40-й день по его рождению, причем нарекали ему имя того святого, память которого праздновалась в день его крещения. Преподобному Сергию при крещении дано имя Варфоломей; память апостола Варфоломея празднуется и июня, следовательно, угодник Божий родился 3 мая. См.: Архимандрит Никон (Рождественский). Житие отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. 5-е издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 242.[6] Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990. Приложение. С. 281.[7] Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1965. С. 139.
Комментарии закрыты.