Символика Рождественской елки
Символика Рождественской елки
Христианские праздники имеют свою символику. Нередко в истории Церкви языческие традиции переосмыслялись и наполнялись христианским смыслом. Об обычае украшать на Рождество елку поучительно рассуждает митрополит Иерофей (Влахос).
Привычка наряжать на Рождество елку не просто обычай, пришедший к нам с запада, и который необходимо заменить другими, более православными, обычаями. Я не исследовал происхождение рождественской елки, но уверен, что она соединяется с праздником Рождества и его истинным смыслом.
Прежде всего, она имеет отношение к пророчеству пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11: 1). Именно это пророчество имел в виду священный поэт, когда писал: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси». Корнем является Иессей, отец царя Давида, жезлом — сам царь Давид, а вышедшим из корня и из жезла Цветом — Пресвятая Богородица. Происшедшим же от Цвета Пресвятой Девы Плодом является Иисус Христос.
Таким образом, рождественская елка может напоминать нам генеалогическое древо Иисуса Христа, Божию любовь и последовательное очищение прародителей Христа. Вершину же дерева украшает звезда, которой является Богочеловек Христос.
Помимо этого, рождественская елка показательно подчеркивает истину, что Христос является деревом жизни; и мы не можем жить и исполнить цель нашего существования, не вкусив от этого «дарующего жизнь» древа. Рождество немыслимо без божественного Причастия, а Причастие — без победы над диаволом в час искушения, когда, как у древа познания добра и зла, испытывается наша свобода. Итак, мы радуемся и торжествуем, ибо «в пещере от Девы Древо Жизни произросло».
(Из книги «Господские праздники». Симферополь, 2002. Перевод с новогреческого Дмитрия Гоцкалюка)
Комментарии закрыты.