Православный календарь на 11 февраля 2021 года
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, епископа (107).
Свт. Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского, в Ближних пещерах (1194); свтт. Герасима (1441–1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских; Собор Коми святых; мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана, Паригория (297); мчч. Сильвана, епископа, Луки, диакона, и Мокия, чтеца (312); Собор Екатеринбургских святых
Сщмчч. Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко, пресвитеров, Константина Зверева, диакона, и с ними 5-ти мучеников (1920).
Священное Писание
2 Пет. 1:1–10 (зач. 64). Мк. 13:1–8 (зач. 58).
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.
Святой Игнатий Богоносец
Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.
Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году, скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.
Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67–107 гг..). В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.
В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.
В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».
Преподобный Лаврентий, затворник Печерский
Преподобный Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский, в Ближних пещерах, сначала подвизался в затворе в монастыре великомученика Димитрия, построенном великим князем Изяславом в Киеве близ Печерского монастыря, а потом перешел в самую Печерскую обитель, прославился даром исцелений. Из Печерского монастыря он был возведен в 1182 году на кафедру Туровскую (Туров – город в Житковичском районе Гомельской области) и был преемником святителя Кирилла Туровского. Скончался в 1194 году. Погребен в Ближних пещерах, память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Святитель Герасим Великопермский
Третий епископ новопросвещенного зырянского народа.
Был возведен на Пермскую кафедру после 1416 г. Неусыпно заботился об укреплении веры Христовой среди новообращенных зырян.
Во время одной из поездок по своей епархии святитель Герасим был задушен язычником из племени вогуличей. Мученическая кончина его последовала 24 апреля около 1447 г.
Святой епископ Герасим был погребен в Благовещенском соборе г. Усть-Выми. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.
Священномученик Питирим Великопермский
Священномученик Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима († после 1441 г.). До этого святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Епископ Питирим трудился в утверждении христианской веры среди зырян и вогулов-язычников, призывал всех отстать от грабежей, хранить мир, увещевал и князя Димитрия Шемяку не изменять клятвенным договорам. Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, чем возбудил страшный гнев предводителя их – Асыки. И когда святитель совершал освящение воды на мысе при слиянии Вага и Вычегда, Асыка убил его – 19 августа 1455 или 1456 г.
Святитель Иона, епископ Великопермский
Святитель Иона, епископ Великопермский, был преемником убитого вогуличами в 1455 году святителя Питирима, епископа Пермского (память 19 августа). В 1462 году святитель Иона обратил ко Христу жителей Великой Перми. Для распространения и утверждения христианской веры он постоянно путешествовал по своей обширной епархии. Святитель преставился к Богу 6 июня 1470 года и был погребен в Усть-Выми в Благовещенском соборе.
Собор Коми святых
Дата празднования Собора – 11 февраля (29 января).
Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 марта 2015 года.
В Собор вошли четыре просветителя: свтт. Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы, 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – священнослужители, причисленные к лицу святых после гонений на православную церковь в советские времена.
Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий пострадали в 297 году, в период гонения Диоклитиана (284–305), в городе Самосаты (в Сирии, на реке Евфрате).
Они бесстрашно обличали безумие идольского служения и были схвачены и преданы разным тяжким мучениям – их тела строгали железом, подвесив им на шеи тяжелые железные оковы; их заключили в темницу и, наконец, повесив, пригвоздили головы их ко кресту
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ СИЛЬВАН, ЕПИСКОП, ЛУКА, ДИАКОН, И МУЧЕНИК МОКИЙ, ЧТЕЦ
В царствование римского императора Нумериана было великое гонение на христиан; к правителю города Эмезы поступил тогда донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Убедившись, что они исповедают Христа Бога истинного, идолов же не почитают и поносят, правитель пришел в ярость. Не в силах будучи склонить исповедников Христовых к идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям. Когда святые мученики приведены были на место казни и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу.
Собор Екатеринбургских святых
Празднование учреждено в 2010 году по инициативе архиепископа Екатеринбургского Викентия и по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, днем празднования выбран день образования Екатеринбургской епархии – 29 января.
- Страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия († 4/17 июля 1918)
- Прмц. великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара († 5/18 июля 1918)
- Прав. Симеон Верхотурский († 1694; прославление – 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье – 12/25 сентября, второе обретение святых мощей – 12/25 мая)
- Прп. Василиск Сибирский († 29 декабря/11 января 1824)
- Прп. Зосима (Верховский) († 24 октября/6 ноября 1833)
- Прп. Илия (Чеботарев) († 30 ноября/13 декабря 1900)
- Прп. Арефа (Катаргин) († 15/28 мая 1903)
- Блж. Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня)
- Блж. Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня)
Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Комментарии закрыты.