• Жизнь
    • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Войти
Предложить новость

Календарь Молитвослов Библия

Войти
Предложить новость
  • Жизнь
    • Семья
    • Дети
    • Добро
    • Братья меньшие
    • Мотивация
    • Ностальгия
    • Общество
    • Юмор
    • Разное
  • Творчество
    • Искусство
    • Фото
    • Слово
    • Дизайн
    • Реклама
    • Музыка
    • Кино
    • Ремесло
  • Познание
    • Вокруг света
    • Психология
    • История
    • Наука
    • Вера
    • Финансы
    • Лайфхак
    • Путешествия и паломничеств
  • Видео
  • Новости
  • Еженедельная Газета
Предложить новость
Главнаяподвижники благочестияБлаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004
Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004
  • 17.02.2022
  • 0 комментариев
  • Татиана
  • Рубрика: подвижники благочестияТатиана ЛазаренкоТворчество
Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций
Блаженной памяти архидиакона Симеон, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Наше знакомство с архидиаконом Симеоном имеет многолетнюю историю. Еще до 1988 года мы с сыном время от времени посещали Владимирский собор, восторгаясь красотой росписей, благолепием службы, стройным пением архиерейского хора. Величественный собор, построенный в 1896 году, поражал своей монументальностью. Шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами в старовизантийском стиле, массивные бронзовые двери главного портала с рельефными изображениями святого равноапостольного князя Владимира и равноапостольной княгини Ольги, производил неизгладимое впечатление благодаря уникальным росписям В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова. Масштабные композиции на евангельские сюжеты, темы Крещения князя Владимира и Крещения киевлян, а также изображения святых князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги, изображения мучеников, святителей, князей, святых жен, приоткрывали завесу над не ведомым ранее.  Особенно впечатляла центральная композиция в алтаре храма — Богоматерь с Младенцем. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу молящимся: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына…  Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрели на нас…

Блаженной памяти архидиакона Симеон, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

В храме влекли к себе еще и древние, намоленные иконы, мощи св. великомученицы Варвары и священномученика Макария, иконостас  из дымчато-серого каррарского мрамора, мозаичный пол собора. И, конечно, стройное пение архиерейского хора, многочисленность клира – все это впечатляло величием и торжественностью. В наших сердцах еще только прорастали, давая первые всходы, начатки веры, и все, что происходило в храме, было скорее душевным, а не духовным переживанием. Наши эстетические потребности до времени вполне удовлетворялись такими посещениями, и в общении с друзьями, мы восторженно делились впечатлениями и даже рассуждали о Боге и Его удивительном Промысле в нашей жизни. Тогда мы еще не осознавали, что  прежде всего нас влекло сюда неудержимо желание приобщиться  к чему-то непостижимому, возвышенному, надмирному. К духовному миру.

Во время одного из праздничных богослужений, несмотря  на многичисленность клира, мы обратили внимание на высокого, статного диакона с необыкновенным голосом и какой-то, не побоюсь сказать, кинематографической внешностью. Казалось, он заполнял собой все пространство храма, а его мощный, хорошо поставленный голос проникал в самые потаенные глубины души. Впервые мы ощутили непередаваемое чувство присутствия Божия. Хотелось молиться, плакать и бесконечно славить Господа за Его неизреченные милости, а загадочный протодиакон казался неземным посланником, спустившимся с Небес…

Когда же после службы он переоблачился, вышел из алтаря и его плотно окружили женщины в платочках, я невольно залюбовалась тем, как добродушно и беззлобно он выслушивал их, давал советы, интересовался домашними делами, здоровьем, бытовыми подробностями и даже давал какие-то деньги. Он как будто сошел со страниц книг о священнослужителях. Благолепие длинных, волнистых волос, чуть тронутых сединой, окладистая борода, подрясник, который, как мы заметили, он не снял при выходе  на улицу, хотя времена были безбожные, старомодная шляпа и уж совсем древний саквояж вызывали уважение.. От него исходил удивительный дух какой-то патриархальности и мирности. Именно таким я и представляла настоящего священнослужителя.

В Киево-Печерской лавре

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Позже, во время первого богослужения в Киево-Печерской лавре, мы вновь увидели отца диакона, и порадовались встрече. Радость – это то чувство, которое до краев переполняло душу, ведь впервые после долгих лет запустения здесь, на территории древней прославленной обители, вновь зазвучала молитва. Служба была торжественной и какой-то очень трогательной. Годы гонений сказались на внешнем облике монахов-старожилов. Слезы наворачивались на глаза при виде немощи плоти и увечий некоторых из них. Однако, несмотря на физическую слабость, дух этих подвижников был бодр, и лица как бы светились изнутри. Служили они вдохновенно, истово, а отец Николай (мы еще во Владимирском соборе узнали его имя) задавал тон,  возглашая ектинии так, что дрожь по телу пробегала…

С этого дня мы стали чаще приходить в Лавру, познакомились со многими монахами, но по-прежнему несказанно утешались, встречая отца Николая. Он же бывал на богослужениях регулярно, а после завершения их, в окружении прихожанок, в старом подряснике, неизменной шляпе и все с тем же потертым саквояжем шествовал по территории возрожденной обители. Подходили к нему и мы, с любопытством прислушиваясь к неторопливой беседе, но вопросов не задавали, ограничиваясь молчаливым присутствием. Говорил отец Николай просто, доступно, и даже сложные вероучительные истины объяснял очень доходчиво. Наше высокоумие терпело сокрушительное фиаско, когда мы внимали его простым, но таким понятным словам, которые падали на благодатную почву душ, жадно ищущих Бога. Вот уж воистину, «где просто, там Ангелов со сто»…

Так постепенно Лавра в нашем представлении стала неотделимой от отца Николая. Правда, время от времени мы посещали престольные праздники в других храмах Киева и области, но и там встречали его. По этому поводу сын шутил, что у отца протодиакона много братьев-близнецов. Он служил и в Борисполе, и в Вышгороде и даже в Чернигове, был, несмотря на возраст, чрезвычайно легок на подъем и никогда не считался с личным временем. Казалось, он просто дышал молитвой, передавая свою ревность о Господе окружающим.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Не только мы, но и многие прихожане обители, преимущественно пожилого возраста (а время неумолимо берет свое) вспоминают его могучий облик и проникновенные беседы с умилением. По свидетельству р. Б. Галины, она с сердечным трепетом прислушивалась к советам отца Николая, который умел проникать в самые глубины ее души и вызывать покаяние. Он заставил на всю жизнь запомнить, что молитва веры способна возродить падшее человеческое естество и полностью преобразить его. Путь к православию у нее, как и у многих в безбожные годы, был тернистым. В прошлом активная строительница «новой жизни», она делала первые шаги в духовном мире, постигала азы Православия, обучалась науке смирения. Многое ей было непонятным, противоречащим ее прежним убеждениям, давалось с трудом. Видя высокую ревность о Господе у отца диакона, она прониклась к нему глубочайшим доверием и стала его духовным чадом. По его святым  молитвам, она постепенно усвоила христианский образ жизни и оставила внешний, неспасительный путь, перейдя на внутренний. Спустя некоторое время она даже повенчалась с мужем, о чем даже мечтать не смела…

И таких свидетельств немало.

Время неумолимо. Многие из лаврских прихожан того периода уже отошли ко Господу, но духовная связь не прервалась. Отец Николай (в монашестве Симеон) продолжает молиться за них…

Церковный раскол

Особую роль в нашем духовном становлении сыграл отец Николай во время раскола 1992 года. Поначалу мы были в смятении и не очень понимали, что происходит, поскольку Филарет (Денисенко) на протяжении многих лет был Предстоятелем нашей Церкви, писал катехизические труды и произносил красивые проповеди[1]. Да и  с Владимирским собором и его святынями было жаль  расставаться. Прекрасный образ Богородицы на алтарной апсиде снился ночами, а лик Пречистой на дивной иконе «Нечаянная радость», украшенной роскошной сенью, был печален и строг. Благоухание святых мощей великомученицы Варвары и священномученика Макария стало почти неощутимым.

До нас доходили рассказы подвижниц – сестер Марии Рыбинчук и Галины Снигирь, которые совершенно безвозмездно трудились во Владимирском соборе на протяжении многих лет, о том, как по приказу бывшего Предстоятеля над ними издевались, сажали в подвал, избивали. Сестры днем молились, прислуживали у мощей и икон, а ночами занимались уборкой. Их воспоминания о драматических событиях тех дней поражают простотой и искренностью. По их словам, Филарет, узнав о Харьковском соборе, основным деянием которого стало выражение недоверия бывшему митрополиту, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля УПЦ и отчисление за штат[2], вначале растерялся и, чтобы выждать время, лег в больницу. Однако после того, как архиерейский хор торжественно возгласил Многолетие Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, назначенному на митрополичью кафедру, а затем в полном составе ушел из Владимирского собора, воспрянул и сказал, что на место ушедших будет рукополагать других.

Применяли раскольники насилие и во время нападения на Лавру перед приездом нового Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Владимира. Происходили непостижимые нашему разумению события, и нужно было правильно ориентироваться в ситуации.

Лаврские монахи неохотно отвечали на наши недоуменные вопросы, и только отец Николай во весь голос обличал бывшего Предстоятеля. Он и ранее имел обыкновение после каждой литургии обращаться к прихожанам, рассказывая о нуждающихся храмах и призывая поддержать их. Теперь же его проповеди обрели откровенно обличительный характер. Он с болью говорил об учиненном расколе и предостерегал прихожан от общения с теми, кто был в нем повинен. «Вы меня знаете, — говорил он, — знаете мою веру и дела. Не ходите к Филарету, там погибель». И в его пламенных словах было столько убедительности и скорби, что всякие сомнения рассеивались. Жизнь продолжалась. Началось настоящее возрождение.

Голосеевская пустынь

Однажды, в день памяти прп. Агапита Печерского, он очень подробно рассказал об вновь открывшейся Голосеевской пустыни и ее святынях и, подробно описав дорогу к ней, призвал прихожан в меру своих возможностей потрудиться во славу Божию ради ее восстановления. «Пройдете через лес, озера, повернете направо, подниметесь на горку, — и сам батюшка Алексий Голосеевский встретит вас там», — в заключение сказал он.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004Это прозвучало так трогательно и проникновенно, что уже на следующий день мы с сыном отправились в Голосеево. Немного поплутали по лесу, но цели достигли. И что было удивительно: во время спуска дорога несколько раз раздваивалась, но всякий раз, когда мы оказывались в ситуации выбора, неожиданно появлялись люди, и, подобно живым указателям, показывали, куда идти. Так и дошли.

Голосеевская пустынь встретила нас руинами. Очевидно, еще совсем недавно здесь царила мерзость запустения. Единственное сохранившееся здание было без окон и дверей, и хотя некое подобие крыши осталось, но даже невооруженным глазом было видно, что она совершенно ненадежна и требует ремонта. Но уже был сооружен помост, выполнявший назначение солеи, обозначено Горнее место, на котором ежедневно служилась литургия. Местность была весьма живописной: взор радовали озера, лес, разнотравье, целебный родник…

Как-то сразу сердца наши исполнились светлой радостью и любовью к этой явленной Богом красоте. Я уже давно заметила, что там, где когда-то была молитва, как-то удивительно красиво и благостно. И вопиющим диссонансом выглядел открывшейся перед нами вид разрухи, от которого стало очень скорбно. Тогда мы приняли решение приходить на послушание ежедневно, благо было время летних каникул, и я находилась в отпуске, а сын-студент, сдав сессию, тоже был свободен. Нужно было копать землю под огород, выпасать небольшое стадо, готовить трапезу, и мы с радостью выполняли все, что благословлял отец настоятель — архимандрит, в настоящее время епископ Исаакий (Андроник)[3].

В Лавре мы привыкли видеть степенных, ухоженных архимандритов в расшитых митрах и красивом облачении, и скромный, непритязательный вид отца настоятеля вызвал огромное уважение и доверие. Он постоянно трудился, личным примером воодушевляя немногочисленных трудников: месил бетон, экскаватором расчищал завалы, выполнял сложные строительные работы, не гнушался и уходом за животными. А еще непрестанно молился. По его благословению, прежде всего привели в порядок домовой храм в котором стали служить ночные литургии. Сын, нередко остававшийся ночевать в обители и принимавший участие в богослужении, с непривычки мужественно боролся со сном, и братия добродушно подшучивали над ним. Хотя женщин на ночлег не оставляли, но я все-таки время от времени посещала ночные службы.

 

Практически с первого дня мы увидели в обители и отца Николая, чему несказанно обрадовались. Он выполнял различные столярные работы: сооружал коровник для Розочки (так звали подаренную обители коровку), курятник,  подправлял изгородь. Впрочем, и другими, более пыльными работами тоже не брезговал: рубил дрова для растопки печи, заготавливал продукты. Иногда мы его не видели в течение нескольких дней, и нам поясняли, что отец Николай поехал по окрестным селам собирать продукты для пропитания иноков. С этим послушанием, как и со многими другими, он успешно справлялся, привозя и разгружая мешки картошки, моркови, свеклы, лука. Все знали и уважали отца Николая и по его просьбе охотно жертвовали продукты и помогали материально.Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Работал отец Николай сосредоточенно, вдохновенно, мастерски выполняя поставленные задачи. А в перерывах между работой охотно общался с приходившими на послушание семинаристами. Он очень любил молодежь, заботился о ее воспитании, научал, советовал, вразумлял, делая это без морализаторства, ненавязчиво, мягко. Лицо его во время бесед с будущими священнослужителями буквально сияло добротой и любовью, а свет его дел просвещал гораздо более, нежели свет его риторского искусства. В общем-то это было естественно, ибо слово проповеди касалось слуха, не всегда затрагивая глубины души,  а вот добрый пример проникал непосредственно в сердце. Невольно возникшая аналогия добрых дел отца Николая с солнечным светом уже не покидала меня: ведь подобно тому, как при восходе солнца освещается земля, при явлении добрых дел просвещаются человеческие сердца. Наверное, это и есть тот свет, о котором говорил Спаситель: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже» есть «на небесех» (Мф.5:16).

Как же тут не вспомнить слова Евангелия: «иже аще сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (Мф.5:19).Рассказывал он и о службе в Димеевской церкви, и о матушке Алипии, которую глубоко почитал. Из его уст мы впервые услышали и о тогда еще не прославленном подвижнике Алексии Голосеевском.

Не лишен он был и здорового юмора, любил употреблять при общении различные прибаутки, с удовольствием пел народные песни, большим знатоком которых являлся. Его простодушные, но очень искренние высказывания, приводили в умиления. Помню, как однажды, уже в отстроенном здании, сидя за столом в келье наместника в день его тезоименитства 27 февраля[4], он, обратившись с приветственным словом, очень серьезно произнес: «Отец Исаакий, хочу попросить у Вас прощения».

Наместник удивился: от работы отец Николай никогда не отлынивал, в пересудах замечен не был, служил истово, с полной самоотдачей. В чем же он провинился?

Недоумевали и мы. А отец Николай, выдержав эффектную паузу, продолжил: «Помните, когда все только начиналось, я сказал, что здесь работы на шесть лет, а Вы меня исправили, сказав, что нужно всего лишь шесть месяцев. Я Вам тогда не поверил»…

 

Мы переглянулись. Действительно, прошло совсем немного времени, а обитель преобразилась. Отстроили домовой храм в честь Покрова Божией Матери, обрели мощи и канонизировали прп. Алексия Голосеевского,  благоустроили трапезную (до этого готовили пищу и трапезничали на улице), монашеские кельи. Поголовье скота и птицы умножилось. Заботливо высаженные огороды приносили щедрый урожай.

Преображались и другие обители: Введенская, Пантелеимонская, Китаева пустынь. И везде отец Николай вносил достойную лепту.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Помню, как мощно звучал его необыкновенный голос в древнем храме Спаса на Берестове. Храм стоял на вершине одной из Днепровских круч, продуваемый всеми ветрами.  Он не отапливался, и зимой там было очень холодно, так что отстоять всю службу было трудно. Но как только отец Николай приходил в этот многострадальный храм, все забывали о холоде и поддавались удивительному обаянию его мощного голоса и прекрасного интонирования. Знаток старых традиций, он служил настолько истово, что мы все переносились в какую-то иномирную реальность.

134.76 КБ

Визит Первосвятителя

А когда с Первосвятительским визитом Киев посетил Святейший Патриарх Алексий(Ридигер), отец Николай во время богослужения так мощно прочитал Апостола, что, к нашей превеликой радости которая, возможно, нас не красила, на его фоне протодиакон Патриарха, читавший Евангелие праздника, выглядел  куда менее убедительно…

Вспоминаются три визита Алексия II в Киев в бытность его Патриархом.Первый – вскоре после интронизации, в конце июля 1990 года. В день Святого Владимира 15 (28) июля Алексий II возглавил праздничное богослужение во Владимирском соборе. Он посетил также Киево-Печерскую лавру, Флоровский и Покровский женские монастыри. И всюду его встречали с благоговением и любовью.
Второй – в конце октября того же года. Накануне Архиерейский собор РПЦ принял определение «Об Украинской Православной Церкви», в котором для УПЦ провозгласили «независимость и самостоятельность в ее управлении» (с упразднением использовавшегося ранее названия «Украинский экзархат»), ее предстоятель отныне носил титул митрополита Киевского и всея Украины, его избирал украинский епископат (и благословлял Московский патриархат), синод УПЦ избирал и поставлял архиереев, учреждал и упразднял епархии в пределах Украины. Патриарх Алексий 28 октября 1990 года огласил это определение в стенах Софии Киевской. Второй – в конце октября того же года. Накануне Архиерейский собор РПЦ принял определение «Об Украинской Православной Церкви», в котором для УПЦ провозгласили «независимость и самостоятельность в ее управлении» (с упразднением использовавшегося ранее названия «Украинский экзархат»), ее предстоятель отныне носил титул митрополита Киевского и всея Украины, его избирал украинский епископат (и благословлял Московский патриархат), синод УПЦ избирал и поставлял архиереев, учреждал и упразднял епархии в пределах Украины. Патриарх Алексий 28 октября 1990 года огласил это определение в стенах Софии Киевской.
К величайшему сожалению, этот приезд на Софийской площади (тогда еще пл.Богдана Хмельницкого) был омрачен крайне неприятной массовой провокацияей.

Площадь тесным кольцом оцепили какие-то странные люди, приехавшие из западных областей Украины и во весь голос скандировавшие «Геть московського попа!»  Мы тогда еще не привыкли к таким массовкам, и искренне возмущались поведением приезжих. Для простых людей приезд Патриарха был радостным событием, и они не могли понять, почему эти люди ведут себя совершенно неподобающим образом.

Ну, и, наконец, третий Первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви на украинскую землю, приуроченный к празднованию 1020-летия Крещения Руси состоялся 26 июля 2008 года. После торжественной встречи в аэропорту Святейший Патриарх  Алексий прибыл в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где совершил молебен на Соборной площади. Затем Предстоятель поклонился мощам киево-печерских угодников в Ближних пещерах Лавры. Но к этому времени отец Николай уже отошел ко Господу. приняв монашеский постриг с именем Симеона.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

 

Неутомимый труженик на ниве Господней

До конца своих дней он был истинным тружеником на ниве Господней, главными духовными качествами которого явились твердая вера, терпеливое несение жизненного креста и любовь к людям, уникальная способность видеть в каждом из них детей Божиих. Его отличало глубокое чувство сыновства, как земного, так и небесного. Это искреннее живое сыновство было исполнено благодарности Богу и Божией Матери, родителям, учителям и церковным наставникам..
Отличительной чертой отца Николая до последнего дня оставалась  предельная искренность, которая была возможна лишь при полном доверии человека к Богу. Духовное слово его всегда было обращено к Богу, а через Него – к людям. Примером такого состояния души был праотец Авраам, ходивший «пред лицем Господа». Те же, кого смущала исповедальная открытость отца Николая, очевидно, просто недооценивали значение искренности в общении человека с Богом, о значении которой митрополит Антоний Сурожский говорил: «Как часто нашу молитву искажает то, что мы пытаемся стать перед Богом не такими, какие мы есть, а такими, как мы воображаем, Он хочет нас видеть: мы приходим к Нему словно ряженые, втиснутые в рамки взятых напрокат отношений». Бесхитростные проповеди отца Николая – урок стояния в правде без ложных оправданий и прикрас.
Такое стояние может быть обретено только в молитве. К нему, как к скорой помощи, обращались люди в беде, и его неизменным лекарством была молитва, вопль к Богу, воздыхание о болящем, благодарность за помощь.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Еще он постоянно пел — в храме и келье, в дороге и больнице, вслух и про себя. Пел, не переставая молиться: о болящих и путешествующих, скорбящих и плачущих, сдающих экзамены и защищающих диссертации. И когда он молился, ему казалось, что это его близкие больны или что это он поступает в медицинский институт или консерваторию.

В нынешнее время в Церкви бытуют разные взгляды на последние десятилетия советской власти. Да и настоящее воспринимается неоднозначно. Для отца Симеона, истинного исповедника правды Христовой, всегда было чрезвычайно важно пробудить в людях сострадание к тем, кто пострадал за Христа, сделать достоянием гласности их подвиг стояния в вере. Ну, а взгляды, по его твердому убеждению, могли быть разными, ибо, как сказано в Писании, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (Кор.1,11:19.)
Те, кто сподобился лично знать  его, не перестают благодарить Господа за то, что Он привел их к этому светлому человеку. «Благодарю Господа, — говорит одна из его чад, — что он послал мне отца Николая в поучение и в утешение. Поучение в том, что часто наши взгляды расходятся, но ясно, что это – второстепенное, и я это ясно увидела. Увидела, что любовь Божия важнее, чем взгляды на людей и события, что мне она дороже, чем мои мнения и пристрастия. А утешением для меня были его слова об одном священнике, гонимом за правду, который шестнадцать лет был моим духовным отцом и которого я глубоко почитала и почитаю. Я верю, что Божия правда все преодолеет, что иссякнет источник злобы, из которого поднимается волна лжи, и слово моего дорогого батюшки будет вести ко Христу многих».Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

В настоящее время в Киево-Печерской лавре около 200 человек братии, из них более ста — в сане. Это «те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:38). Люди разного характера, разного состояния души, но их подвиги несомненны. Убеждена, что некоторые насельники Лавры действительно являются собеседниками ангелов. И в очень большой мере это — заслуга отца Симеона, ибо его молитвенный дух, его энтузиазм был на протяжении ряда лет примером для подражания.

Блаженной памяти архидиакона Симеона, в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

 

Монашеский постриг и блаженная кончина

Была в жизни отца Николая  и своя Голгофа. Когда  богатырские силы, присущие ему с ранних лет, покинули его, он заболел раком желудка и мужественно претерпевал сильнейшие боли, не теряя бодрости духа. Однако он так похудел и осунулся, что стало понятно: дни его сочтены. Тогда искренне любивший своего протодиакона наместник Лавры, владыка Павел, благословил его принять монашеский постриг с наречением имени Симеон в честь праведного Симеона Богоприимца. И это тоже было промыслительно, ибо Господа он принял в свое сердце с раннего детства и никогда не отступал от Него. Цель христианской жизни – быть с Богом, стяжав благодать Святого Духа.

Всё остальное – лишь средства, действенные лишь тогда, когда они приносят плод (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. – Гал. 5, 22-23). Отец Симеон на протяжении всего земного пути взращивал эти благодатные плоды, и даже если и были в его жизни какие-либо прегрешения, они с избытком покрывались этими высочайшими добродетелями.

Отошел ко Господу архидиакон Симеон ранним утром 28 апреля 2004 года  на 74 году жизни, и, учитывая его поистине неоценимые заслуги перед обителью, владыка Павел распорядился провести погребение на древнем Лаврском кладбище за храмом Рождества Богородицы на Дальних пещерах.

Так Всемилостивый Господь увенчал Своего исповедника, а память людская сохранила его святое имя.

Отпевание и погребение состоялось при большом стечении православного народа.  Люди искренне скорбили о кончине  этого славного подвижника благочестия последних времен. Многие, как женщины, так и мужчины, не скрывали своих слез.

Когда завершился земной путь отца Симеона, в моей душе возникла какая-то пустота. Было очень скорбно и по-человечески больно, что мы все-таки недостаточно ценили его при жизни и до обидного мало общались с ним, впитывая его бесхитростную мудрость.

Конечно, мы знали, что душа его созрела для житницы Небесной, и там, у Престола Господня, он так же, как и раньше, будет поминать всех, нуждающихся в его помощи. Умом понимали, а сердце переживало горечь утраты. Но мы верим, что и там он не оставит нас своей милостию и, как и прежде, будет молиться за всех нас, и его щедрое, любвеобильное сердце, как и прежде, будет вмещать наши скорби и попечения. Вечная ему память!

Татиана Лазаренко

Примечания

[1] Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко. Бывший архиерей Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх всея Украины, затем — Предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). В мае — июне 1990 года был местоблюстителем патриаршего престола Русской православной церкви. Являлся одним из кандидатов на патриарший престол в ходе избрания патриарха Московского на Поместном соборе в июне 1990 года. С 1991 года активно добивался самостоятельности Украинской православной церкви. В 1992 году с частью клира и мирян покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из Поместных православных церквей. Лишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году

[2]  Это решение было принято в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с кафедры, данного на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта – 4 апреля 1992 года,

[3] Родился 18 марта 1964 года Теленештского р-на Молдавской ССР. 1 сентября 1988 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. 16 февраля 1989 г. пострижен в монашество с именем Исаакий в честь прп. Исаакия, затворника Печерского.16 марта 1990 г. рукоположен в сан иеродиакона, 9 января 1991 г. — в сан иеромонаха.В 1993 г. назначен скитоначальником в  Покровскую Голосеевскую пустынь, возведен в сан игумена.В 1995 г. возведен в сан архимандрита. В 1996 г. назначен наместником мужского монастыря Покровская Голосеевская пустынь.Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 октября 2016 г. (журнал № 43) избран епископом Ворзельским, викарием Киевской епархии.

[4] 27 февраля – память прп. Исаакия затворника Киево-Печерского, имя которого отец Исаакий получил в монашеском постриге.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Блаженной памяти архидиакона Симеона
  • в миру Николая Кузьмича (Хоменко). 15.05.1930-28.04 2004

Читайте также

Киево-Печерской обители — с любовью
0 комментариев
Путешествия и паломничествСловоТатиана ЛазаренкоТворчество

Киево-Печерской обители — с любовью

В уделе Богородицы
0 комментариев
ВидеоПраздники святой ЦерквиПутешествия и паломничествТатиана ЛазаренкоТворчество

В уделе Богородицы

Самоотверженное служение Иосифа Муньоза
0 комментариев
подвижники благочестия

Памяти хранителя Иверской-Монреальской иконы Божией Матери Иосифа Муньоза

Православный календарь

Православный календарь 15 февраля 2022 года

  • 15.02.2022
  • 0 комментариев
Православный календарь

Православный календарь 17 февраля 2022 года

  • 17.02.2022
  • 0 комментариев

Поделиться

Читайте также

Киево-Печерской обители — с любовью
0 комментариев
Путешествия и паломничествСловоТатиана ЛазаренкоТворчество

Киево-Печерской обители — с любовью

В уделе Богородицы
0 комментариев
ВидеоПраздники святой ЦерквиПутешествия и паломничествТатиана ЛазаренкоТворчество

В уделе Богородицы

Самоотверженное служение Иосифа Муньоза
0 комментариев
подвижники благочестия

Памяти хранителя Иверской-Монреальской иконы Божией Матери Иосифа Муньоза

Труженик нивы Христовой. Памяти протоиерея Федора Шереметы
0 комментариев
подвижники благочестия

Труженик нивы Христовой. Памяти протоиерея Федора Шереметы

Самые читаемые

0 комментариев
Фото

Крест Господень на Голгофе: Спаситель отверз очи

Академик Бехтерев: «Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами»
0 комментариев
СловоТворчество

Академик Бехтерев: «Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами»

0 комментариев
Ремесло

Достояние народное: 20 видов русского художественного творчества

Секреты куполов собора Василия Блаженного
0 комментариев
Искусство

Секреты куполов собора Василия Блаженного

Самые лучшие

0 комментариев
Искусство

Касперовская икона Божией Матери

Комментарии закрыты.

Читайте также

Киево-Печерской обители — с любовью
0 комментариев
Путешествия и паломничествСловоТатиана ЛазаренкоТворчество

Киево-Печерской обители — с любовью

Информация по делу Самые полезные материалы за 5 минут в еженедельной рассылке + Бонус
Введите e-mail
Вы подписались на рассылку распродаж и акций

Правжизнь.рф | Блоги, новости, статьи о православии

Полезные статьи, новости и блоги о жизни, творчестве и Православии

Поделится

Посетите нас в социальных сетях

© 2013-2022 «Правжизнь»
  • О проекте
  • ЕЛК священослужителя
  • Благотворительный фонд
  • Пользовательское соглашение
  • Безопасность платежей
  • Публичная оферта
  • Защита персональных данных
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Поддержать проект
  • Все проекты Правжизнь
  • Программы фонда
Полная версия сайта