Кем был благоверный князь Ярослав Мудрый
Кем был благоверный князь Ярослав Мудрый
Ярослав стал «великим князем», владевшим почти всей Русской землёй – кроме Черниговщины, где до 1035 года правил его брат Мстислав. Новый «великий князь» был непохож на своих воинственных предков-варягов – это был христианский государь, предпочитавший войне дела духовные и гражданские. Он был очень набожен, много молился и по ночам читал святую Библию; он был первым образованным государём на Руси и мог поспорить с учёными греками о вере и о правилах христианского правления. Первым начинанием Ярослава было утверждение закона – он повелел собрать русские законы и опубликовать «Русскую правду» – писаный законодательный кодекс, по которому судили бы княжеские наместники.
Ярослав был великим христианским государем, свято верившим в Бога, почитавшим монахов, милосердным к бедным, просветителем, строителем и заступником Руси. Он разгромил печенегов – так, что они больше не показывались на Руси; он построил каменные стены Киева с Золотыми Воротами; он строил монастыри и церкви, создавал школы и библиотеки. Он собрал множество книгописцев и посадил их переводить греческие книги – «и написали они много книг, по которым верующие люди учатся». Самым великим творением Ярослава была Святая София Киевская – главный храм и символ древней Руси. В те времена Европа ещё была страной варваров, и приезжавшие в Киев западные монахи и рыцари дивились великолепию огромного храма. В Европе и на Руси тогда не умели строить больших каменных зданий – храм был построен приглашёнными князем греческими мастерами, бравшими образец с величественных храмов Константинополя.
Греки создали украшавшие стены фрески и мозаики – огромные залитые струящимся сверху светом фигуры Богоматери, ангелов и великого князя – строителя Святой Софии.
При Ярославе на Руси появилась греческая мода и греческие обычаи, в «Русской правде» появились греческие законы, а новорождённым стали давать христианские имена: Иоанн (Иван) или Иаков (Яков).
Ярослав старался прильнуть к мудрости греков – ведь Святая София означает Святая мудрость – и остался в памяти потомков с прозвищем Мудрого. «Ярослав же тот, как мы сказали, любил книги и, много их, переписав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил он её золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к Богу положенные молитвы в назначенное время.
И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом. И увеличилось число священников и людей верующих, и радовался Ярослав, видя множество церквей и верующих, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми верующими…»
Страницы летописи
Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. Около 1010 года он основал город Ярославль и заложил здесь первый храм в честь известного подвижника и борца с язычеством — св. Ильи Пророка.
На месте своей победы над печенегами в 1037 г. Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. по его повелению его сын Владимир воздвиг Софийский собор в Новгороде.
Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа.
Много сил уделял св. князь Ярослав христианскому просвещению народа.
Церковь молитвенно вспоминает св. блгв. великого князя Ярослава Мудрого 20 февраля / 5 марта — в день его блаженной кончины.
Посмертное почитание князя Ярослава
Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (1054 г.). Само погребение в храме (а мощи великого князя, как известно, почивают в Софиевском соборе) в древности свидетельствовало об особых заслугах почившего перед Церковью, поэтому перед его могилой совершались панихиды либо даже молебны, разрешавшиеся иногда священноначалием, чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание.
Е.Е. Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым.
Монголо-татарское нашествие и почитание князя
Видимо, нашествие монголо-татарских полчищ не позволило довести до логического завершения почитание — канонизацию с составлением службы не только благоверному князю Ярославу, а и многим другим подвижникам благочестия домонгольского периода. Тем не менее, имя святого Ярослава Мудрого находим во всех полных каталогах русских святых — святцах, которые с начала XVII века помещались не в богослужебных книгах, а выходили особыми самостоятельными изданиями.
Святой благоверный князь Ярослав поминается в литийной молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…» на службе всем святым в земле Русской просиявшим, составленной святым исповедником Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским.
«Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX — средина XIII в.)», размещенный во 2-м томе истории РПЦ митрополита Макария (Булгакова) и который, по мысли издателей, «может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковных канонических комиссий», святого благоверного князя киевского Ярослава (в крещении Георгия) Мудрого, относит к разряду «тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью… и благодатными явлениями и, вследствие этого, почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники».
В изданном в начале ХХ века «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» имеется следующая статья: «Ярослав — Георгий Владимирович, святой, великий князь. Скончался в 1054 году. Память 28 февраля».
А в Издании Московской Патриархии «Богословские труды» № 28 (1987) была напечатана икона святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого.
Внесение в святцы
Священный Синод УПЦ МП на своем заседании, проходившем 9 марта 2004 г. в Киево-Печерской Лавре, заслушал рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима и заместителя председателя комиссии архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, который представил документально-исторические источники, подтверждающие факт почитания на Руси благоверного князя Ярослава Мудрого как святого.
В ответ на запросы духовенства и верующих мирян и в связи с 950-й годовщиной блаженной кончины великого князя Ярослава Священный Синод благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст. ст. / 4 марта н. ст.
При этом было подтверждено, что в соответствии со сложившейся традицией святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
Мудрость правления князя
Под властью Ярослава страна наслаждалась миром; большинство владык Европы стремились дружить с Русыо и мечтали породниться с князем.
Руки его дочерей сумели добиться норвежский конунг Гаральд Суровый, французский король Генрих I и венгерский король Андрей I. Сестру князь выдал за польского короля Казимира I Восстановителя, сыновей женил на византийской царевне и немецких княжнах.
Процветающая страна и мирная торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые он тратил на украшение Киева Золотыми воротами, величественным храмом Святой Софии и другими постройками, а также на просвещение.
Князь поставил в Киеве первого русского митрополита Илариона, построил училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков. Ярослав прославился образованностью и любовью к книгам, заботился о летописании. Ему принадлежит первый на Руси свод законов «Русская правда», который отменял кровную месть.
Комментарии закрыты.