Радоница — день поминовения усопших
Радоница — день поминовения усопших
Сегодня Радоница — православные идут в храм на Литургию и панихиду, а затем на кладбище, поделиться радостью Воскресения Христова со своими умершими близкими, в ожидании всеобщего воскресения. В воскресные дни в продолжении всего года и дни Светлой недели мы не поминаем умерших, поскольку Воскресение Христово сделает всех живыми. Придите, хоть до отдания Пасхи, на могилки близких вам людей и пропойте трижды тропарь: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» — и верьте, что будет им радость от этого.
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает
Радоницу — день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
Некогда один подвижник Киево-Печерской лавры в день святой Пасхи пришел в знаменитые пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: «Христос воскресе!». – «Воистину воскресе!», – услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов – граждане Небесного Царствия.
Сегодня и мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших – Радоницы – тоже дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает
Радоницу — день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
Некогда один подвижник Киево-Печерской лавры в день святой Пасхи пришел в знаменитые пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: «Христос воскресе!». – «Воистину воскресе!», – услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов – граждане Небесного Царствия.
Сегодня и мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших – Радоницы – тоже дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Комментарии закрыты.